Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
15.12.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
-5° / -1°
Ночь / День
.
<< < Декабрь 2017 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  • 1901 – Родился Кави Наджми Кави,  писатель, общественный деятель, один из организаторов и первый председатель Союза советских писателей ТАССР

    Подробнее...

Тяжеловес «Big Jeep», или «Додж три четверти»

Эта машина была не так распространена на фронтах Великой Отечественной войны, как грузовик Studebaker US6 или командирские легкие вездеходы Willys MB и Ford GPW. Американские солдаты называли этот автомобиль  Big Jeep – большой джип. Наши же бойцы сразу прозвали его «Додж три четверти» из-за грузоподъемности 750 кг, т.е. ¾ тонны, и по аналогии с полуторкой. «Большой джип» Dodge WC использовался как тягач для противотанковых пушек, в качестве машины  сопровождения войсковых колонн, высших офицеров и военачальников, в разведывательных операциях. Об этом труженике войны наш сегодняшний рассказ.

Начало

В 1941г. Красная Армия несла тяжелые потери. «Врагов шли большие лавины, их не было сил удержать» - точнее не скажешь. Фронту срочно требовалась техника, в том числе автомобили – для перевозки войск, транспортировки орудий, передвижения по полю боя. Многие заводы, производящие технику, были разрушены, новые еще не построены, поэтому машин катастрофически не хватало. И вот в конце 1941г., когда в Америке был принят закон о «ленд-лизе», в нашу страну начали поставлять военные грузы, в том числе танки, самолеты и автомобили. Всего за 4 года, с 1942 по 1945, в СССР было завезено 401 тыс. авто из Америки, Канады и Англии, в том числе 152 тыс. штатовских Studebaker US6 и 44 тыс. шт. Willys MB и Ford GPW. Именно их в основном можно увидеть в кадрах кинохроники, о них чаще рассказывают фронтовики. А вот Dodge WC, как правило, остается «за кадром», хотя эта машина, специально разработанная для фронта, была также распространена и известна в военные годы. В Красную Армию за годы войны попало всего 24 902 двухосных Dodge WC-51 и WC-52 разных модификаций. В конце войны, в 1945г., в СССР поставляли и трехосные артиллерийские тягачи WC-62 и WC-63. Их грузоподъемность составляла уже 1,5 т; они были рассчитаны на перевозку отделения солдат (12 чел.) и орудия.

Носители оружия

В США обозначение WC (weapons carrier – носители оружия) закреплено за легкими полноприводными грузовиками, предназначенными для буксировки пушек, перевозки небольших грузов и солдат по полю боя. На них зачастую стационарно устанавливался пулемет для ведения огня на ходу - эдакая американская моторизованная тачанка! Впервые были применены в 1916г. американским генералом Джоном Першингом при подавлении восстания Панчо Вильи в Мексике. По сути, это были пикапы фирмы Dodge формулы 4х2, переделанные из обычных легковых автомобилей и вооруженные пулеметами. Эти маневренные машины хорошо зарекомендовали себя на поле боя. После Первой мировой войны такие автомобили стали практически не нужны.

Dodge KC

В 1934г. инженеры фирмы Dodge разработали грузовой полноприводный Dodge КС 4х4, где впервые применили подключаемый привод переднего моста. Машина семейства КС имела грузоподъемность 500 кг. Военные модификации включали в себя пикап, фургон и универсал. Эти машины были предшественниками модели WC.

Dodge VС-1

В 1939г., когда в Европе начал разгораться пожар новой войны, интерес к таким военным машинам опять появился. Используя накопленный опыт, инженеры Dodge разработали полноприводный VC-1 на базе однотонного грузовика. В том же году началось его серийное производство. Отметим здесь, что этот тяжеловес создавался уже сугубо под военные цели. Dodge VC-1 обладал упрощенным по сравнению с гражданской моделью пятиместным кузовом с вырезами вместо дверей. Подвеска была усилена для езды по бездорожью. Машина агрегатировалась двигателем Т202 с 6-ю цилиндрами мощностью 79 л.с. Грузоподъемность составляла 500 кг. Были разработаны 3 модификации: пикап, пассажирский фургон для 7 чел. и командирская машина открытого типа.

Всего выпустили 4600 шт. таких автомобилей – вполне достаточно для мирного времени.

Dodge WС

В 1940г. была проведена модернизация Dodge VC-1. В кузове упростили облицовку и крылья, кабина стала закрытой. Это семейство получило уже обозначение WC (носитель оружия). На WC-1 стали ставить более мощный двигатель Т207. В 1941г. произошла еще одна модернизация: доработали кузов и поставили новый двигатель Т215 мощностью 92 л.с. И все бы хорошо, но новые модели WC имели существенный недостаток: узкую колею передних колес, что досталось им от гражданского грузовика. Это существенно снижало проходимость.

Лишь в 1942г. конструкторы армейского полугрузового автомобиля Dodge WC сделали колею передних и задних колес одинаковой. Сама машина стала ниже и шире, грузоподъемность составила 750 кг, т.е. ¾ тонны. Это был тот самый Dodge WC-51.

Он обладал кузовом цельнометаллического типа, с тремя дугами для брезентового тента, который прикрывал от непогоды шофера и переднего пассажира, а также солдат в кузове. Решетка защищала плоский радиатор и фары. Мощный бампер помогал выталкивать машины из грязи. На модели WC-52 дополнительно монтировалась лебедка.

Кабина была двухместной, открытого типа. Запаска располагалась слева на кронштейне. Ветровое стекло опускалось вперед. На пол кузова можно было установить крупнокалиберный пулемет или малокалиберную пушку. Откидные деревянные лавки служили крышками для рундуков.

Диски стали разборными, на них устанавливали широкопрофильные шины. Рама машины – лонжеронная, с четырьмя поперечинами. Двигатель - бензиновый шестицилиндровый Т215 мощностью 92 л.с. при 3200 об/мин. Мотор был очень надежным и долговечным.

Компоновка - переднемоторная, полноприводная. Трансмиссия - 4-ступенчатая, без демультипликатора, с жестко подключаемым передним мостом.

Габариты: длина 4235 мм,  ширина 2120 мм, высота 1870 мм (без тента). Клиренс составил 270 мм, колесная база - 2490 мм, колея (передняя и задняя) – 1650 мм. Максимальная скорость  - 87 км/час. Расход топлива ужаснул бы нашего современника - 28,5л /100 км! В войну же это никого не пугало. Объем бака составлял 114 л.

Следует отметить, что WC-51 имел простую конструкцию, был технологичным в производстве, ремонтопригодным.

За годы войны выпускались следующие модификации серии WC: WC-51 - открытая кабина, WC-52 – открытая кабина с лебедкой, WC-53 - штабная с закрытым кузовом, WC-54 - санитарная с закрытым кузовом, WC-55 - открытый пятиместный штабной автомобиль, WC-56 - командирский автомобиль, WC-59 - ремонтная мастерская, WC-60 - машина связи, WC-62 - трехосный вариант, WC-63 - трехосный вариант с лебедкой.

Американцы, создавая этого труженика войны, стремились к максимальной унификации узлов и агрегатов. Так, в конструкции Dodge WC в полной мере использовались компоненты автомобилей серии Dodge WF – эти грузовики также поставляли нам по ленд-лизу. Коробка передач, сцепление, двигатель, рулевой механизм у них были одинаковыми.

Всего с 1942 по 1945г.г. было выпущено более 260 тыс. вездеходов серии Dodge WC различных модификаций. Больше всего произвели WC-51 - 123 541 шт. и WC-52 - 59 114 шт.

Воистину во время войны WC-51 был универсальным транспортным средством, его применяли во всех родах войск. Считается, что именно он стал прообразом современного

Hummer.

Армейские будни

Большинство вездеходов, прибывающих из-за океана, находилось в разобранном состоянии, в нескольких ящиках. Достаточно быстро их собирали, грузили боеприпасами и отправляли на фронт. Зачастую нормы загрузки в ¾ тонны превышались, но автомобиль-трудяга с честью выдерживал испытание, тащил свою нелегкую ношу.

Нелегко приходилось водителям Dodge WC. Печки в кабине «трехчетвертного» не было никакой, да и сама кабина условна: слева – запасное колесо, сверху – брезентовый тент. Зато при необходимости можно было откинуть ветровое стекло на капот и вести огонь сходу. Вездеход, труженик войны, создавался именно для нее, никакие элементы комфорта, само собой разумеющиеся для современных внедорожников, здесь не предусматривались.

Dodge WC шел как трактор по любым дорогам, обладал приличной вместимостью, был устойчив, особенно в поворотах. В наших руководствах по эксплуатации эта машина называлась «тягачом».

«Большой джип» использовала в качестве машины сопровождения охрана военачальников   Жукова, Монтгомери, Эйзенхауэра.

Трехосные варианты Dodge WC (модификации WC-62 и WC-63) в конце войны широко использовались для транспортировки 100-мм противотанковых пушек БС-3, которых на фронте за их убойную силу называли «Зверобой».

В частности, так было во время немецкого контрнаступления в районе озера Балатон в Венгрии 6-15 марта 1945г. Здесь на отдельных участках  на 1 км фронта наступало 50-60 новейших немецких танков «королевский тигр»! Мобильное благодаря трехосным WC перемещение мощной пушки в местах танковых прорывов хорошо зарекомендовало себя в борьбе против немецких танков.

Мой отец, участник тех боев, рассказывал о таком эпизоде. Немецкие танки внезапно прорвались на их участке обороны, где не было ни одного орудия, только пехота. «Тигры» развернулись и пошли в атаку прямо на них. И вот, когда до танковой цепи оставалось не более километра, внезапно, как из-под земли, вылетели три трехосных Dodge с противотанковыми пушками. Артиллеристы мгновенно развернули орудия и открыли огонь по «тиграм». Атака была отбита…

16 марта советские войска перешли в наступление.

В войсках антигитлеровской коалиции этот вездеход уважали. От него по проселочной дороге не могла уйти ни одна немецкая легковая машина – Opel или Mercedes. Большой клиренс, шины с грунтозацепами, широкая колея давали преимущества водителю в погоне за любым другим автомобилем. Это был настоящий солдат – надежный, неприхотливый, мощный. Он также внес свой вклад в Великую Победу над фашизмом.

После войны

В армии ряда стран эти машины и после войны продолжали нести свою службу. Позже они использовались в локальных войнах, в частности, в Корее и Индокитае.

В СССР, в соответствии с условиями ленд-лиза, часть уцелевших Dodge WC после войны вернули союзникам. Об этой процедуре мы уже рассказывали в материале о Studebaker. Американцы тщательно проверяли комплектность машины, затем ее отправляли… под пресс и грузили на корабли. Говорят, от такого зрелища потрясенные советские водители и механики плакали…

Часть оставшихся в СССР Dodge WC оказалось не у дел: как грузовик его было использовать неудобно – отсутствовала кабина, база - слишком короткая, кузов также небольшой. Напомним и об огромном для такой грузоподъемности расходе бензина – 28,5 л на 100 км. Посему эти вездеходы исчезли с наших дорог достаточно быстро. В настоящее время в России их осталось считанные единицы.

Однако у военных потребность в такой технике сохранилась. И вот в 1956г. на Горьковском автомобильном заводе был разработан вездеход ГАЗ-62 – наш аналог «трехчетвертного». Однако в серию он не пошел. Чуть позже было налажено производство более вместительного ГАЗ-66.

Впрочем, это уже совсем другая история…

Петр СМИРНОВ

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов