Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сергей Шакуров: «Учусь у своих героев»

Актера Московского драматического театра имени К.С. Станиславского Сергея Шакурова, заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР представлять не надо – многие казанцы видели фильмы и спектакли с его участием.

Думается, никого эти встречи не разочаровали. Об этом говорят и письма читателей, присланные в ответ на предложение  газеты "Вечерняя Казань" принять участие в коллективном интервью. Вопросы Сергею Каюмовичу задавали самые разные. В одних письмах сквозит чистое любопытство, но большинство продиктовано искренним интересом к творчеству Шакурова, к актерской профессии вообще.

Интервью по письмам читателей было опубликовано 18 августа 1983 года.

Конечно, не обошлось без вопроса о том, что привело Сергея Шакурова в театр. Актер ответил чрезвычайно кратко:

– Случай.

Зная о том, что этот ответ вряд ли удовлетворит читателей, я напомнила Сергею Каюмовичу про то, что он занимался в школьном театральном кружке, значит, не так уж случайно это было.

– Через такие кружки проходят целые классы, а в актеры идут немногие, – сказал он. – И я стал бы тренером, так как серьезно занимался спортом...

Как бы там ни было, сейчас дело всей его жизни – театр.

Кого вы считаете своим учителем?

– Станиславского.

Не связан ли с его именем выбор места работы?

– Пожалуй, нет. Я тогда ушел из Центрального театра Советской Армии и не знал, что делать дальше, – бывает такое в жизни... Однажды шел по улице Горького, увидел двери театра имени Станиславского, в котором не бывал даже зрителем, вспомнил, что здесь работали Урбанский, Леонов, вошел – и остался.

Вы снимаетесь в кино уже более 15 лет, но ваше имя стало широко известно лишь в последние годы. Как вы считаете, почему?

– Ну, наверное, прибавилось мастерства. Это во-первых. Во-вторых, лучше стал драматургический материал. Раньше по молодости, по неопытности брал те роли, которые предлагали, – лишь бы сниматься в кино. Сейчас выбираю.

– Похож ли председатель колхоза Сечкин из кинофильма «Запах хлеба» на вас? (актер улыбается, читая этот вопрос).

– Скорее всего, да, ведь Сечкин – лицо вымышленное, а я живой человек. Правда, он председатель колхоза, но ведь такие Сечкины есть в любом деле. И среди ученых, и среди актеров. Мне лично Сечкин близок тем, что он человек дела. Я не люблю людей «никаких», без поступков. И героев таких не люблю.

От Сечкина я взял много и как актер, и как человек. И сам отдал ему все, что мог. Наверное, потому он и получился, что мы с ним в жизни – единомышленники.

– Как вы относитесь к роли механика Гаврилова в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»?

– Вы удивитесь, но эта роль для меня – самая любимая. Роль без всякого драматургического материала, без слов: появился в кадре, улыбнулся и все...

– Ну, не скажите! Гурченко создала в нашем воображении такой образ, что не совпади с ним ваш Гаврилов, фильма бы просто не получилось.

– Вот почему и доставил мне этот эпизод много хлопот. Зато результат принес удовлетворение.

– Судя по характеру некоторых вопросов, их авторы мечтают о сцене, возможно, уже пробуют свои силы в каком-нибудь самодеятельном коллективе. Их интересует, что вы считаете самым трудным в профессии актера?

– Добиться успеха. К нему нужно идти мощной столбовой дорогой, никуда не сворачивая, многим жертвовать во имя своей цели. Причем идти на это сознательно, несмотря на то, что вслед тебе кричат: «Какой он нехороший!».

Потом разберемся, каким я буду, – сначала добьюсь своего. Конечно, как вы понимаете, я не говорю, что надо переступить через все – естественно, актер должен оставаться человеком честным и порядочным.

Но ведь бывает так, что успех приносит первая роль...– Успех в искусстве не может быть кратковременным, его надо подтверждать каждый день. Вот почему главное, что я бы хотел пожелать тем, кто мечтает быть актером, – трудитесь в поте лица.

– Как вы относитесь к огромнейшим конкурсам в театральные учебные заведения?

Вряд ли этому стоит особо радоваться. В этом ажиотаже есть что-то эпидемическое. Вся беда в том, что молодежь очень поверхностно представляет себе нашу профессию. Все бегут в актеры за славой и не представляют, как больно можно удариться на каком-то этапе, когда вдруг приходит понимание, что артист ты никакой.

Мир театра очень привлекателен, чтобы от него отказаться добровольно. Вот почему в театрах полно посредственных актеров. Все знают, что ничего настоящего они не создадут, но с ними ничего не поделаешь – на их стороне все законы. Вот и выходят каждый вечер в массовках …

Но ведь театру нужны и статисты...

– Да, но тогда человек должен смириться с тем, что он – всего лишь статист. Я таким людям не завидую.

– Как вы работаете над ролью?

– Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. То, что роль делает с тобой, трудно определить словом «работа». У нас такая профессия, что некоторым зарплату можно не платить, а они все равно из театра не уйдут. И потом – процесс рождения роли разный в кино и в театре.

В кино роль делается из кусочков, мало связанных между собой, порой без репетиций. В театре это длительный процесс. Например, «Сирано» мы репетировали целых 8 месяцев. Но для меня именно это и важно – я процесс репетиций люблю больше, чем саму игру.

– В таком случае мне нетрудно догадаться, что вы отрицательно ответите на следующий вопрос: смогли бы вы посвятить себя только кинематографу?

– Вы правы. Я – актер театральный. Театр я больше понимаю, больше могу в нем сделать. Кино не дает свободы действий, там чаще всего идешь за режиссером.

– Прежде чем задать очерёдной вопрос, хочу процитировать одно из писем:

«Я с особым нетерпением ждала встречи с Сирано Шакурова. И очень рада, что она состоялась. А вот спектакль в целом разочаровал, в нем нет актерского ансамбля».

Читательница интересуется, каких партнеров по театру и кино вы цените больше всего.

– Зрительница права: наш спектакль уязвим для критики. Тут много причин. «Сирано» поставил Борис Морозов, а он в нашем театре уже не работает. Без режиссера же спектакли живут редко.

К тому же современным артистам, как это ни странно, очень трудно дается классика. Ростан же труден вдвойне – его пьеса написана стихами. В спектакле заняты неплохие актеры, некоторые превосходно играют в современных пьесах, а тут...

Мне всегда приятно играть с Юрием Гребенщиковым (в «Сирано» он исполняет роль де Вальвера), с Леонидом Сатановским (Рагно). Хороший партнер – Альберт Филозов.

В кино люблю сниматься с Натальей Гундаревой, Олегом Борисовым. Борисов – грандиозный артист, я у него многому учусь.

– Ваше хобби?

– Не люблю этого слова. У меня нет ничего важнее театра. Жизнь коротка, и так много надо успеть... Так зачем отрывать время у своего дела на какие-то посторонние занятия? Как тут не вспомнишь Достоевского, который заметил, что прежде чем разбираться с миром, надо разобраться с собой.

И все-таки одно ваше занятие в часы досуга казанцы заметили – по утрам вы бегаете...

– О, актеру без этого не обойтись. Артист должен владеть своим телом так же, как он, скажем, владеет речью. К сожалению, многие актеры это забывают, а потому даже ходить по сцене не умеют. За своим телом надо следить постоянно. Так же, как впрочем, за душой. А если у него «толстая кожа», то не прошибешь самой хорошей драматургией. От таких и в зал ничего не идет.

И последний вопрос: по вашему отчеству казанцы признали в вас земляка...

– Я даже не представлял, что здесь проявят такой интерес к моей родословной. Моего отца звали Каюм, родился он в Тетюшском районе, в двадцатых годах уехал в Москву, женился там на русской девушке. Я родился и вырос на Арбате. В Казань приехал впервые и должен признаться: ваш город мне понравился.

– Очень жаль, что вы приехали всего на полмесяца.

– Прямо из Казани я уезжаю на съемки нового фильма. В ближайшее время на экраны выходит сразу две картины с моим участием: «Срок давности» и «Анна Павлова». Так что до новых встреч, казанцы!

В интервью использованы вопросы Т. Валиуллиной, О. Ильиной, Владимира 3., Г. Хайрутдинова, В. Лыжина, С. Даниловой, А. Ицковича.

Беседу записала Л. АГЕЕВА

«Вечерняя Казань», 18 августа 1983 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить