Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
24.08.2017

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
+18° / +26°
Ночь / День
.
<< < Август 2017 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1991 – В Ленинском мемориале началась сессия Казанского городского Совета народных депутатов, на которой депутаты обсуждали 8 вопросов, связанных с ГКЧП.

    Подробнее...

ГАЗ 67 и Willys MB: военное братство

Наш сегодняшний рассказ – об исторической встрече двух победителей, воевавших бок о бок во время Второй мировой войны - легендарных Willys MВ и ГАЗ 67 (Иван-Виллис).

Конечно же, это - не тест в современном понимании. Скорее, встреча фронтовых друзей через 70 лет после Победы. Однополчане-ветераны - знаменитые ГАЗ-67Б и «Виллис-МВ» - вспоминают былые сражения и дороги.

ГАЗ-67

Сердито рычит старенький двигатель, ему подвывает трансмиссия, «газик», расталкивая шинами тяжелый, подтаявший весенний снег, упорно ползет через поле, и мы, забыв о сыром мартовском ветре, крепко сжимаем руки на баранке (а ведь на таких, продуваемых всеми ветрами машинах ездили и в настоящую зимнюю стужу!). Сейчас важнее другое! Где ты там, союзничек? Нow do you do?  Не отстает! Старина «Виллис» столь же напористо режет свою колею, немного поуже. Молодец!

WILLYS MB

В мае 1940 года фирмы «Бантам» и «Виллис» (США) начали разработку легких автомобилей по заказу армии. Серийные «виллисы-МА» поступали в войска с начала 1941-го. Модернизированную модель МВ выпускали с августа 1941-го. Параллельно строили аналогичные «форды-GPW». C ноября 1941-го по сентябрь 1945-го изготовили более 330 тысяч «виллисов». После войны на основе модели МВ строили несколько моделей под маркой «Джип».

Искусство минимализма

Разумеется, они похожи: оба солдаты, причем одного поколения, призванные на одну войну. ГАЗ скопировали с «Виллиса»? Не совсем так. Еще раз напомним о том, что в 1940-м, когда американские фирмы «Бантам» и «Виллис», а чуть позднее и «Форд», взялись за создание небольшого, простого, крепкого армейского автомобиля, в Горьком уже практически закончили испытания полноприводной машины с кузовом «эмки». Конечно, с точки зрения цены и армейских требований модель была далека от идеала. Но мосты, раздаточная коробка, иные узлы были готовы.

В январе 1941-го нарком Малышев, курировавший автопром, показал конструктору ГАЗов повышенной проходимости Грачеву фотографию американской машины, взбирающейся по лестнице Белого дома, и приказал сделать такую же. Именно такую же! Так родился прототип Р-1 и серийный ГАЗ-64 с колеей всего 1278 мм. Война расставила все на свои места: мосты вновь расширили в целях унификации. Кроме того, узкие машины с трудом шли по накатанной грузовиками колее, были склонны к опрокидыванию.

Спереди ГАЗ-67 попросторнее «Виллиса», но задние сиденья практически одинаковые. Представить, что здесь ездили двое, да еще в полушубках и с оружием, трудно. Правда, американцы вчетвером, говорят, никогда не садились - машин хватало. Зато в Советской Армии автомобили чаще использовали на всю катушку.

ГАЗ и «Виллис» - дети эпохи, когда в США и тем более в СССР избыточный вес граждан еще не стал массовой проблемой. Усесться за руль нелегко. Впрочем, если пожить с автомобилями подольше, наверняка похудеешь: этому способствуют усилия на руле и педалях. Американские конструкторы не случайно сделали «Виллис» таким узким - боролись с лишней массой. Ручки на кузове - чтобы вытаскивать машины из грязи мускульной, то есть солдатской силой. Невольно вспоминаешь слова «Общевойскового устава» о тяготах и лишениях воинской службы.

Попробуем нарисовать беглый портрет ветеранов. Надо взять современный вседорожник и отбросить все лишнее. Останутся простые, но прочные рамы, кургузые коробки без дверей, с большими и максимально простыми по форме панелями, мощные, несгибаемые мосты, простенькие по современным меркам, но неприхотливые моторы. Кстати, в двигатель ГАЗ со степенью сжатия 4,6 (!), по сути - модернизированный «фордовский» агрегат конца 1920-х, при необходимости можно лить бензин, «сдобренный» соляркой или маслом. Агрегат «Виллиса» - современней: степень сжатия 6,48 для советского бензина времен войны была даже высоковата. Зато с 2,2 л рабочего объема - аж 60 л.с.! Заливаем в баки «элитный» 76-й (не опьянели бы от такого!) и запускаем моторы. Остальное проверим в бою... то есть на дорогах и там, где их нет.

Товарищи по оружию

Вы знаете, что такое коробка передач без синхронизаторов, механические тормоза? Это -ГАЗ-67Б. Водитель почему-то сидит с сильным наклоном назад и слева от руля, крутить который, мягко говоря, нелегко. Высоко справа - набалдашник рычага коробки... Опятъ в голову лезут тягостные цитаты из Устава! Скоростъ под 40 км/ч на «газике» кажется огромной. И не только потому, что холодный ветер и рев мотора не дают расслабиться. Меняя по своему усмотрению траекторию, машина постоянно напоминает: «Не зевай! Работай рулем!» Извини, отвлекся! Сугроб, действительно, уже совсем рядом.

Зато тяжелый подъем «газик» с включенным передним мостом даже на второй передаче преодолевает с упорством бывалого солдата, штурмующего очередную безымянную высоту. Первую передачу инструкция не рекомендовала включать не только без переднего моста, но и без прицепа, например пушки ЗИС-2. Именно с такой, калибра 57 мм, испытывали 67-е. На тестах массу прицепа доводили до 1250 (!) кг, но фронтовикам не рекомендовали превышать 800 кг. Вот зачем нужна первая передача с отношением 6,4!

Лазить по сугробам на ГАЗ-67Б здорово. Кажется, все - сел! Сзади уже приближается мощный современный пикап. Нет, ГАЗ не сдается! Немного назад, хрустнул рычаг коробки, и машина вновь нарезает свою колею. Вот она, повышенная проходимость. Нет уж, здесь вернее сказать - высокая! Вездеходные качества «Виллиса» тоже отменны, хотя и немного ниже. Сказывается иная геометрия, менее тяговитый мотор, шины, не очень подходящие для льда и снега. ГАЗ же, по сути, маленький трактор, ездить на котором - интересная, но нелегкая работа.

«Виллис» на фоне однополчанина удивил. Веселый разгон, легкое и бесшумное переключение передач: синхронизаторы на второй и третьей! Эта особенность изумляла солдат Великой Отечественной не меньше, чем гидравлические тормоза. Увы, тормозной путь зимой не проверишь. Вот данные сравнительных испытаний 1943 года: с 50 км/ч ГАЗ-67 останавливался через 16,5 м, а «Виллис-МВ» - через 9,5 м.

Руль «американца» заметно легче газовского. А ведь число оборотов от упора до упора одинаковое - четыре. Но горьковские конструкторы вынужденно шли на максимальную унификацию с иными машинами, в том числе по рулевому управлению, не слишком подходящему короткой, довольно тяжелой полноприводной машине на широких колесах. Американцы же, делая армейский автомобиль с чистого листа, создали хитрую конструкцию. Длинная продольная тяга идет почти к середине автомобиля, где стоит двухплечий рычаг, соединенный с колесными тягами. В результате руль не только легче, но и четче. Справедливости ради напомним: «Виллис" заметно уже ГАЗа.

Вдруг показалось даже, что «американец» вовсе не серьезный солдат, а веселый партнер по пляжным развлечениям. Кататься бы еще и кататься! Пушку, которой у нас, к сожалению, не было, лучше тянуть «газиком». Но будь у нас выбор, на чем служитъ, тем более просто ездить, предпочли бы «Виллис»...

Резюме

ГАЗ-67Б – грубоватый солдат с колючим, но несгибаемым характером.

+ Прекрасная проходимость, «тракторная» тяга.

- Посредственная управляемость, тяжелые органы управления – руль, тормоза, коробка передач; неудобная посадка.

Willys MB – шесть десятилетий назад иномарки, как и сейчас, заметно отличались от отечественных машин. Как правило, в лучшую сторону.

+ Четкое и легкое управление, неплохая динамика, наличие понижающей передачи.

- Трудно двигаться в грузовой колее, невысока поперечная устойчивость.

Но все-таки они очень похожи. Как надежное боевое оружие, как характеры старых солдат. Искать в этом тесте лучшего, разумеется, не нужно. Оба уже стали победителями - тогда, в мае 1945-го. Как и те, кто вел эти машины фронтовыми дорогами, кто их проектировал и строил... Низкий вам поклон!

"За рулем"

 Технические характеристики

Модель ГАЗ-67Б Willys МВ
Общие данные
Размеры, мм:
Длина 3345 3335
Ширина 1720 1585
Высота 1680 1830
База 2100 2032
колея спереди/сзади 1446/1446 1230/1230
Радиус поворота, м 6,5 5,9
Снаряженная масса, кг 1320 1020
Полная масса, кг 1720 1270
Макс. скорость, км/ч 88 104
Топливо А-55 А-70
Запас топлива, л 70 57
Средний расход топлива, л/100км 15 11
Кузов
Конструкция рамная
Количество дверей/мест 0/4 0/4
Двигатель
Расположение спереди продольно
Число клапанов 8
Рабочий объем, см3 3285 2199
Степень сжатая 4,6 6,48
Мощность, кВт/л.с. 40/54 44/60
при об/мин. 2800 3600
Крутящий момент, Нм 180 142
при об/мин н.д. 2000
Трансмиссия
Тип полноприводная
Коробка передач М4 М3
 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов