Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Город без истории – город без будущего

15 июня  на заседании Совета Татарстанского республиканского отделения ВООПИК акция «Казанские некрополи», которую я в прошлом году задумала, получила ощутимую поддержку.

Спасибо за это Фариде Забировой, заместителю председателя ТРО ВООПИК. У нее много других хлопот, кроме заботы о кладбищах, но она так прониклась идеей создать широкое общественное движение «Казанские некрополи», что быстро от слов перешла к делу. Только в апреле акция газеты «Казанские истории» была включена в число приоритетов местной организации защитников культурного наследия и я с подачи Фариды Мухаметовны стала членом Совета, и уже в июне дело дошло до рассмотрения этого вопроса с участием всех заинтересованных сторон на собрании ТРО ВООПИК.

Фарида Забирова ведет собрание 15 июня

Прав коллега Юрий Балашов, редактор журнала «Казань», заметивший на заседании 15 июня, что тема исторической памяти – тема вечная, и надо помнить об этом всегда. И задача сохранности казанских некрополей тоже возникла не вдруг. Но, на мой взгляд, сегодня возвращение в наше прошлое, в том числе и через некрополи, как никогда, актуально.

«И мне печаль могил понятна и близка»

Но для многих кладбище – это просто могилы. Я убедилась в этом, начав акцию «Казанские некрополи». Мой интерес к этой теме не поняли даже знакомые. Вижу это по ироническим комментариям в сети и во время личных встреч, по отсутствию лайков на публикациях по этой теме на своей страничке в Фейсбуке. И я людей понимаю.

В моей творческой биографии тема некрополей тоже появилась только тогда, когда на Арском кладбище в 2005 году упокоился близкий мне человек. И хотя это была сугубо личная утрата, проходя каждый раз к могиле мужа мимо других захоронений Центральной аллеи, я все больше осознавала, что каждый из нас – звено в длинной эстафете поколений. И важно не порвать эту цепь. На словах и раньше понимала, но сердцем нет.

Не все, кого мы приглашали, пришли на это заседание, но это не помешало обменяться мнениями, поспорить, соотнести позиции и выработать первые шаги в реализации важной социальной задачи. Правда, каждый понимает эту задачу по-своему. Кого-то больше интересует сегодняшнее состояние казанских кладбищ, поскольку есть вопросы о сохранности исторических могил. Кто-то озабочен невежеством подрастающего поколения – наши дети не имеют элементарных знаний об истории малой родины. Несмотря на планы, собрания, заседания о патриотическом воспитании. Как мне кажется, недалек тот день, когда наши дети не будут знать, кто такой – Лобачевский.

Меня все это волнует, и по мере возможностей я держу эти темы в фокусе своего внимания. Но все-таки смотрю на проект «Казанские некрополи» не так утилитарно. Для меня он интересен прежде всего с точки зрения вечности, как бы высокопарно это не звучало.

Уже много лет прожила на этом свете, и, пожалуй, никогда еще пропасть между поколениями не была так велика. Разногласия между отцами и детьми были всегда, и это естественный процесс. Но если раньше они касались каких-то конкретных сторон бытия: какую одежду носить, какую музыку слушать, то сегодня у нас, проживших значительную часть жизни при Советской власти (я намеренно написала это слово с большой буквы, поскольку оплевана она не всегда справедливо), то сегодня у нас с детьми и особенно с внуками разные представления о смысле жизни, о том, в какой стране хотим жить. Недавно пришлось в Фейсбуке обменяться мнениями о Павке Корчагине. Оказывается, не тому он нас учил, и вовсе он не герой. Вот так… И в этой связи принципиально важно рассказать молодежи, как жили до них, в какие идеалы верили, как отвечали на вопрос о смысле жизни. Как писал великий русский философ Николай Бердяев, «народ – это не только ныне живущие, но и умершие люди».

И в моем поколении, и в поколении моего внука есть исключения. Еще раз убедилась в этом на заседании, где познакомилась с молодой девушкой, выпускницей Казанской архитектурно-строительной академии, и увидела, что мы с ней – люди, что называется, одной крови, хотя нас разделяет несколько десятилетий.

Как считают уфологии, на земле есть места, где соприкасаются разные миры. Так вот, кладбище (в данной ситуации лучше сказать НЕКРОПОЛЬ) я воспринимаю как место, где встречаются люди разных эпох. И это не просто метафора. Не зря ведь места погребений практически во всех мировых религиях – это нечто сакральное и трогать их – большой грех.

Беда в том, что в нашей современной прагматичной, без сантиментов жизни ничего сакрального уже не осталось. И нужно очень постараться, чтобы пробить брешь в этой насквозь материализованной оболочке бытия, чтобы понять Пушкина. Помните, он писал:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.)

Какое прекрасное определение важного человеческого качества – САМОСТОЯНЬЕ! Могу еще Ивана Алексеевича Бунина процитировать:

Могильная плита, железная доска,

В густой траве врастающая в землю, –

И мне печаль могил понятна и близка,

И я родным преданьям внемлю.

Еще в 2009 году я планировала вместе со студентами КНИТУ-КАИ, будущими специалистами по связям с общественностью, которые проходили журналистскую практику в редакции «Казанских историй», выпустить специальный номер, посвященный историческим персонам, упокоившимся на казанских погостах. В нашей газете есть рубрика «История в лицах», так что о многих из них «Казанские истории» уже писали. Однако студенты – народ ненадежный, и номер не вышел. И снимки Эльвиры Камаловой и Эльзы Салаховой, сделанные на Арском и Татарском кладбищах, остались в редакционной фотобазе.

Фото Владимира Зотова

Сегодня в фотобазе «Казанских историй» сотни фотографий разных авторов. Олег Маковский фотографировал Арское кладбище для путеводителя. Илья Шалман в 2007 году выполнял задание Национального музея РТ – это была фотофиксация памятников культурного наследия. Владимир Зотов снимал как сюжеты, связанные с конкретными событиями, например, пожар на Арском в 2006 году или похороны Героя Советского Союза Петра Алексеевича Полушкина в 2009-м, так и надгробия известных ему людей, а таких на Арском кладбище у него – многие десятки человек. Около десяти фотосъемок у меня самой. В Интернете нашли много снимков Фарида Низамиева.

К сожалению, мой призыв рассказать о близких, упокоившихся на казанских кладбищах, прислать семейные фото не был услышан читателями «Казанских историй». А ведь сегодня исторические фотографии – на вес золота. Потому что многие старинные могилы утеряны, и мы зачастую не знаем, где они были и как выглядели надгробья.

В 2016 году личные впечатления от разговоров со своими студентами, которые не оставляют сомнений в том, как мало они знают о прошлом своей страны, многолетние грустные наблюдения за Арским кладбищем, где порой мусорные свалки устраивают прямо на могилах (читайте мою статью Мертвые сраму не имут. А живые?), знакомство с критическими публикациями коллег о судьбе казанских кладбищ, участившиеся случаи вандализма – все это обострило желание сделать что-то конкретное, что могло бы повлиять на ситуацию. Опыт консолидации широкой общественности на важной социальной проблеме в моей журналистской практике есть – без этого Казань вряд ли бы справилась с явлением, которое получило название «казанский феномен».

Понять письмена, оставленные временем

Цели акции изначально выходили за пределы газетных публикаций, хотя, естественно задача популяризация истории Казани через биографии конкретных исторических фигур стала одной из главных. 27 июля 2016 года наша газета объявила о начале важной социальной акции, которая получила название по одной из наших рубрик – «Казанские некрополи». На сегодня опубликовано уже около 50 материалов. В рубрике «На редакционной кухне» можно найти полный список публикаций (Акция «Казанские некрополи»: библиография). Материалы на эту тему есть не только в специальной рубрике «Казанские некрополи», где пока три подрубрики: «Любовь к отеческим гробам», «Арский некрополь» и «Татарский некрополь» (в планах публикации о людях, захороненных на Архангельском и других кладбищах города), но и в других рубриках. Через гиперссылки читатели могут расширить свои знания о тех, кто похоронен в Казани. И это не только казанцы.

Акция была сразу задумана как долговременная и комплексная кампания, и я рада, что нашла поддержку. Сначала у отдельных людей, с которыми давно общаюсь: Леонида Абрамова, Анатолия Елдашева, Сергея Саначина и других знатоков казанской истории, а потом в учреждениях и организациях, без которых не решить выявленные проблемы: у руководства Управления по организации ритуальных услуг города Казани и лично у Марата Ишкина («Если мы этот пласт поднимем – значит, жизнь свою прожили не зря»), у Туристско-информационного центра Казани и лично Натальи Абрамович(Туризм со служебного входа). Я нашла в их лице людей заинтересованных.

С помощью мастера Арского кладбища Тимура Мансуровича отыскала несколько исторических захоронений, которых считались утерянными. В стадии поиска еще несколько. После длительного изучения этого некрополя стали более понятны проблемы, которые, как оказалось, беспокоят не только краеведов.

С экскурсоводами думали над тем, как включить исторические захоронения в число туристских объектов. Интерес к этому есть – экскурсии Анатолия Елдашева пользуются популярностью. Однако объект этот необычный, и прав коллега Юрий Балашов, выступавший на собрании ТРО ВООПИК, – не может быть речи о массовом туризме. И прежде всего потому, что нет массового спроса.

Я очень удивилась, когда при посещении Парижа у нас не состоялась запланированная экскурсия нашей группы на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронен выдающийся артист балета Рудольф Нуриев. И не потому, что туристы из России его не знали. Просто люди предпочли провести это время по-другому. Поехали на встречу с Нуриевым только семеро. Уже за свои средства.

Еще в 2013 году мэр Казани на встрече с казанскими краеведами удостоверился, что в Казани нет перечня исторических захоронений, однако дело по его составлению движется очень медленно. Отдельные исследования проводятся, у каждого знатока истории есть своя «делянка», Анатолию Елдашеву удается выпускать книги, в которых он рассказывает о результатах своего поиска. Леониду Абрамову накопленные за годы исследований сведения помогают заниматься организацией интересных экскурсий. Однако Арское кладбище слишком велико, чтобы решить эту задачу одиночными исследованиями.

Задачу составить единый реестр исторических захоронений этого кладбища Мэр Казани поставил перед руководством городской службы по организации ритуальных услуг. Казалось бы, правильно: кладбища входят в структуру органов жилищно-коммунального хозяйства. За это время кое-что сделано, и в интервью Марата Ишкина об этом речь идет. Создан сайт (https://cemetery.kzn.ru/search), с помощью которого, как мне сказали, можно найти любое захоронение на казанских кладбищах, но пока на нем база данных с 1980 года. И поиск даже в этом временном промежутке не всегда успешен – проверила лично.

Ситуацию осложняет то, что не все старинные архивы сохранились. Так что для начала надо выяснить, какими архивными источниками мы располагаем. До революции – это исследования краеведа Н.Я. Агафонова, который составил список захоронений на казанских кладбищах за целое столетие. После революции – регистрации 1961 и 1997-2012 годов. Рассчитываем тут на помощь начальника Управления по организации ритуальных услуг города Казани Марата Ишкина.

В решении собрания записан такой пункт:

«Рекомендовать начальнику Управления по организации ритуальных услуг города М.А. Ишкину создать на сайте cemetery.kzn.ru специальный раздел исторических захоронений с размещением на нем информации о могилах – памятниках культурного наследия, размещать там по мере готовности материалы об усопших, включаемые в республиканский каталог некрополей Татарстана».

Нужен не просто перечень захоронений, но и привязка каждого исторического захоронения к конкретному месту. А с этим чаще всего проблема.

Во-первых, значительная часть исторических захоронений утеряна. Какие-то восполнены кенотафами: иногда сохранившимися памятниками, как у Дмитрия Александровича Булыгина, генерал-майора артиллерии, начальника Казанского и Вятского ополчения, созданного в 1812 году, иногда новоделами, как у профессора Императорского Казанского университета Карла Фукса.

От захоронения Дмитрия Александровича Булыгина остался только это оригинальное надгробье

Во-вторых, многие старинные захоронения числятся бесхозными. Хорошо, если могилы находятся под коллективным присмотром, как на немецком участке, за которыми ухаживают члены Казанского немецкого общества имени Карла Фукса. На попечении общества 68 мест захоронений со 176 могилами. Но на Арском кладбище много могил, которые уже давно никто не посещает. И на некоторых памятниках и надгробиях старинные записи уже давно не читаются. При этом памятник иногда неплохо сохранился. Если учесть, что это чаще всего кованые металлические кресты или мраморные памятники, нельзя не задуматься: а вдруг это захоронение человека, который оставил заметный след в истории Казани?

Однако чаще всего встречаются обломки старинных надгробий и крестов, которые, скорее всего, лежат уже не на месте захоронения. И мы вряд ли узнаем, где было их место...

Могилы из прошлого – проблемы в дне сегодняшнем

В проблеме казанских некрополей есть две составляющие. Одна – общественная, связанная с желанием сохранить древние захоронения во что бы то ни стало, ведь время работает против нас. Оно не страшно, пожалуй, только мраморным крестам и гранитным надгробиям. Металлические кресты, а порой это настоящие произведения искусства, уже требуют реставрации.

Вторая составляющая – коммерческая. Это бизнес. И, как известно, довольно выгодный. Как меня уверяли работники похоронной службы, даже если могила не прошла регистрацию, захоронение не может быть разрушено сознательно. Тем не менее, постоянно приходится слышать обвинения кладбищенских работников в незаконных захоронениях (на большей части Арского кладбища, кроме двух сервисных, коммерческих, участков, возможны только родственные подзахоронения). Говорили об этом и на заседании 15 июня.

Возможно, стоит организовать обсуждение этой темы в Государственном Совете РТ, как уже однажды было – и тогда удалось пресечь массовое уничтожение старинных могил. С одиночными случаями, наверное, справиться легче. На заседании посоветовали фиксировать каждый такой случай специальным протоколом, делать его достоянием гласности. И наказывать виновных, если нарушается закон.

Доклад на собрании ТРО ВООПИК сделала Любовь Агеева

Что удалось сделать за год акции? Установлены контакты со многими учреждениями и организациями, которые заинтересованы в сохранении исторической памяти.

 

Казанское немецкое общество имени Фукса (Виктор Диц), Община старообрядцев поморского согласия (Иван Султанов), Национальный музей РТ предоставили списки захоронений своих сограждан, Камаловский театр и медицинский университет обещали это сделать. Еврейская община уже давно имеет сайт, где можно найти захоронение на любом казанском кладбище. Как выяснилось, в КНИТУ-КАИ такого списка нет вообще. Большую работу по уточнению захоронений деятелей науки и культуры провел в свое время старший преподаватель кафедры новой и новейшей истории Казанского федерального университета Валентин Семенович Королев, который издал брошюру в 2007 году «Университетский мортиролог. 1804-2007» («In memoriam» – мортиролог Казанского университета).

Роман Царевский и Иван Султанов - знатоки старообрядческих захоронений

На заседании речь шла о распространении опыта шефства над историческими захоронениями. Например, он есть у Казанского медицинского университета, у Татарского академического театра имени Камала... Можно пойти по пути заключения договора с Управлением по организации ритуальных услуг, как это сделала детская школа искусств имени М.А. Балакирева, заключившая договор о шефстве над могилой композитора Пасхалова.

Вообще это захоронение можно назвать образцовым. Во-первых, в деле его восстановления объединили усилия работники сферы ритуальных услуг и руководство школы искусств имени Балакирева, во-вторых, школа взяла шефство над могилой и содержит ее в порядке, в-третьих, найден способ идентифицировать конкретное историческое захоронение. Это мало известный сегодня композитор, но большинство людей, которые идут по Центральной аллее мимо него, теперь будут знать о его существовании и даже при желании узнают о его жизни и творчестве (Грустный сочинитель романсов Виктор Пасхалов, Виктор Пасхалов: «милость господня с тобой»).

Не забыть ни одного человека

Наконец, есть еще одна проблема. Во многом движение «Казанские некрополи» является общественным, благотворительным. И энтузиасты, мы уверены, есть и нам удастся объединить их усилия. Однако без дополнительного финансирования все-таки не обойтись.

Однажды мы обсуждали с Анатолием Елдашевым, как привлечь внимание руководства города и республики к проблеме исторических захоронений. Я вспомнила пост в Интернете Олеси Балтусовой и последовавшие за этим экскурсии по центру Казани Президента республики. Пошутила: надо пригласить Рустама Минниханова на Арское кладбище.

И вот в феврале нынешнего года в адрес Президента ушло коллективное письмо представителей общественности, в котором были обоснованы несколько конкретных предложений. Вскоре советник главы республики Олеся Балтусова провела совещание с теми, кому было расписано поручение Президента, которое он дал соответствующим органам власти в ответ на письмо. Предложения общественности Р. Минниханов поддержал. Руководитель Аппарата Президента Асгат Сафаров обсудил предстоящую работу на селекторном совещании с руководителями муниципальных образований республики. Речь шла уже о подключении к составлению каталога исторических захоронений администраций всех территорий республики, где они есть.

Рустам Нургалиевич поручил это важное дело Институту истории имени Ш. Марджани, и научные сотрудники отдела историко-культурного наследия народов РТ уже начали обследование казанских кладбищ (Не забыть ни одного человека). Так что теперь дела пойдут успешнее.

Сергей Саначин, выступая на заседании 15 июня, совершенно справедливо заметил, что работа требует серьезных усилий и много времени, так что составители каталога вправе рассчитывать на оплату своей работы. И, как выяснилось, это поручением Президента предусмотрено.

Сергей Павлович Саначин, архитектор и знаток истории нашего края

Замечу, что Сергей Павлович, работая в архивах (кстати, сегодня за это тоже надо платить), имеет дело с первичной информацией, очень часто эксклюзивной. Он еще раз доказал это на заседании, когда слушался вопрос о воссоздании одного из старинных домов на улице Марджани. У него оказался документ с планировкой этого дома Фомы Петонди, не известный авторам реконструкции.

Мы намерены обратиться к Мэру Казани Ильсуру Метшину с просьбой разработать системуинформационного обеспечения основных некрополей Казани, в частности, установить карты-схемы на основных кладбищах, привести в порядок захоронения выдающихся личностей, хотя бы тех, которые являются памятниками культурного наследия федерального и республиканского значения, информационные пюпитры возле них.

После того, как акция «Казанские некрополи» стала одним из семи направлений Татарстанского республиканского отделения ВООПИК, легче будет подключить к решению проблем широкую общественность. Совет ТРО ВООПИК принял решение создать на основе локального проекта республиканское общественное движение, ведь исторические захоронения есть не только в Казани.

Выступает Айрат Файзрахманов, президент общественной организации «Форум татарской молодежи»

Стоит задача создать волонтерский отряд. Думаем пригласить в него прежде всего студентов. Ведем переговоры с руководством Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Волонтеры могли бы помочь в паспортизации казанских некрополей, с их помощью можно было бы обеспечить постоянный уход за историческими захоронениями.

К сожалению, акция «Казанских историй» коллег не заинтересовала. Редакции в принципе не обращают внимания на инициативы других СМИ. На собрание ТРО ВООПИК тоже пришли только представители информационного агентства «Татар-информ» и газеты «Республика Татарстан». Ранее телеканал «Татарстан24» предоставил нам с Енатолием Елдашевыв эфир в программе «Культпросвет».

Между тем СМИ могли бы многое сделать для восстановления исторической памяти, для воспитания культуры поведения на кладбищах, для предотвращения варварских набегов молодых хулиганов, которые время от времени случаются.

В этой теме нет сенсаций и «гвоздевых» тем, на которые так падки современные СМИ. Зато есть необходимость долгосрочной работы с общественным мнением. И Совет ТРО ВООПИК обратился к СМИ с просьбой не просто рассказать о новом общественном движении, но и привлечь внимание своих аудиторий к теме исторической памяти, стать источником важной информации об истории нашего края.

Фото с собрания: информационное агентство «Татар-информ»

 

 Выписка из протокола

собрания Татарстанского республиканского отделения ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ТРО ВООПИК) от 15 июня 2017 года

Вопрос: «Об общественном движении «Казанские некрополи».

РЕШИЛИ:

1. Поддержать инициативу редакции культурно-просветительского издания «Казанские истории» по организации важной социальной акции «Казанские некрополи», преобразовать ее в республиканское общественное движение «Казанские некрополи».

2. Поддержать предложение авторов обращения к Президенту РТ Р.Н. Минниханову о создании попечительских советов на казанских кладбищах: Арском, Татарском, Архангельском, а также Общественного совета по проблемам некрополей г. Казани при руководителе исполнительного комитета муниципального образования г. Казань.

3. Рекомендовать в состав Общественного совета по проблемам некрополей г. Казани от ТРО ВООПИК по направлениям:

Агееву Любовь Владимировну (просветительское направление);

Балтусову Олесю Александровну (организационное направление);

Елдашева Анатолия Михайловича (исследовательское направление);

Забирову Фариду Мухамедовну (организационное направление);

Саначина Сергея Павловича (исследовательское направление);

Топал Наталью Михайловну (волонтерское направление);

Царевского Романа Валерьевича (исследовательское направление).

4. Рекомендовать в состав редакционной коллегии каталога захоронений главного редактора культурно-просветительного издания «Казанские истории» Агееву Любовь Владимировну.

5. Предложить Институту истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан в рамках реализации поручения Президента РТ создать рабочую группу по составлению реестра исторических захоронений на Арском кладбище г. Казани.

6. Обратиться к мэру г. Казани И. Метшину и начальнику Управления по организации ритуальных услуг города М.А. Ишкину с просьбой разработать систему информационного обеспечения основных некрополей Казани: установить карты-схемы у входов на кладбища, мемориальные пюпитры возле исторических захоронений), привести в порядок захоронения выдающихся личностей, являющихся памятниками культурного наследия федерального и республиканского значения.

7. Рекомендовать начальнику Управления по организации ритуальных услуг города М.А. Ишкину создать на сайте cemetery.kzn.ru специальный раздел исторических захоронений с размещением на нем информации о могилах – памятниках культурного наследия, размещать там по мере готовности материалы об усопших, включаемые в республиканский каталог некрополей Татарстана.

8. Рассмотреть вопрос о включении в республиканский реестр памятников культурного наследия вновь выявленных исторических захоронений на кладбищах Республики Татарстан.

9. Рекомендовать Лиге студентов Республики Татарстан совместно с ректоратами и студенческими советами Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанской государственной академии медицинского образования, Казанского государственного медицинского университета, Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева и других вузов республики рассмотреть вопрос о создании республиканского отряда защитников культурного наследия.

10. Рассмотреть вопрос о создании специального аккаунта в социальных сетях для привлечения молодежи к общественному движению защитников культурного наследия.

11. Рекомендовать средствам массовой информации Республики Татарстан распространить опыт работы Казанской общественной организации «Светлая дорога – Якты юл», которая занимается вопросами сохранения и благоустройства Ново-Татарского кладбища, а также шефства над историческими захоронениями Казанского государственного медицинского университета, Татарского академического театра имени Г. Камала, Союза писателей Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Казанского немецкого общества имени Карла Фукса, Детской школы искусств имени М. Балакирева г. Казани.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить