Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Дело № 29»: о краже иконы из Богородицкого собора в Казани

В преддверии дня прославления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, который по традиции отмечается в России 4 ноября (22 октября по старому стилю, день освобождения Москвы от поляков), журналистам показали архивную папку с делом №29 - о «краже века».

Именно показали, поскольку прикоснуться к пожелтевшим документам можно только в перчатках, как это делала  Ольга Викторовна Федотова, заведующая сектором публикаций Государственного архива РТ.

Папка из Государственного архива Республики Татарстан

Папка тоненькая. В ней лишь некоторые документы, сохранившиеся в казанском архиве. Нет даже судебного решения по делу о краже. Часть их наверняка была передана в Москву, в Министерство внутренних дел, ведь событие было расценено не как локальное, казанское. Возможно, какие-то бумаги сгорели во время казанских пожаров, а их было много в истории Казани. Самый страшный для архивов, как свидетельствуют дореволюционные краеведы, случился в 1842 году. По сути, мы знаем об этом деле только по отчетам в казанских газетах из зала судебных заседаний.

Журналистам заодно показали другие архивные документы – о Казанском окружном суде, где шел судебный процесс (долгое время в этом здании на улице Кремлевской находился Верховный суд республики), об истории Богородицкого монастыря, в главном храме которого хранилась чудотворная икона (в настоящий момент идет процесс его реконструкции, открытие планируется 4 ноября 2019 года).

Чудотворная икона с образом Богородицы, явленная  в 1579 году, была украдена из главного собора Казанского Богородицкого женского (девичьего) монастыря в ночь на 29 июня 1904 года.  Цитата из протокола прокурора Казанской судебной палаты от 1 июля 1904 года:  

«29 июня 1904 года из соборного храма в Казанском Богородицком женском монастыре были похищены, кроме денег, две иконы в драгоценных ризах – образ Божией Матери и древняя икона Иисуса Христа (Спаса Вседержителя), подаренная монастырю в 1595 году царем Федором Иоанновичем.

 Ночной сторож при храме отставной рядовой Федор Захаров около часа ночи заметил близ церкви четверых неизвестных мужчин и, едва приблизился к ним, как был схвачен  ими и помещен в открытый подвал, находящийся под церковью около западных дверей последней, после чего двери подвала были заперты злоумышленниками. В момент насилия Захаров, по его словам, хотел крикнуть, но злоумышленники зажимали ему горло и грозили револьверами и ножами, которыми они были вооружены, чем и лишили его возможности поднять тревогу в монастыре».

Мы не будем рассказывать ни об истории кражи, ни о судебном процессе, ни о многолетних поисках Казанской чудотворной иконы, поскольку «Казанские истории» посвятили этой теме несколько материалов.

Богородицкий монастырь. Дореволюционное изображение

Интерес к Казанской иконе Божией Матери всегда огромен. И потому, что это одна из самых почитаемых икон в Российском государстве, и потому, что судьба святого образа напоминает хороший детектив, в котором, увы, есть и преступление.

Скорее всего, решение показать уникальные документы было принято  по случаю проведения в Казанской православной духовной семинарии  научно-просветительских чтений «Чудотворный казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», которые начнутся 3 ноября. Их организаторами являются  Министерство культуры РТ, Казанская епархия Русской православной церкви, Мэрия Казани, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Чтения 2018 года  выступают продолжением Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», которая проходила в  Казани в июле 2016 года и была приурочена к церемонии торжественной закладки камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери (в путеводителях его называли Богородицким собором), проведенную с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Ольга Викторовна уточнила, что в архивной папке представлены в основном донесения в губернское жандармское управление, написанные по горячим следам. В основном это документы 1904 года, хотя есть и более поздние. Они, к сожалению, не дают ответа на многие вопросы, которые остаются как у исследователей, изучающих историю иконы, так и у православных верующих, которые все еще надеются когда-нибудь увидеть легендарную икону. Ту самую, которая была явлена на пепелище.

Как узнали журналисты,  в 1904 году в Казани не раз можно было слышать: икона пришла из пепелища и погибла в огне. И Россия осталась без Спасительницы.

Нам сегодня довольно трудно представить то шоковое ощущение, которое испытали тогда верующие всей России. И не только православные, поскольку Казанской иконе Божией Матери в Казани поклонялись и мусульмане. Икона была не просто православным символом - Заступницей. В годину испытаний она спасала всех, и такое было не раз. Люди боялись, что страну ждут нелегкие времена. И не ошиблись – Первая мировая война, революции 1905 и 1917 годов, Гражданская война… Этот ряд, к сожалению, можно продолжить.  

Минин и Пожарский с Казанской иконой Божией матери

Мне хорошо известна история Казанской иконы Божией матери, но молодые коллеги, с которыми я встретилась на презентации, оказались не столь осведомлены. Одна из тележурналисток спросила у нашей собеседницы, где все-таки нашли чудотворную икону, чем очень меня удивила. Несмотря на массу доказательств, в СМИ по-прежнему пишут о ВОЗВРАЩЕНИИ  в Казань Ватиканской иконы, списка XVIII века. Впрочем, Ольга Викторовна в беседе со мной привела более серьезные свидетельства журналистского невежества. 

Итак, о чем она рассказала журналистам? Добавлю ее рассказ некоторыми подробностями из своего очерка, опубликованного в «Казанских историях», и публикаций других СМИ.

«Кража века» случилась в Казани

К чести казанской полиции, она достаточно быстро, уже к 3 июля, вышла на след грабителей. Это и понятно: дело о краже иконы было на контроле у самого Императора Николая II. Говорят, высшим чинам жандармерии и даже самому губернатору Полторацкому недвусмысленно дали понять: если воров не найдут, своих постов они лишатся.

В ночь с 3 на 4 июля в квартире на первом этаже дома купца Павла Андреевича Шевлягина, которую снимал Федор Чайкин, прибывший в Казань задолго до кражи, казанским полицмейстером П. Панфиловым был произведён обыск. Чайкин жил в доме на углу современных улиц Лесгафта и Вишневского. Адрес установил известный казанский историк-краевед  Г.А. Милашевский. Дом был снесён в начале 1980-х годов.

В результате долгих поисков, во время второго обыска, «удалось обнаружить спрятанные на кухне, на поду русской печи, и в других местах 205 зёрен жемчуга, 26 обломков серебряных украшений с камнями, 72 золотых и 63 серебряных обрезков от ризы, пластинку с надписью «Спас Нерукотворный».

При осмотре преддиванного стола, стоявшего в зале, было замечено отверстие, выдолбленное в одной из его ножек, где оказалось 6 ниток жемчуга, 246 жемчужин, 439 разноцветных камней, несколько серебряных обломков украшений и проволока. В чулане заднего крыльца квартиры были найдены ещё 3 жемчужины и серебряная проволока, в железной печи – 17 петель с риз, 4 обгорелые жемчужины, кусочки слюды, 2 гвоздика и обгорелые кусочки материи... В печи была найдена также загрунтовка с позолотой, что неопровержимо доказывало уничтожение не только риз и окладов, но и самих икон. В овраге, рядом с домом Шевлягина были найдены три долота, ножницы для резки металла. Таким образом, факт уничтожения риз и окладов икон был налицо. Значит, оставалась надежда на то, что иконы целы.

Самого Чайкина дома не было. За несколько часов до обыска он вместе со своей сожительницей Прасковьей Кучеровой покинул город, уплыв на пароходе «Ниагара» в сторону Нижнего Новгорода. Решили задержать их по прибытии на место, что и было сделано 5 июля.

Богородицкий собор, в котором хранилась икона Божией Матери

Ольга Викторовна сообщила, почему известный скупщик краденого известен под двумя фамилиями – Федор Чайкин и Варфоломей Стоян. Просто выявить его настоящую фамилию в ходе следствия не удалось. У него было несколько паспортов на различные фамилии.

Преступники (арестовано было несколько человек) юлили, сваливали вину друг на друга, путались в показаниях. Как известно, свою вину Чайкин так и не признал. Хотя в суде было доказано, что он лично сжег обе иконы в печи, сохранив драгоценности с риз. Такие показания дала дочь сожительницы, которая, якобы, видела,  что Чайкин что-то рубил топором и жег в печи. Правда, она не раз меняла показания…

Ольга Викторовна заметила, что интерес грабителей был коммерческий. По тем временам грабители взяли несметное богатство общей стоимостью более 100 тысяч рублей: 70 тысяч - с иконы Богородицы, 30 тысяч - с иконы Спасителя. Для сравнения – корова тогда стоила 3-5 рублей. Известно, что большую часть драгоценностей, украшавших иконы, нашли. Но следов чудотворных икон обнаружить не удалось. Ни в ходе следствия, ни потом.  Ни Стоян-Чайкин, ни другие обвиняемые, то ли из страха перед Божией карой, то ли по каким-то иным мотивам, хранили полное молчание о самих иконах.

Судя по документам, под подозрением был уволенный из монастыря бывший дьякон Григорий Рождественский и монастырский охранник Фёдор Захаров. В донесениях речь шла и о том, что настоятельница обители монахиня Маргарита нерадиво относилась к своим обязанностям – монастырь плохо охранялся.

Ольга Викторовна подтвердила, что подозрение пало и на старообрядцев.  Называлось даже конкретное имя – Аграфены Шамовой, жены потомственного гражданина Казани, купца и благотворителя Якова Шамова, якобы, заказавшей кражу иконы.

Как следует из документов архивной папки, казанские старообрядцы были оскорблены таким подозрением. Они не менее других верующих были шокированы святотатством. Для них важнее бриллиантов были иконы. Старообрядцы, действительно, сохранили много старинных икон, поскольку были уверены, что именно они остались верны  православной вере своих прадедов, а те, кто принял реформу патриарха Тихона – вероотступники.

Как известно, эта версия в суде подтверждения не нашла. К сожалению, в архивной папке нет документа, который бы свидетельствовал о том, что она судом и присяжными рассматривалась.  Зато там есть донесение о молебне староверов, на котором старообрядцы Старопоморского согласия, среди которых было много успешных купцов и благотворителей, выразили свое негативное отношение к слухам об их причастности к «краже века».

Странно было сначала слышать, а потом читать про возрождение этого слуха уже в наше время. Сначала главный специалист отдела информации научного использования Российского государственного исторического архива Никита Крылов озвучил его на мартовском заседании Попечительского совета фонда «Возрождение», а потом в СМИ. Он сообщил, что Казанская икона Божией Матери, возможно, не утеряна. По его словам, в 1909 году начальник Московской сыскной полиции Аркадий Францевич Кошко тайно приезжал в Казань, расследуя версию о том, что похититель иконы Варфоломей Чайкин (?) не уничтожил ее, как он сказал на суде, а передал в руки «заказчицы» преступления – казанской купчихи Аграфены Шамовой. Оказывается, Аркадий Францевич допрашивал монахиню Варвару, которая и сообщила ему это радостное известие.

Это сообщение претендовало бы на сенсацию, если бы в зале не сидели люди, в тонкостях знающие историю Казани. Сенсации, к сожалению, не получилось. Нет, само предположение о том, что икона жива, грело наши души, но упоминание знакомой фамилии в этом контексте настораживало. Зачем же через столько лет тревожить память Аграфены Хрисанфовны, сделавшей так много для Казани? Ведь показания монахини Варвары – всего лишь предположение женщины, оглушенной дерзким преступлением.

Правда, было в сообщении питерского гостя один факт, который показался важным. В расследовании сыщика Кошко говорилось, что Варвара последняя видела икону без оклада, когда обшивала ее бархатом. Она рассказала об особых приметах – царапинах на щеке и локте образа, которые якобы невозможно удалить бесследно. И по этим приметам можно будет определить подлинность иконы.

До сих пор многие питают надежду, что икона найдется. Ольга Викторовна философски заметила: «Захочет - и вернется». Однажды икона уже сделала это - образ Богородицы явился людям в тяжелое для них время. А разве сейчас для России легкие времена?

Искали не драгоценности, а икону

По материалам следствия, с 25 по 29 ноября 1904 года в Казанском окружном суде, при участии присяжных заседателей, под председательством бывшего городского головы, члена Казанской судебной палаты С.В. Дьяченко состоялись слушания «Дела №29» о похищении двух икон из Богородицкого собора. Конечно, прежде всего, речь шла о чудотворной Казанской иконе Божией Матери.

Старшиной присяжных заседателей был профессор Императорского Казанского университета Н.П. Загоскин, историк, юрист, профессор кафедры русского права.

Кража икон произошла уже после выхода в свет его путеводителя «Спутник по Казани»,   так что этого события в нем нет. Но есть свидетельства очевидца о том, какой была «величайшая», как он писал, икона.  Ее драгоценная риза  начала украшаться с конца XVI века. В 1767 году императрица Екатерина Великая возложила на ризу небольшую бриллиантовую корону, такую же – на икону Спасителя. К моменту кражи святая икона имела две драгоценные ризы. Одна из них (в нее икону облачали только в великие праздники) была сплошь унизана жемчугом и украшена  той самой бриллиантовой короной.

У иконы было две ризы

Современный исследователь истории Казанской епархии Андрей Рощектаев уточняет: в короне от Екатерины II было более 500 бриллиантов и алмазов и более 1100 жемчужин.  Кроме того, на ризе было 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 драгоценных камней. Как свидетельствовал Николай Загоскин в своей книге, все приезжающие в Казань, начиная с высочайших особ, считали своим долгом принести поклонение святой иконе Богородицы.   

По материалам следствия были допрошены и привлечены к ответственности 6 человек: крестьянин села Жеребца, Жеребцовской волости, Александровского уезда, Екатеринославской губернии, профессиональный похититель икон Варфоломей Андреевич Стоян, он же Фёдор Иванович Чайкин, 28 лет; крестьянин села Долженкова, Долженковской волости, Обоянского уезда, Курской губернии, карманный вор Ананий Тарасович Комов, 30 лет; мещанин г. Казани, монастырский караульщик Фёдор Захаров, 69 лет; запасной младший унтер-офицер из казанских цеховых, ювелир Николай Семёнович Максимов, 37 лет; мещанка г. Мариуполя, Екатеринославской губернии, сожительница Стояна-Чайкина Прасковья Константиновна Кучерова, 25 лет; мещанка г. Ногайска, Таврической губернии Елена Ивановна Шиллинг, 49 лет, мать Кучеровой.

После оглашения приговора, как свидетельствует пресса, «публика вышла из зала суда в подавленном состоянии». Главным для верующих было не наказание виновных, а судьба икон, особенно образа Богородицы. Все дни следствия и суда ситуация в городе была тревожной, и это не могло не беспокоить «отцов города». В донесениях фиксировались малейшие случаи общественного недовольства.  А потому, когда виновные были наказаны, руководство жандармского управления и все, кто занимался этим «Делом»,   получили благодарность.

Интересно мнение Дмитрия Хафизова, который уже 15 лет ищет украденную икону. Он высказал  его корреспонденту «Российской газеты»:

«Есть такое предание, не скажу, что благочестивое, будто первоявленная Казанская икона после похищения была разрублена и сожжена. Но во всех официальных документах ничего подобного написано не было. Я изучил в оригинале материалы уголовного дела и отчет с заседания суда. В чем была хитрость? Прокурор требовал максимального наказания для преступников, опираясь на одну из версий, согласно которой образ был уничтожен. А за святотатство тогда наказывали гораздо строже, чем за кражу. Но суд не удовлетворил требования прокурора по той простой причине, что у него не было доказательств.

В конце заседания председатель сказал, помню почти дословно: «Нам сейчас придется выйти во двор (там очень много людей ждало решения), и мы не сможем посмотреть в глаза казанцам, потому что не знаем, где икона и что с ней случилось». И приговор был не за святотатство, а именно за кражу: 12 лет каторги Варфоломею Стояну, восемь лет Ананию Комову».

О том, что такое иконы, тогда понимали даже безбожники. Воры обычно забирали оклад или ризу, а сами иконы оставляли либо подкидывали к полицейскому участку.

«Дело в том, что тогда еще действовал закон о святотатстве. Если крадешь не просто оклад, а еще и икону, - бессрочная каторга, и чаще всего в очень суровых условиях. Зачем себе устраивать проблемы? И, конечно, в такую нелогичную версию не могли поверить.

Неслучайно расследование продолжалось вплоть до 1916 года. А вела его российская жандармерия, очень серьезная спецслужба. Целый подполковник занимался делом Казанской иконы. Вообще это отдельная тема для разговора, я ей трехтомное исследование посвятил. Планируем по нему выпустить серию документальных фильмов. Чего там только не было: побеги с каторги, подкопы под старообрядческие храмы, заговоры!»

Из интервью Дмитрия Хафизова я узнала много нового, например, о заговоре с целью успокоить людей. Как известно, после исчезновения иконы Россия вступила в череду драматических событий: проиграла Японскую войну, пережила революцию 1905 года, вступила в Первую мировую войну. И вот на таком фоне было решено «обрести» потерянный чудотворный образ. Ведь Казанская икона была не только покровительницей дома Романовых, но и воинской святыней России, ее знаменем.

В итоге возник заговор, во главе которого стоял московский губернатор. Было решено организовать ложное обретение. С таким предложением они и обратились к Стояну. В это время он после нескольких побегов был заключен в Шлиссельбургской крепости. Просили у него только одного: чтобы он подтвердил, что спрятал икону до поры до времени возле Спасской башни Казанского кремля. И тогда его освободят. Однако он это предложение не принял, утверждая, что сжег образ. И просил больше его не беспокоить.

Откликнулся Дмитрий Хафизов и на возвращение из небытия старообрядческого следа, на его взгляд, самой убедительной на сегодня версии. И вот что сказал по этому поводу:  

«Ни в коем случае не хочу их (старообрядцев – Ред.) обидеть, отношусь к ним с большим уважением. Конечно же, они не были заказчиками, но выкупить украденную икону могли. А у староверов были свои веские причины ее не возвращать. В Российской империи они находились фактически вне закона, им запрещали строить храмы. А в их среде широко была распространена легенда о том, что, как только Казанская икона вернется к ним, старообрядческая церковь будет разрешена.

А они были уверены, что образ принадлежит им. Во-первых, обретен он был в дораскольные времена. Во-вторых, младенец Иисус на иконе благословляет двумя перстами.

И, как это ни удивительно, в 1904 году икона исчезает, а в 1905 году, после царского манифеста, старообрядческую церковь разрешают. И первый крупный храм, которые строят в Казани старообрядцы, - в честь Казанской иконы. Получается, будто в благодарность».

Как сложилась судьба Федора Чайкина, никто не знает. Есть сведения, что, отсидев 12 лет, он перед Октябрьской революцией вышел на свободу. По другим сведениям, умер в Шлиссельбургской крепости в 1916 году в возрасте 40 лет. Перед смертью его решил исповедовать священник, но Чайкин отказался и ещё раз подтвердил, что он не верит ни в Бога, ни в чёрта и что он в 1904 году самолично сжёг икону, чтобы доказать, что никакая она не святая.

Всё могло быть именно так. Но очень хочется верить, что чудотворная икона все-таки вернутся. Захочет – и вернется. И в дни, когда слово «война» уже мало кого пугает, поможет нам справиться с нашими бедами.

Кстати, дело о похищении иконы продолжалось вплоть до 1916 года, однако поиски были безрезультатными. Оно было прекращено по личному настоянию Григория Распутина.

И еще две цитаты:

«Мы знаем, что Казанская икона Божией Матери была явлена через пожар, она была обретена на пепелище и при этом осталась не тронута огнем, поэтому я никогда не смогу поверить, чтобы оригинал казанской иконы сожгли в печи, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ митрополит Феофан. — Почему-то у меня есть твердая уверенность, что этого не могло произойти. Недаром мне и моим единомышленникам так хотелось возродить собор, где икона хранилась веками. Вспомним, что в XX веке мы не только утратили оригинал иконы Божией Матери Казанской — был порушен также ее дом, ее жилище в Казани. Теперь, вместе с возрождением утраченного дома — восстановлением собора в комплексе Богородицкого монастыря, возможно, и Царица Небесная вернется в ее казанскую обитель!»

Эти же разговоры сегодня ходят среди верующих: «Как дом достроят, так хозяйка и вернется». И эти соображения, как оказалось, не могут до конца быть безосновательными. Возможность чудесного возвращения явленной иконы допустил и патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда два года назад приезжал в Казань: «Мы верим, что он не уничтожен. Не пришло еще время его видеть. Но мы имеем чудотворный эскиз…»

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401201

 

Читайте в «Казанских историях»:

Казанская икона Божией Матери

1. Явление Богородицы казанской девочке Матроне

2. Казанское святотатство 1904 года

4. Что хочет сама Богородица?

 

Другие публикации:

Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали

Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского

«Богородице Дево, радуйcя…»

Хорошая весть на Казанскую

Явление Казанской Богородицы в 2015 году

«Казанская в судьбах России» - выставка в Кремле

Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории

Книга о заступнице усердная рода христианского

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген

«Казанская Богородица» все-таки возвращается

Икона Казанской Божией Матери вернется?

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить