Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Татарская семья 100 лет назад и сегодня»

Так называлось второе заседание исторического клуба «Тарихи Бранч» («Исторический бранч»), которое прошло 1 апреля в здании Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу.

Выступления на второй встрече клуба содержали обширную информацию о татарских семьях: о татарских женщинах и обществе в начале XX века, о татарской семье на страницах метрических книг (о браках, разводах, детях) и о традиционной татарской семье в современном мире. Все выступавшие – специалисты в области истории, специализирующиеся на национальных исследованиях.

Мы уже рассказывали читателям о том, как проходила первая встреча исторического клуба. Само помещение, в котором проходила встреча в этот раз, было гораздо просторнее, имелся большой экран для трансляции слайдов с проектора, у каждого спикера – вернее, у каждой – был микрофон.

Лекторы: (слева направо) Эльмира Салахова, Альта Махмутова, Лилия Сагитова

В предвкушении интересного прослушивания я заняла место в первом ряду. Вооружившись диктофоном и блокнотом, ожидала начала речи. Но вот незадача: первый лектор начала свое выступление на татарском языке. Я тактично промолчала: а вдруг среди присутствующим я одна не знаю второго государственного языка так же хорошо, как родной мне русский? Я решила подождать завершения первой лекции, но спикера перебили другие присутствующие, которые, как и я, не понимали, о чем говорится. Альта Хазеевна Махмутова, кандидат исторических наук, доцент федерального университета, любезно согласилась перевести озвученное и продолжила свою речь на русском.

Татарские женщины и общество в начале ХХ века

Цель выступления Альты Махмутовой заключалась в том, чтобы познакомить нас с традиционным укладом в татарских семьях, раскрыть феномен татарского феминизма. На рубеже XIX-XX веков татары пережили своего рода ренессанс: развитие театра, литературы, школы – расцвет культуры. Одним из направлений в таком расцвете было женское движение. Татарки боролись за свободу воли, за то, чтобы они могли по собственной воле выходить замуж, работать, не сидеть взаперти дома, одеваться.

Альта Хазеевна рассказала о двух татарских женщинах, которых, уже посмертно, в 1917 году на первом съезде женщин-мусульманок удостоили звания «Миллэт аналары» («Матери нации»). Это журналистки Фатима-Фарида Наврузова и Зухра Акчурина. Женщины трудились ради распространения знаний, не жалея своей жизни, отдавали себя во благо народу, во благо нации.

Женское движение в первую очередь начиналось с борьбы за образование. Первая женская школа появилась в 1895 году. Братья Буби создали не только светскую мужскую школу (начальную и среднюю), но и женскую восьмилетнюю школу, которая первой начала выпускать дипломированных учительниц. Выпускницы школы Буби возвращаются домой в свои деревни и города, и, по имеющемуся примеру, создают начальные школы. Так образование начало распространяться. У татар появился первый среди мусульманских народов театр с участием женщин. Первые спектакли были поставлены в 1903-1904 годах в Казани.

«Необразованный человек мыслит очень узко», – справедливо отмечает Альта Махмутова.

Далее слово было передано Эльмире Салаховой, эксперту Института истории имени Марджани. «Мое выступление будет на татарском языке, если кто-то что не поймет – в конце мы поговорим, вы зададите вопросы», – сообщила Эльмира Кадимовна перед началом.

Каким же было мое разочарование: лекция завершилась, перевода не последовало, а вопросы хоть и задавались на двух языках, но все ответы следовали на татарском. Таким образом, содержание всей лекции оказалось для меня полностью недоступным.

Традиционная татарская семья в современном мире

Завершающим было выступление кандидата исторических наук, доцента Лилии Варисовны Сагитовой. К счастью, ее лекция на тему традиций в современной татарской семье, была полностью на русском. Лилия Варисовна презентовала свой «исследовательский кейс» – исследование на тему семейного традиционализма, которое она проводила с 2006 по 2011 год. Лилия Сагитова жила в семьях в селе Средняя Елюзань Пензенской области, брала множество интервью у людей разных возрастов. В исследовании показана семья из Средней Елюзани как пример сохранения традиционализма.

Фото 3. Подпись: Презентация Лилии Сагитовой

«Когда я вернулась в Казань, я сказала: «Я побывала на Марсе!», – шутит исследователь. Но есть в шутке и доля правды, притом значительная: елюзанский быт сильно отличается от жизни в Казани.

С 1970-х годов село было известно как совхоз-миллионер «Елюзанский». Важно, что жителям Средней Елюзани удавалось во все времена сохранить Ислам, даже в советский период. Неизменно сохранялся татарский язык (на момент исследования среди жителей была только одна русская учительница), общинность, вековые традиции. Примечательно, что на вопрос о человеке, на которого хотелось бы походить, жители не приводили примеры киногероев или известных личностей: мальчики говорили, что хотят быть похожими на отца, а девочки – на мать. В постсоветское время повсеместно вымирали села, но в данном случае отмечается феномен. Село не просто выжило, оно процветает в социально-экономическом плане. Средняя Елюзань является самым большим татарским селом в мире.

Фото 4. Подпись: Информация о селе Средняя Елюзань из презентации Лилии Сагитовой

Исследования Лилии Сагитовой привели к такому заключению, что именно традиционная большая семья является основанием социально-экономического успеха Средней Елюзани. Исламские традиции, передаваемые из поколения в поколение, помогли елюзанцам сохранить себя и свой социум.

Заключительное слово было предоставлено председателю Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Ираде Хафизяновне Аюповой. Она подчеркнула особую значимость архивов как источника материалов, дающего возможность реально оценивать историю:

«Мы все живем в мире мифов, и сегодня многие мифы были развенчаны». В заключение она озвучила очень ценную мысль: «Если мы не будем знать свою историю, нам будет очень трудно видеть, куда идти дальше».

На выходе из зала мне довелось услышать такое высказывание: «Меня бы вообще обидело, если бы говорили о татарской истории на русском языке!». Было и другое мнения – о наличии в республике двух государственных языков. Надо приветствовать, что русская аудитория тоже желает познакомиться с историей и культурой татарского народа. И было жаль, когда люди выходили из зала. Есть ли гарантия, что они придут на следующее заседание клуба?

Естественно, русский доступен всем, а татарский не знают даже все татары. Им тоже не надо знать историю и культуру своего народа?

Такие ситуации нередки на культурных мероприятиях. Чтобы не ставить в тупик ни лектора, ни аудиторию, организаторам лучше заранее оповещать, на каком языке будет проходить общение. Или переводить выступления с татарского на русский, если для этого есть возможности.

После завершения заседания организаторы впредь пообещали избежать подобных неприятностей, поэтому удалось закончить встречу на позитивной ноте.

Следующее заседание исторического клуба ожидается в конце апреля или начале мая.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить