Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1920 – Декретом ВЦИКа образовано Представительство ТАССР при Президиуме ВЦИКа РСФСР. Ликвидировано постановлением Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1938 года

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Выставка в Кремле. Внимание: вас обманывают!

Выставочный центр «Эрмитаж-Казань» представляет уникальную экспозицию, которая погружает посетителей в мир иллюзий.

На выставке, которая открылась 22 февраля, побывала Любовь Агеева.

Выставка  «Не верь глазам своим». Иллюзии в искусстве» знакомит с различными видами обманок, создающих имитацию самых разнообразных объектов. Здесь произведения живописи и графики, скульптура, изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, разнообразные ткани, предметы мебели. Все 250 экспонатов «обманывают» внешним обликом и завораживают мастерством исполнения.

Интригующее приглашение на выставку из пресс-релиза не сработало. Плотный график не позволил пойти и на пресс-конференцию, хотя общение с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским всегда очень полезно. Снимки фруктов из папье-маше (так я думала) убедили в том, что можно обойтись информационным сообщением о новой экспозиции.

Так бы и случилось, если бы 29 апреля я случайно не оказалась в казанском Кремле, и у меня не нашлось время зайти в Выставочный центр «Эрмитаж-Казань».  

Поскольку знакомство с выставкой начал человек мало заинтересованный, я, не останавливаясь, прошла через входную рекреацию, заметив справа краем глаза большой постер со знакомым видом Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.

Выставка-игра разгадывания предметов-обманок среди произведений искусства, где будет интересно взрослым и детям! Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Государственного Эрмитажа с XVI до начала ХIХ века создадут иллюзию реальности.
Отправляйтесь в увлекательное путешествие, где обманки ведут игру со зрительским восприятием! Приглядитесь, плоские предметы становятся объемными, близкое – далеким, а иллюзия становится реальностью.
Удивляйтесь мастерству художников прошлого. Но чтобы игра стала более увлекательной, не торопитесь прочитать разгадку на этикетке!

Текст с сайта центра «Эрмитаж-Казань»

Первый зал мало чем отличался от обычной экспозиции живописи — пейзажи, натюрморты, портреты, гравюры, рисунки. Найти обманку помогали этикетки с информацией. Это могла быть обманная живопись и обманные рамы для картин.

Во втором зале я сильно промахнулась, увидев на стене картину с веселящимися детьми. Подойдя ближе, убедилась, что это не картина, а скульптурное изображение.  Сильно посмеялась над собой, когда, взглянув на изображение сбоку, увидела все-таки живописное полотно. И всю мою самонадеянность как рукой сняло.

Экспонаты сгруппированы по видам обманок, что помогает лучше ориентироваться. Достаточно разгадать одну обманку, чтобы потом без особого труда увидеть скрытый замысел творца в других предметах. Но не всегда это удавалось с первого взгляда. В трудных случаях прибегала к помощи этикеток, где указывались не только имена авторов, но и подсказки.

Не сумела разгадать только обманку с веером, даже подсказка не помогла. Вернулась позднее, когда посмотрела видеофильм с участием питерских кураторов (старшие научные сотрудники Отдела истории русской культуры Эрмитажа Ирина Багдасарова, кандидат искусствоведения, и Наталья Бахарева) и научных сотрудников казанского филиала.  Они мне и подсказали, как надо смотреть на экспонат, чтобы легче увидеть обманку. Кстати, специально для этой экспозиции понадобились темные стены и специальное освещение.

Где-то обман находился быстро, например, в рисунках, якобы прикрепленных к деревянной доске, но порой приходилось покрутиться вокруг экспоната, чтобы все-таки обнаружить скрытое послание автора. Например, грибы на крышке березового туеска, конечно же, были обманными, но обманка была в другом —  туесок был коробкой для рукоделия.

Не исключаю, что посетители, впервые пришедшие в «Эрмитаж-Казань», не обратили внимания на расписные двери, ведущие в один из залов. Хотя, возможно, задумались — почему такие двери только в одном месте? Между тем, это тоже была обманка. Двери с вставками под камень были нарисованные.

Так же нарисованной была комната с большим зеркалом, в которой настоящими были только столик и два кресла.

Выставка построена на сопоставлении объектов: мнимых и настоящих. Зрители приглашаются в увлекательную игру разгадывания предметов-обманок, и это рождает какое-то удивительное настроение даже у людей взрослых.

Как в любой пьесе, предполагается определенное развитие сюжета: зритель замечает объект, принимает его за реально существующий, затем обнаруживает розыгрыш, вызывающий ещё большее любопытство.

Много было самых разных предметов, когда восхищали не сами обманки (их можно было обнаружить без особого труда), а мастерство художников. Например, вполне можно было перепутать рабочие перчатки, брошенные на деревянное кресло, с настоящими. Охотничьи трофеи, представленные в одном из залов, тоже смотрелись как настоящие.

Просто изумил вилок обычной капусты. Рядом, конечно, было видно, что это имитация, но издали вполне можно было признать за чудо природы.

Не могла не постоять возле дверцы шкафа, заставленного книгами. Подумала, что такая обманка в советское время, когда домашняя библиотека была показателем интеллигентности, очень бы пригодилась тем, кто купленных книг не читал. Обманка стоила бы наверняка дешевле.

Несколько неожиданной была встреча с… мухами в последнем зале экспозиции. Настоящим тут было только их жужжание, записанное на диктофон. Всё остальное в виде отдельных мух можно было встретить в самых неожиданных местах — на блюдечке и в чашке прибора для чая, на крышке кувшина…

Дольше всего я пробыла у экспонатов, сделанных из камня, металла, фарфора, дерева, тканей. Если бы этикетка не сообщала, что это имитация, вполне могла бы подумать, что вижу настоящие золотые часы с тремя негритятами, золотые канделябры, оригинальные резные камелии, каминные безделицы из мрамора, серебряную посуду.

Интересно, что почти всё, что было в экспозиции, было сделано для вполне утилитарных целей: часы шли, фрукты были солонками, перечницами…

Оригинальны были экспонаты, подражающие объектам предметного мира: это имитация книг, конвертов, письменных принадлежностей. Очень хотела бы иметь флягу в виде томика Петрарки — хороший был бы подарок зятю.

Кстати, многие такие предметы до того, как попали в Эрмитаж, служили людям — украшали письменные и обеденные столы, камины, возможно, даже использовались по предназначению, как сервис, имитирующий фарфор. Оказывается, в столовой императорской семьи  была не только дорогая фарфоровая посуда, но и такие вот обманки.

Обманки были не только в виде экспонатов. Наблюдала, как одна из посетительниц моего возраста попыталась взять в руки газету «Вечерняя Казань», два номера за 1991 год, и когда не удалось, рассмеялась… Газеты на скамье, конечно же, не было.

Если путешествие по экспозиции было интересно мне, то что можно сказать о детях?! Их было много в залах. Кто-то пришел с родителями, кто-то группой.

Довольно долго наблюдала за школьниками в последнем зале — экскурсовод интересовалась их мнением о выставке.

Мнения – только восторженные. И не только об экспонатах. Но и о возможности поиграть, например, в крестики и нолики, с персонажем одной из картин (в экспозиции несколько игровых зон), понюхать разные ароматы из специальных сосудов. Играют, конечно, дети, а вот запахами наслаждаются в основном взрослые.

В экспозиции несколько тактильных станций, воспроизводящих какие-то экспонаты, например, веселых мальчишек из второго зала. Их можно потрогать руками. На выставке будет интересно и слабослышащим - можно заказать специального экскурсовода.

Думаю, что с экскурсоводом смотреть выставку лучше. Или с настоящим, или с аудиогидом. И узнаешь больше, и впечатления будут ярче.

Выставка завершается современными обманками, которые были созданы специально для экспозиции в Казани художниками и скульпторами Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, продолжающими старинные традиции виртуозного исполнения разнообразных обманок. 

Попав после путешествия по экскурсии во входную рекреацию, я восполнила упущенное — познакомилась с цифровой панелью, которая дает много дополнительной информации, разглядела, наконец, Зимний Дворец с необычными украшениями.

Можно сказать, вспомнила детство, когда увидела, что после касания руки рядом с очагом Папы Карло (помните сказку про Буратино?) из котелка повалил пар. Оказывается, именно здесь начинается просмотр экспозиции — хорошее место перед погружением в иллюзию.

С большим интересом полистала книгу отзывов. Пишут и взрослые, и дети. Все воспринимают выставку как возможность поиграть, проверить собственное воображение. Очень много восклицательных знаков. Многие отзывы с рисунками.

Один отзыв сфотографировала:

«С детства прогулки по музеям, выставкам и галереям казались чем-то максимально унылым. Мы ждали их только ради того, чтобы прогулять учебу, «выгулить» новую блузку и зайти всем классом после этого в кафе. Сейчас мне 24 года, и когда, прогуливаясь по выставочному залу, я понимаю, что могу стать участницей этой затеи, во мне просыпается ребенок, и мне искренне хочется играть, смотреть, трогать, нюхать, общаться!

Спасибо, что делаете искусство максимально доступным и интересным, интригующим. Я получила огромное удовольствие сегодня. Отдельный лайк аудиодорожке и звуковым имитациям, интерактивным станциям и иллюстрациям на стене. 09.94.24».

К сожалению, имени автора нет. Но, пожалуй, такое могли написать многие посетители.

 

НАША СПРАВКА:
Выставка будет работать по 29 сентября 2024 года  

Центр «Эрмитаж-Казань» находится во втором подъезде, на 3-м этаже бывшего юнкерского корпуса.

Со вторника по четверг — 10:00 - 18:00
Пятница — 11:00 - 20:00
Суббота – воскресенье — 10:00 - 18:00

Цена билета – 350 рублей, студентам и пенсионерам – 250 рублей

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить