Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанская консерватория: 75 лет истории

Торжественный вечер, посвященный 75-летию создания Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, был во многом необычным.

Проходил он в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля с участием Президента РТ Рустама Минниханова и других важных гостей. Без преувеличения можно сказать, что в этот вечер здесь собралась вся музыкальная элита Татарстана, поскольку практически все творческие коллективы республики большей частью состоят из выпускников консерватории.

Юбилей был еще в прошлом году, и он мог бы стать яркой лебединой песней Рубина Абдуллина, заменившего в 1988 году на посту ректора Назиба Жиганова. Это тот случай, когда новый руководитель не только не отказался от наследия своего предшественника, но и во многом приумножил это наследие. Об этом в 2011 году мы говорили с Рубином Кабировичем, нашу беседу можно прочитать в «Казанских историях» (И сказано в Библии: «Здравствуй, добрый человек!»).

Рубин Абдуллин был на вечере, смотрел концерт. Но не выступал.

Традиционного спича-отчета от вуза-юбиляра вообще не было. Жизнь ускоряется, и все меньше становится многочасовых мероприятий, все короче речи, все меньше гостей могут позволить себе приехать в Казань, чтобы заглянуть на несколько часов, поздравить учителей и коллег.

Казанская консерватория, которая с 2001 года носит имя первого ректора, выдающегося татарского композитора Назиба Гаязовича Жиганова, была открыта в 1945 году. У меня нет необходимости, вспоминать о том, как в последний год Великой Отечественной войны в столице Татарской АССР было принято стратегически важное решение о том, что будет завтра, после войны. Читайте подробности в «Казанских историях» (Казанская государственная консерватория: имени первого ректора Назиба Жиганова). О том, кто был причастен к этому решению, кто определял вектор развития вуза, о знаменитых выпускникахбыло рассказано в четырехминутном видеосюжете, с которого начался вечер. Он был показан в музыкальном обрамлении молодого, но уже признанного композитора Эльмира Низамова, конечно же, выпускника КГК. Симфонический оркестр консерватории под управлением Евгения Афанасьева исполнил его симфоническую картину «Солнце всходит над Казанью».

Официальная часть была удивительно краткой. На сцену пригласили Президента республики, который поздравил собравшихся с юбилеем и высоко оценил роль вуза в жизни республики.

Рустам Минниханов назвал символичным, что круглая дата Казанской консерватории совпала с объявленным в республике Годом родных языков и народного единства, ведь «музыка – это тоже язык, сопровождающий человека всю жизнь». Созданная в 1945-м, накануне Великой Победы, «консерватория стала символом жизни, духовности и веры в будущее, сказал глава республики..

Приведу большую цитату из этого выступления, чтобы не повторять сведения, которые стоило бы привести мне по случаю этого важного события:

«Сегодня Казанская консерватория по праву занимает одну из лидирующих позиций среди музыкальных вузов Российской Федерации. С первых лет своей работы она готовит певцов и инструменталистов, композиторов и музыковедов, оперно-симфонических дирижеров и хормейстеров. В ней учатся студенты со всей нашей страны, а также из Европы, Центральной и Восточной Азии, Северной и Латинской Америки.

С каждым годом консерватория наращивает вес на международном рынке музыкального образования, что подтверждается внушительным количеством иностранных студентов. По версии журнала «Форбс», консерватория входит в рейтинг 100 лучших вузов России 2021 года. Её выпускники работают в разных уголках страны и мира, в том числе на именитых театральных и образовательных площадках: Большого и Мариинского театров, в миланской опере «Ла Скала», в Королевском колледже музыки в Лондоне, Техасском университете, Консерватории имени Рахманинова в Париже и других площадках.

Среди выпускников вуза есть и легендарные для современной музыки фигуры: один из крупнейших композиторов современности, наша землячка София Губайдулина, пионер отечественного джаза Олег Лундстрем.

Казанская консерватория внесла неоценимый вклад в развитие профессионального татарского музыкального искусства. Здесь сформировались композиторская, вокальная, инструментальная, хоровая и музыкальная школы. Имена выпускников консерватории золотыми буквами вписаны в историю татарской музыки. Отрадно, что молодое поколение музыкантов продолжает традиции больших творческих достижений. Так, в этом году композитор Эльмир Низамов удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры.

Татарстан – музыкальная республика, где всей душой любят песню, чтят музыкальные и художественные традиции народов. Казанская консерватория, как важнейший центр профессионального музыкального искусства, высокой культуры, находится в орбите нашего постоянного внимания и поддержки».

Насчет постоянного внимания и поддержки – это не просто ритуальная фраза по случаю юбилея. Вузу, начиная с первых лет, всегда везло на «больших» покровителей. В начале истории это был заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Татарской АССР Салих Батыев, в постсоветской истории – первый Президент РТ Минтимер Шаймиев, действующий глава республики Рустам Минниханов. Вопросы развития музыкального профессионального искусства всегда были в поле зрения министров культуры.

За последние годы вуз значительно расширил свои площади (добавились не квадратные метры – здания), главное здание на Большой Красной претерпело значительные изменения. Были выделены значительные средства на приобретение новых музыкальных инструментов. Я говорю только о том, чего бы точно не было, если бы не личная заинтересованность Президента Минниханова в этом. Если бы не государственный подход к сфере культуры. Ведь любой вклад в консерваторию со временем находит отражение в музыкальной палитре Татарстана, в деятельности музыкальных школ и училищ, где работают выпускники КГК. Не случайно же и.о. ректора Вадим Дулат-Алеев, принимая Благодарственное письмо Президента, говорил о том, что хотел бы поделиться этой благодарностью с выпускниками консерватории, с педагогами разных лет, которые причастны к 75-летней истории вуза.

«Мы продолжаем те традиции, которые были здесь заложены, они очень важны, – сказал он. – Консерватория – это единство всех поколений, и я думаю, что наши педагоги были бы очень рады видеть то, на каком уровне мы сейчас работаем. Бик зур рәхмәт, Рустам Нургалиевич, без алга барабыз! (тат. – «Мы идем вперед!»)».

Не могу не отметить не совсем обычный характер выступления Рустама Нургалиевича. Встретили его дружными аплодисментами и приготовились слушать, не перебивая аплодисментами. Но он сломал эту традицию, несколько раз скомандовав: «Аплодисменты!». Сначала – в честь вуза-юбиляра, потом в честь ректоров: Назиба Жиганова и Рубина Абдуллина, а также знаменитых выпускников консерватории. «Важно, чтобы жигановские и абдуллинские традиции, традиции профессионального лидерства сохранялись в консерватории и в дальнейшем» – эти слова потонули в овациях.

Кстати, на праздник в Казань приехал Иван Жиганов, сын Назиба Гаязовича, с супругой. Они руководят известным детским коллективом «Домисолька». Был на вечере в театре и внук первого ректора – Алексей Егоров.

Рустам Нургалиевич вручил ряд государственных наград республики, в том числе Благодарственное письмо всему коллективу консерватории. После окончания концерта на авансцену вынесли огромную корзину цветов – исполнителям от Президента.

Свои поздравления консерватории прислала министр культуры РФ Ольга Любимова:

«Из стен учреждения вышли талантливые музыканты, дирижеры и исполнители, чей творческий путь стал предметом восхищения для многих начинающих артистов. Сегодня одно из ведущих музыкальных учебных заведений страны достойно продолжает дело известного композитора и общественного деятеля Назиба Гаязовича Жиганова. Наряду с традиционными формами образования консерватория применяет современные технологии, расширяет материальную базу и развивает международное сотрудничество».

Желающих выступить наверняка было много. Ведь на юбилейный вечер пригласили не только казанских музыкантов, но и гостей из других городов. Пришли поздравить коллег ректоры казанских вузов. Наверняка было что сказать руководителям творческих коллективов Казани, выпускнику Казанской консерватории, композитору Рашиду Калимуллину, который возглавляет одновременно два творческих союза – Союз композиторов РТ и Союз композиторов России...

Но их добрые пожелания остались за кадром. Основное время торжественного вечера заняла концертная программа.

Думаю, что не так-то просто было составить эту программу. Был большой выбор среди исполнителей – выпускников. По мнению знаменитой оперной певицы и заведующей кафедрой вокального искусства Зили Сунгатуллиной, высказанному репортеру газеты «БИЗНЕС Online», надо было бы пригласить наших великих выпускников, которые представляют Россию за рубежом. Наверняка такие намерения были, но не так-то просто согласовать со знаменитостями дату выступления, поскольку у всех напряженный график плюс ковидные ограничения. Поэтому среди исполнителей-неказанцев был всего один – солист Михайловского театра (Санкт-Петербург) Дамир Закиров, исполнивший романс Рустема Яхина.

В программе были номера разных жанров. Творчество вокалистов представляли Айсылу Сальманова, Илюса Хузина, Айрат Ганиев, Айдар Сулейманов, Денис Хан-Баба, Диляра Тухватуллина, Айгуль Гардисламова.Среди вокалистов хотела бы отметить Алмаса Хусаинова, ученика Зили Сунгатуллиной, исполнившего татарскую народную песню «Тафтиляу». Первокурсник консерватории – уже солист Татарской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов. Тенора вообще сильно порадовали. В том числе выпускники Айрат Ганиев, Айдар Сулейманов и Денис Хан-Баба, задорно спевшие знаменитую песенку Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди.

Фрагмент из спектакля «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова с участием солистки театра имени Джалиля, выпускницы КГК Любови Добрыниной представила оперная студия.

Фольклорный коллектив под руководством Лилии Сарваровой показал Колядку из оперы «Ночь перед Рождеством» композитора Елены Анисимовой, выпускницы, а ныне педагога консерватории.

Ярко заявили себя инструменталисты – что ни номер, то большая радость для зрительного зала. Начала удивлять Софья Иванова, ученица второго класса ССМШ. Вместе с преподавателем кафедры фортепиано Зульфатом Фахразиевым и оркестром они исполнили знаменитую сюиту «Время, вперед!» Георгия Свиридова из музыки к фильму режиссера М. Швейцера по одноименному роману В. Катаева, посвященному строительству Магнитогорска. Она слегка смутила зрителей, увидевших маленькую девочку, и с большим достоинством приняла восторженные аплодисменты. Оказывается, Софья уже лауреат международных конкурсов.

Не успели зрители отойти от встречи с юной пианисткой, как на сцену вышел юный кларнетист Григорий Грицков (класс Игоря Синекопова), тоже лауреат международных конкурсов, многократный стипендиат фонда «Новые имена». Он блестяще исполнил Интермеццо Александра Цфасмана, пьесу для кларнета с оркестром.

Студент 4 курса фортепианного факультета Ван Юйцянь из Китая выбрал для концерта Этюд ре-диез минор соч. №12 Александра Скрябина, удивив знатоков своим мастерством. Он начинал учебу в Казанской консерватории у профессора Эльфии Бурнашевой, после ее кончины занимается в классе профессора Евгения Михайлова.

В Интернете я прочитала, что за 75 лет Казанская консерватория подготовила более 7000 выпускников. Сегодня образовательный процесс идет на 8 факультетах и 21 кафедре. Со студентами занимаются 132 преподавателя, в их числе 32 профессора, 11 докторов и 32 кандидата наук. Не берусь судить, соответствуют ли цифры реальности.Но они впечатляют.

Организаторы вечера сумели перевести скучный язык цифр на язык эмоций. Когда видишь студенческий оркестр из 75 музыкантов, когда перед тобой хор из 170 человек разных возрастов, нельзя не прийти в восхищение.

Не каждый день в театре работают сразу три дирижера: Александр Сладковский, Евгений Афанасьев и Ринат Халитов. Причем, художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Сладковский не был гостем на этом празднике. С недавних пор он преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования консерватории.

Кроме оркестра на сцене, был еще один, в театральной «яме» – Tartarica, которым руководит профессор Ринат Халитов.

Все, кто в этом концерте выходил на сцену, имели или имеют самое непосредственное отношение к вузу-юбиляру: учились, учатся или работают – в консерватории, в средней специальной музыкальной школе. Так, сводный хор составили три коллектива: хор студентов (руководитель – профессор Юрий Карпов), хор специальной школы (руководитель – Светлана Устюгова), а также хор Татарского государственного академического театра имени М. Джалиля, процентов на 90 состоящий из выпускников консерватории (главный хормейстер – Любовь Дразнина).

Это был, пожалуй, самый впечатляющий аккорд юбилейного вечера. Никогда прежде не видела я на этой сцене столько исполнителей разом. Огромный оркестр, огромный хор… Но это было лишь первое впечатление. Настоящее восхищение зрительного зала вызвало выступление хора. Все три сочинения были встречены с восторгом. Прозвучали фрагмент торжественного сочинения Zadok the Priest(«Садок-священник»),написанный Георгом Генделем по случаю коронации английского короля Георга II, кантата «Республика моя» Назиба Жиганова на стихи Рената Хариса и мало исполняемая сегодня песня Давида Тухманова «Родина моя!».

Признаюсь, давно я не испытывала такого душевного подъема, как в последние минуты этого вечера. И, по-моему, с такими чувствами уходили из театра многие...

Снимки Аяза Хасанова (газета «Известия Татарстан») и с сайта Президента РТ

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить