Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«А ты останешься. За нас...»

24 августа 2016 года  Альбина Абсалямова презентовала в Литературном музее А.М. Горького свой новый поэтический сборник «Среди пауз и многоточий».

Среди приглашенных была главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева.

Несмотря на жаркий день, народу собралось много. И, что очень важно, большинство – ее личные знакомые. Альбина – человек очень деятельный, одновременно успевает заниматься несколькими проектами. А с 2014 года, когда она стала главным редактором журнала «Идель», знакомых у нее стало много больше.

Я всегда удивляюсь ее работоспособности. Можно сказать, что ни одно важное дело в сфере искусства в последнее время не обходится без нее. Я стараюсь следить за ее интенсивной жизнью не только потому, что Альбина мне интересна как личность, умеющая создавать вокруг себя энергетическое поле большой мощности, но и потому, что таким образом узнаю о том, что, увы, чаще всего проходит мимо меня. Личные жизненные обстоятельства не позволяют мне бывать даже на очень важных акциях, но с помощью Альбины я хотя бы узнаю о них.

Как она успевает везде участвовать, причем не в роли свадебного генерала, а активного участника?! Концерты, выставки, презентации, встречи… Например, 17 августа она была одним из участников и авторов сценария литературно-музыкального вечера «О, Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!», который открыл Дни культуры Республики Татарстан в Москве.

Когда в прошлом году я приглашала ее в жюри краеведческого конкурса «Литературный Татарстан», была практически уверена, что она не найдет для этого свободного времени, а нам было важно ее участие, поскольку несколько вопросов касалось творчества писателя Абдурахмана Абсалямова. Нашла. Правда, прочитала лишь работы, прошедшие в финал, но ее мнение было очень важно, когда определяли имена лауреатов – были сложности. Жаль, что Альбина не нашла времени для участия в празднике подведения итогов – была в это время в Ташкенте. Но не по ее вине: мы перенесли дату, и она уже не смогла отменить свою поездку…

Альбина Абсалямова занимает в культурном пространстве Казани особое место, являясь инициатором оригинальных проектов, в орбиту которых оказываются втянутыми сотни людей. Здорово, что ей удается реализовать свои инициативы.

С ее помощью молодой читатель познакомился с романом «Белые цветы», написанным ее дедом, замечательным татарским писателем Абдурахманом Абсалямовым. Роман существует теперь не только в печатном варианте, но и на телеэкране – Альбина была среди тех, кто задумал и воплотил идею снять по роману одноименный телефильм. Проект «Вечный человек», задуманный как выставка под открытым небом (она работала в Кремле два лета), превратился в целую серию культурных событий, помог создать клуб потомков деятелей татарского искусства. Альбина обобщила работу над этой выставкой в книге «Вечные люди», вышедшей к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Поскольку презентация новой книги Альбины Абсалямовой совпала с ее днем рождения, было много цветов и подарков. Еще больше – теплых слов. Выступающих было много, и практически каждый представлял Альбину какой-то новой гранью.

Генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова говорила о ней как об авторе оригинальных музейных проектов, главный редактор журнала «Казань» Юрий Балашов и главный редактор журнала «Казанский альманах», директор Татарского ПЕН-центра, Ахат Мушинский, – как о коллеге и одном из авторов, доктор исторических наук Энгель Тагиров, ректор первого и единственного в мире Института культуры мира (ЮНЕСКО), созданного в 1999 году, – как об успешном исследователе.

Об Абсалямовой-поэте говорили руководитель творческого объединения «Белая ворона» Наиля Ахунова (Альбина делала первые шаги в нем) и  известный театральный критики, руководитель литературно-драматургической части Татарского академического театра имени Г. Камала Нияз Игламов, автор рецензии на книгу, опубликованной в журнале «Казань».

Альбина особо представила художественного руководителя Камерного оркестра La Primavera, народного артиста РТ, лауреата республиканской Государственной премии имени Г. Тукая Рустема Абязова.

Она сама попросила его написать предисловие к своей книге и объяснила, почему – хотелось узнать о впечатлении просто читателя. Хотя трудно представить Рустема Юнусовича просто читателем – как любую творческую личность. Но предисловие и впрямь получилось впечатляющим. Оно маленькое по объему, поэтому приведу его полностью:

МАСТЕРСТВО И ОКРЫЛЁННОСТЬ

Казалось, меня уже трудно чем-либо удивить: самая гениальная музыка, скорее всего, уже отзвучала, самые выразительные стихи созданы, великие картины написаны... Представить себя, променявшего сладостный сон на знакомство с очередным модным творением пусть даже именитого литератора, становится всё маловероятнее. И всё же...

Некоторое время назад мне довелось испытать азарт открывателя, потратив полночи на чтение стихов из только что подаренного мне сборника. Заворожило:

Это всё ещё мы,

Повзрослевшие – или не очень,

В этих «дебрях зимы»,

Среди пауз и многоточий.

Тронуло:

Давай я угадаю, что к чему,

Твой распорядок дня.

А, впрочем, ты всё сводишь к одному

– Забыть меня.

Взволновало:

Скоро будет цунами.

Ураган и тайфун.

Скоро вспыхнут над нами

И борей, и самум.

Скоро тихие реки

Выйдут из берегов,

И поднимутся веки

У притихших врагов.

Оказалось, что я ещё способен удивляться тому, что в одном со мной городе живёт поэт, способный писать настоящие стихи. Оказалось, что рано ставить крест на высоком искусстве, что рождает ещё наша планета очень талантливых (побаиваюсь слова «гениальных») людей. Не могу причислить себя к когорте глубоких и тонких знатоков поэтического слова, умеющих разложить строфу на составляющие, дабы приговорить рифмы к триумфу или бесславию. Но мне удаётся чувствовать стихи. И я почувствовал: это трепетно и пронзительно, это мне близко, и я хочу читать новые стихи Альбины Абсалямовой. Просто читать и наслаждаться искренностью, мастерством и окрылённостью.

Кстати, на презентации звучала и музыка. Музыкальное приношение сделали пианист Илья Баженов и народный артист РТ Эдуард Трескин.

Альбина подарила свою книгу всем, кто пришел на встречу с ней. С большим воодушевлением читала стихи из нее. Причем, начала со стихов, посвященных зиме – чтобы хоть как-то отвлечь присутствующих от летней жары.

ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА

Там, на двенадцатом этаже,

Пальцем водить по стеклу.

Думать: зима наступила уже

Или молчит в углу?

«Как там, пора заявлять права,

Или нельзя пока?

Может, ещё – разгуляй-трава,

Не-замерзай-река?

Может, пускай этот город сер,

Не убелён почти?

Может, не стоит из высших сфер

Снег на него трясти?..»

Глупость. Подстрочник. Эскиз. Канва.

И – по стеклу – рука:

«Пусть гололёд. Замерзай, трава,

Не шевелись, река».

В сборнике представлено около 200 стихотворений на самые разные темы. Мне уже приходилось писать о будущей книге. Альбина представила ее в виде идеи на своем творческом вечере еще в 2014 году. Цитата из той публикации:

«Стихи у Альбины стопроцентно женские, даже если они на философские темы. Если бы не изящество формы, можно было бы сказать, что это стихи – любительские. В том смысле, что вызывает вдохновение не профессиональная необходимость писать, а отклик на какое-то жизненное событие. В стихах удивительно естественная интонация разговорной речи – Альбина просто так необычно разговаривает, рифмуя свою речь…

Она и читает стихи – как рассказывает».

Там, над моей головой, в вышине,

Праздник. Курбан-байрам.

Это так явственно видится мне,

Будто я тоже там.

Это в Тат.Юнках, в деревне, стол,

И на столе – катык.

И занавески льняные в пол,

И за окном – арык.

Бабушка ставит на стол чак-чак,

Мёд, катламу, лапшу.

Гости спешат, ускоряют шаг...

Я им рукой машу.

Альбине удается привлечь внимание к прозаическим вещам, к мелочам нашей жизни – и вдруг оказывается, что они не мелочи вовсе.

Там, на Казанке, всё ещё рыбаки.

Чем-то их манит этот некрепкий лёд.

А у меня – самолётик, кораблик, оба они легки,

И хоть один до тебя долетит-доплывёт.

Вот самолётик. С ним-то вообще легко.

Прямо, и только прямо, и там, у самой воды

Маленький крюк направо. И в руки твоё легло

Судно воздушное с ёмким названием «ты».

Или кораблик. По речке, протоке, ручью

К озеру мчится, видишь – быстрей, быстрей.

Ты уж поймай его – крейсер с названием «you»,

Бодро прошедший речку, протоку, ручей.

Она пишет о фактах своей биографии – и ты видишь, что это факты биографии всей страны.

На презентации Альбина рассказала о встрече со своим далёким дядей, Равилем Селихметом, который, как она пишет, раскрыл ей «все тайны родословной нашей семьи». Впечатления естественно вылились в стихи:

Всё не уйдут из головы.

Гостиница, и вы на стуле –

Деревьев чертите стволы.

Из бездны бабушки и дяди

Встают рядами за спиной.

Они минуты этой ради

Соединили вас со мной.

Но почему так иллюзорен,

Так скоротечен этот час?

Но вы – оттуда – «Я спокоен.

А ты останешься. За нас...»

Последняя фраза – «Я спокоен. А ты останешься. За нас...» показалась мне своеобразным объяснением феноменальной активности Альбины Абсалямовой.

Всегда ли мы думаем о том, что живем не только за себя, но и за тех, кто был до нас, и кто еще будет?

Альбина Абсалямова точно знает, что это именно так.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Среди пауз и многоточий» вместе с Альбиной Абсалямовой

«Ты всегда рядом»  (о книге «Никогда не угаснет. История жизни и творчества писателя Абдурахмана Абсалямова, рассказанная его внучкой»)

Вечные люди: завещано потомкам

«Золотые вещи» из фронтового чемодана Абдурахмана Абсалямова

 Фото Julia Kalinina. Страничка Альбины Абсалямовой в сети Facebook

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить