Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие во времени

В дни студенческих каникул мне представилась удачная возможность поработать под руководством замечательного журналиста и нашего преподавателя Л.В. Агеевой. Необходимо было отсмотреть материалы газеты «Вечерняя Казань» по истории оперного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина.

То, что многие студенты пребывали в это время на заслуженном отдыхе после зимней сессии, меня, как и других наших студентов, работающих в пресс-службе фестиваля, нисколько не смущало, так как, на мой взгляд, это был шанс получить ценный опыт и расширить свой кругозор.

Подшивки «Вечерней Казани» я изучала в читальном зале отдела периодической печати Национальной библиотеки РТ. Начала с 8 февраля 1982 года. Этот день ознаменовался открытием первого Шаляпинского фестиваля. Фестивали вызывали большой ажиотаж в городе, массу впечатлений у зрителей, а также много публикаций в прессе.

Газета «Вечерняя Казань» публиковала материалы о Шаляпинском фестивале в каждом номере, а после завершения давала подборку мнений и впечатлений. Я нашла в газете знакомые фамилии и была поражена тем, какие знаменитости к нам на фестиваль приезжали: Артур Эйзен, Александр Ведерников, Юрий Марусин, Тамара Синявская, Людмила Филатова, Ольга Кондина, Борис Стаценко, Владимир Кудряшов и много-много других.

"Пиковая дама". Графиня - Ирина Архипова, Лиза - Елена Михайлова

Фестиваль – это всегда большой праздник искусства, праздник артистов, объединенных желанием творить на сцене, и зрителей, любящих, понимающих музыку и всегда ждущих чего-то нового. Отсюда и тот повышенный интерес, который все эти 30 лет испытывают казанцы к фестивалю, носящему имя их великого земляка. Причем с каждым годом интерес к опере и фестивалю все больше возрастал.

В рамках фестиваля в театре оперы и балета имени М. Джалиля, а потом в литературно-мемориальном музее А.М. Горького проходили Шаляпинские чтения, на которые в Казань приезжали исследователи творчества Шаляпина и оперного искусства с разных городов СССР. Их участники имели возможность узнать интересные факты из жизни гениального певца, а также посмотреть выставку фотографий и старых афиш, узнать, как выглядел Ф.И. Шаляпин в разные годы жизни и в разных ролях.

Нужно отметить хорошую подготовку к фестивалю самого театра: он становился все краше, встречая гостей во всем своем блеске. Это тоже немаловажно, так как сразу же, с вешалки, у зрителя должно создаться настроение праздничной приподнятости. Далее оно усиливается спектаклем. В газете можно найти много восторженных откликов как зрителей, так и артистов.

Зарубежные гастролеры в гостях у членов клуба любителей оперы, созданного в театре благодаря Шаляпинскому фестивалю

В целом после проведения контент-анализа публикаций я поняла, почему Шаляпинский фестиваль очень полюбился казанцам и гостям столицы. «Вечерка» пестовала этот музыкальный праздник, как мать малое дитя. Причем, как я понимаю, совершенно бесплатно для театра. Порой это были ежедневные публикации, порой – целые страницы, как 11 февраля 1911 года, когда на последней полосе были даны небольшие справки обо всех исполнителях фестиваля, который в от год приобрел статус международного.

Тогда в Казань обещали приехать американцы Биверли Хилл, Лесли Макивен, Роджеру Кейперу, Франко Манзони из Швейцарии, а также москвичи Ирина Архипова, Виктор Шость, Игорь Головчин; Татьяна Новикова, Алексей Стебленко, Елена Устинова, Ольга Кондина, Юрий Мазурок, Валерий Алексеев, Владимир Огновенко из Ленинграда, Галина Шойдагбаева из Улан-Уде, Юрий Горбунов и Александр Баскин из Свердловска, Александр Гергалов из Челябинска, Владимир Степанов из Нижнего Новгорода, Сергей Хомов из Кишинева, Булат Минжилкиев из Бишкека, Александр Вилюманис, Самсон Изюмов и Владимир Окунь из Риги. За дирижерским пультом опер «Князь Игорь» и «Севильский цирюльник» стоял Игорь Лацанич из Львова.

Тогда Советский Союз был единым государством, и иностранцами были только гости из США и Швейцарии.

"Фауст". Фауст - Роджер Кейпер, Маргарита - Татьяна Новикова

Великий итальянский композитор Джакомо Пуччини говорил: «У театра есть три основных закона: заинтересовать, поразить и растрогать», и исходя из мнения зрителей, из того насколько был и остается популярен Шаляпинский фестиваль, можно сделать вывод, что театру оперы и балета им. М. Джалиля удалось соблюсти все эти законы. Я испытываю чувство гордости, за то, что родилась в городе великого певца, известного во всем мире, чье имя носит знаменитый фестиваль – Федором Ивановичем Шаляпиным. И мне было очень приятно и интересно окунуться в мир фестиваля того времени.

После проделанной работы осталось ощущение, будто я сама побывала на многих фестивалях и стала свидетелем таинства, происходящего на сцене.

Олег Кленов, Зиля Сунгатуллина и Геннадий Васько в спектакле"Севильский цирюльник"

Я ходила с родителями на фестиваль, посвященный 130-летию Ф.И.Шаляпина, в 2003 году. Будучи 9-летней девочкой, восприняла все в силу своего возраста. Подробностей не помню, помню только, что мурашки бегали, когда я слышала, как поют артисты и играет оркестр. Сейчас, спустя годы, хотелось бы освежить воспоминания, и при первой удобной возможности я постараюсь пополнить ряды зрителей Шаляпинского фестиваля.

Анна ПАНТЕЛЕЕВА,

студентка Института социальных коммуникаций КНИТУ-КАИ

Публикация иллюстрирована снимками фестиваля 1991 года,

предоставленными пресс-службой театра имени М. Джалиля

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить