Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Созданию и организации первой в Поволжье стационарной русской оперы предшествовало целое столетие регулярных публичных платных представлений – 1791 год считается началом общедоступного театра в Казани.

В 1803 году в Казани большую известность приобрел театр помещика П.П.Есипова, в котором играли крепостные актеры. Есипов выстроил деревянный театр на каменном фундаменте (он находился на месте нынешнего оперного театра), простоявший до 1815 года. Есиповский театр был драматическим, но в нем ставились и оперы.

В 1851 году в городе было выстроено отличное театральное здание. Новый театр открылся гастролями итальянской оперной труппы. Впервые жители города услышали итальянское пение». Собирателем русской сцены» называли в Казани антрепренера П.М.Медведева (1837-1906), который в 1867 году взял театральное дело в Казани в свои руки.

Начало было в 1874 году

Оперная труппа театра берет свое начало с 1874 года. 26 августа в Казанском театре впервые полностью давали оперу Глинки «Иван Сусанин». Именно с этого времени начались регулярные оперные представления в Казани и действовала труппа, во главе которой стояли П.М.Медведев, М.М.Бородай, режиссер Н.Н.Боголюбов и др.

До 1917 года в казанской опере было осуществлено 130 премьер. Вокалисты, хор, театральный оркестр оказали сильное воздействие на культурную жизнь города. Казань называли «Поволжскими Афинами».

Вплоть до 1917 года казанская опера продолжала оставаться среди провинциальных театров одной из ведущих – как по количеству, так и по качеству постановок.

После 1919 года, когда сгорело здание театра, ситуация резко изменилась: из-за отсутствия постоянной оперной труппы и удобного помещения резко сократилось количество постановок.

Возрождение оперы как искусства в Казани связано с развитием музыкальной драмы, которая одновременно положило начало становлению национального оперного искусства. Это направление связано с именем Салиха Сайдашева.

Оперная труппа в Казани фактически сформировалась уже в 20-е годы. Постановки осуществлялись, в основном, на сцене Татарского государственного академического драматического театра им.Г.Камала.

Первым произведением в оперном жанре с использованием национальных традиций стала «Сания» (коллектив авторов: С.Габаши, Г.Альмухамедова, В.Виноградова). Ее премьера состоялась 25 июня 1925 года. Далее последовали оперы «Эшче» – «Рабочий» (тот же коллектив авторов), «Дала» – «Степь» (А.Эйхенвальд). Опера «Эшче» (1930 год) явилась одним из первых советских произведений на историко-революционную тему, а опера «Дала» (1930 год), поставленная по мотивам народных легенд, привлекла внимание органичным звучанием фольклорных напевов в условиях оперной постановки.

История оперной труппы

4 ноября 1934 году было принято постановление правительства Татарии об открытии в Казани музыкального театра. За год до этого, 4 ноября 1933 года, было решено создать при Московской консерватории Татарскую оперную студию, целью которой была подготовка кадров для будущего театра.

Для работы в студии были приглашены педагоги Московской консерватории, крупные деятели советского театра (Ф.Каверин, С.Бергольц и т.д), известные татарские драматурги и писатели (А.Файзи, К.Тинчурин, Ф.Бурнаш, Х.Туфан и т.д.).

Литературным руководителем студии был назначен М.Джалиль. Он занимался формированием оригинального оперного репертуара, явился автором четырех оперных либретто. 2 февраля 1934 года студия начала работу. На учебу в Москву были направлены лучшие творческие силы республики. Четыре года там обучались вокалисты, дирижеры, композиторы.

Первыми воспитанниками оперной студии стали М.Рахманкулова, Г.Кайбицкая, А.Измайлова, С.Садыкова, З.Байрашева, М.Булатова, У.Альмеев, Х.Забирова, Ф.Насретдинова и др. Впоследствии они стали родоначальниками национальных исполнительских традиций.

В конце 1938 года студийцы, завершив образование, вернулись в Казань. Оперный театр в Казани открылся 17 июня 1939 года оперой Н. Жиганова «Качкын». Молодой композитор был в штате театра. На его сцене были поставлены оперы «Ирек» – «Свобода» (1940 год), «Алтынчеч» – «Золотоволосая» (1941 год), «Ильдар» (1942 год), «Тюляк и Су-Слу» (1945 год), «Поэт» (1947 год), «Намус» (1950 год), «Джалиль» (1957 год), балет «Две легенды» (1972 год).

В репертуаре были оперы и балеты других композиторов: М.Музафарова, Э. Бакирова, Х. Валиуллина, Р. Губайдуллина, А. Ключарева, Б. Мулюкова, З. Хабибуллина, Р. Яхина.

1939 года (режиссер Ф.Каверин). Были и другие планы, но они не были реализованы.

Последующая творческая деятельность постоянной оперной труппы была связана с постановками таких классических произведений, как оперы «Чио-Чио-Сан» (Д.Пуччини) в 1940 году, «Риголето» (Д.Верди) в том же 1940-м, «Травиата» (Д.Верди) в 1941 году, «Евгений Онегин» (П.Чайковский) в 1940 году.

Единственной ненациональной оперой, прозвучавшей в театре оперы и балета на татарском языке, стала опера «Фауст» (Ш.Гуно). Премьерный показ состоялся 14 июля Ситуация для театральной труппы не всегда складывалась благожелательно. Известны случаи, когда постановки готовились в крайне тяжелых условиях, когда для музыкантов оркестра не хватало инструментов, когда недостаток артистов балета вынуждены были восполнять вокалисты оперы, когда произведения изымались из репертуара в силу несоответствия идеологическим требованиям (так произошло с оперой М.Музафарова «Зульхабира», не принятой за чересчур «националистическое» содержание). Не обошли стороной и сталинские репрессии: был расстрелян К.Тинчурин, повергся гонениям драматург Ф.Бурнаш, сидел в заключении поэт Х.Туфан. Все эти видные деятели принимали активное участие в становлении национального музыкального театра.

С началом Второй Мировой войны оперную труппу включили в состав Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, обслуживающего фронт и тыл. Коллективом проводилась большая работа в гарнизонах и госпиталях. С 23 июня 1941 года по 1 июня 1944 года артистами было дано более 1000 концертов. Из членов труппы организовывались фронтовые бригады. Особенно практиковались пользовавшиеся большим успехом сольные концерты ведущих исполнителей. Сборы от большинства выступлений шли в фонд помощи фронту и тылу.

Послевоенные годы ознаменовались подлинным расцветом деятельности театра. На его репертуаре выросла замечательная плеяда артистов оперы и балета.

Наступившая «оттепель» ослабила жесткие идеологические нормативы, накладывавшие «табу» на постановки произведений с национальным содержанием, на острые современные сюжеты.

История балета

Балетная труппа театра возникла в 1939 году. Ее первым руководителем стал Гай Тагиров. Балетная труппа начала свою самостоятельную жизнь одновременно с оперой. Пионером этого нового для татарской сцены искусства стал балетмейстер Гай Тагиров. Основу труппы составили и внесли большой вклад в развитие национального балета А.Гацулина, В.Алеева, Б.Ахтямов, З.Гайфуллина, А.Филинов, А.Гацулин, Н.Леонтьева, С.Глинская, В.Романюк.

Создание национальной балетной труппы было сопряжено с рядом трудностей, главной из которой был недостаток профессиональных кадров. Первыми артистами труппы стали участники хореографического коллектива Государственного ансамбля песни и танца ТАССР, артисты самодеятельности. Их усилиями и был поставлен первый балетный спектакль «Тщетная предосторожность» (П.Гертель), показанный 9 сентября 1939 года. Премьера прошла на сцене Большого русского драматического театра.

Позднее проблема кадров была решена за счет привлечения в Татарский государственный театр оперы и балета в 1941 году московской балетной труппы «Остров танца». На казанской сцене были поставлены «Жизель» (А.Адан), «Танцы народов СССР».

В 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны, состоялась премьера одноактного национального балета «Молодежь на отдыхе» (А.Ключарев), приуроченная к пятилетию со дня создания театра. В военные годы были также осуществлены такие постановки, как «Вальпургиева ночь» (Ш.Гуно), «Видение розы» (К.Вебер), «Половецкий стан» (А.Бородин), «Бахчисарайский фонтан» (Б.Асафьев).

12 марта 1945 года театр показал первый татарский национальный балет – «Шурале» («Леший») Ф.Яруллина, (либретто А. Файзи). Главные партии исполняли: В.Романюк (Шурале), А.Гацулина (Сююмбике), Б.Ахтямов (Былтыр). Постановка явилась одним из самых значительных событий музыкальной жизни Татарии того периода.

Послевоенные годы ознаменованы подлинным расцветом национального балета. На татарской сцене ставятся шедевры мировой классики, произведения русских и татарских авторов. В состав труппы вошли молодые артисты, получившие серьезную подготовку в Московском, Ленинградском и Пермском хореографических училищах. В 1961 году был поставлен первый детский национальный балет «Раушан» (З,Хабибуллина). С именем татарского балета связаны имена ведущих артистов Б.Ахтямова, Н.Юлтыева, А.Гацулина, Р.Садыков и др.

28 сентября 1956 года спектаклем «Алтынчач» открылось нынешнее здание театра (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов), строительство которого началось еще в 1936 году. Теперь это – памятник архитектуры, охраняемый государством. Здание уникально по своей добротности и красоте. Потолок зрительного зала украшает прекрасная люстра из горного хрусталя весом более тонны.

В этом же году постановлением Президиума Верховного Совета СССР театру было присвоено имя поэта-героя Мусы Джалиля.

В 60-70-е годы в театре последовательно происходит смена поколений. Художественное руководство театром осуществляли Ф.Мансуров, Я.Вощак, Ю.Кочнев, И.Лапиньш, В.Куценко, Н.Юлтыева, Д.Арипова.

В 1998 году Татарский театр оперы и балета получил звание «академический».

С 1978-1987 годы оперная и балетная труппы театра с успехом выступали во многих городах России (представлялись оперы, балеты, концертные произведения русских, европейских и татарских композиторов).

Зарубежные поездки до 1988 года были эпизодическими. Артисты театра, как правило, включались в состав делегаций, формируемых в Москве. Масштабные зарубежные гастроли начались в 1994 году. С тех пор оперная и балетная труппы театра дают до 100 спектаклей в год в странах Европы: Голландии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Португалии, Ирландии, в том числе в крупнейших европейских театрах: Сагге (Амстердам), Coliseu (Лиссабон), театре Страсбурга (Франция).

В театре – фестиваль

Первый международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина состоялся в 1982 году и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 года он стал всероссийским, с 1991 году – международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников.

Имя фестивалю дали не случайно. Фёдор Иванович Шаляпин двенадцати лет от роду впервые в жизни побывал в театре – на спектакле «Русская свадьба» в Казани. Будущий Орфей русской оперы был потрясён атмосферой «сна наяву», создаваемой театральным действом.

В разные годы в фестивальных спектаклях выступали ведущие солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А.Масленников, В.Верестников, В.Пьявко, И.Архипова, Ю.Мазурок, Т.Ерастова, Т.Синявская, А.Ломоносов, В.Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И.Богачева, Л.Филатова, В.Ванеев, Ю.Шкляр, В.Черноморцев. Участвовали зарубежные певцы. По уровню исполнения не уступали гастролерам и певцы Татарского театра.

Первый фестиваль классического балета состоялся в 1987 году. С тех пор он стал престижным и из года в год собирает все большее количество зрителей. И это не удивительно, ведь гостями фестиваля в разное время были В.Васильев, Е.Максимова, Г.Комлева, Н.Долгушин, Н.Грачева, К.Кырб, Л.Кунакова, Н.Павлова, Т.Чернобровкина, Н.Ледовская, И.Лиепа, П.Скирмантас, И.Валекайте, Э.Шпокайте, Т.Кладничкина, В.Григорьев, А.Дорош, Л.Шипулина, Е.Князькова, И.Шапчиц (Завьялова), У.Лопаткина, Ю.Махалина – всех «звезд» просто невозможно перечислить. Ведущие солисты балета Татарского театра составляют достойную конкуренцию гастролерам.

В 1992 году фестиваль получил статус международного. Балет «Щелкунчик» 21 мая 1992 года стал не просто украшением фестиваля, но сенсацией: за дирижерским пультом стоял легендарный Рудольф Нуриев. После спектакля, прошедшего с колоссальным успехом, выдающийся танцовщик согласился дать фестивалю свое имя.

Беря на вооружение мировой опыт

Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института «главных» (режиссёра, балетмейстера, художника), имеются лишь должности художественных руководителей оперы и балета. Благодаря введению в 1990 году контрактной системы с её жёсткой конкуренцией и возможностью приглашения наиболее талантливых исполнителей, ни один спектакль не проходит без участия гастролёров. Более того, ни один спектакль не проходит дважды в одном и том же составе, так как спектакли подразделяются на событийные и рядовые.

Репертуар театра формируется по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана.

С 2001 года художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски в других направлениях, кардинально отличающиеся от академического стиля. Так, совместно с западными специалистами были поставлены модернизированные спектакли «Свадьба Фигаро» (В.Моцарт), «Искатели жемчуга» (Ж.Бизе) и др.

Ведущее художественное направление, в русле которого развивается театр, тяготеет к стилю «большой оперы» и «большого балета» с присущими для них высокой исполнительской культурой, красочностью оформления, общей атмосферой праздника. Возрождая традиции русской театральной живописи, театр осуществляет постановки, вошедшие в золотой фонд музыкально-театрального искусства («Борис Годунов» Ф. Фёдоровского, «Пиковая дама» В. Дмитриева, «Кармен» Н. Головина, «Аида» Е. Чемодурова и другие).

В балетном репертуаре театра – произведения в оригинальной хореографии выдающихся мастеров балета («Лебединое озеро», «Баядерка», «Спящая красавица» М. Петипа, «Дон Кихот» А. Горского и другие).

С недавнего времени художественное руководство театра начало осуществлять активные творческие поиски в направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля, в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра. Таковы постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди (дирижёр Марко Боэми, Италия, режиссёр Эрик Вос, cценограф Томас Шенк, Нидерланды), «Свадьба Фигаро» В. Моцарта (дирижёр Винсент де Корт, режиссёр Давид Принс, сценографы Мишель Вермерен и Ферри Шмидт, Нидерланды). В рамках международных проектов состоялись премьеры спектаклей «Набукко» Дж. Верди, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти.

В последние годы в балете активно развивается авторское направление. Таковы балет Л. Любовского «Сказание о Йусуфе» (балетмейстеры Г. Ковтун и Н. Боярчиков), вошедший в число номинантов на соискание Государственной премии России, и балет «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (балетмейстер Н. Навирова).

В течение десяти лет Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля проводит международные турне, представляя ежегодно более 100 спектаклей в странах Европы и уступая в гастрольной деятельности «пальму первенства» лишь Мариинскому театру. «Незабываемое зрелище», «невероятная драматическая мощь», «настоящий театр», «абсолютно великолепно» – таковы восторженные отзывы зарубежных театральных критиков о спектаклях ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

Директором театра с 1981 года является Рауфаль Сабирович Мухаметзянов, инициатор и вдохновитель всех прогрессивных начинаний За большие заслуги в области развития театрального искусства он был награжден орденом «Знак почета», удостоен приза «Душа танца» и титула «Рыцарь балета».

День сегодняшний

На сегодняшний день в театре работают более 700 человек: солисты оперы, балетная труппа, оркестр, хор. Среди них: народная артистка РФ и РТ, лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая Венера Ганеева; народная артистка РФ, РТ и Каракалпакии, лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая Зиля Сунгатуллина; народная артистка РТ и Республики Марий-Эл Галина Ластовка; заслуженный артист РФ, народный артист РТ и Каракалпакии Юрий Борисенко, народные артисты РТ Клара Хайрутдинова, Айдар Файзрахманов, Мунир Якупов, Рафаэль Сахабиев, Луиза Мухаметгалеева, Елена Щеглова, лауреат международный конкурсов Артем Белов и др.

Основу текущего репертуара современного театра составляют шедевры мировой классики, произведения русских и татарских композиторов. Оперный репертуар включает в себя такие постановки, как «Борис Годунов» (М.Мусоргский), «Пиковая дама» (П.Чайковский), «Травиата» (Д.Верди), «Тоска» (Д.Пуччини), «Риголетто» (Д.Верди), «Кармен» (Ж.Бизе), «Искатели жемчуга» (Ж.Бизе), «Алтынчеч» (Н.Жиганов) и др. Балетный репертуар представлен следующими произведениями: «Лебединое озеро» (П.Чайковский), «Спящая красавица» (П.Чайковский), «Баядерка» (Л.Минкус), «Дон Кихот» (Л.Минкус), «Сказание о Юсуфе» (Л.Любовский) и др. Но, несомненно, визитной карточкой театра является балет Ф.Яруллина «Шурале».

В сентябре 2005 года оперная труппа театра уезжает на продолжительные гастроли, в рамках которых планируется показать «Кармен» (Ж.Бизе) и «Искателей жемчуга» (Ж.Бизе). С ноября этого года начинаются гастроли балетной труппы, выступающей с четырьмя спектаклями: «Лебединое озеро» (П.Чайковский), «Щелкунчик» (П.Чайковский),»Белоснежка и семь гномов» (К.Хачатурян).

Готовятся к премьерному показу опера «Волшебная флейта» (В.Моцарт), национальная опера «Тукай и Зайтуна» (рабочее название – «Любовь Тукая»; текст – Р.Харис, музыка – Р. Ахиярова, постановка – А.Степанюк (Санкт-Петербург)), новая редакция оперы «Борис Годунов» (М.Мусоргский).

Несомненно, каждый город красив по-своему. И, конечно, у каждого есть такие места, которые определяют его уникальность и неповторимость. Тесно переплетаясь с историей города, они становятся его неотделимой частью, без которой он теряет что-то особенное, важное. В жизни Казани Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля сыграл значительную роль. С его появлением началась новая эпоха культурного развития не только города, но и всей республики.

Являясь средоточием лучших национальных и мировых традиций оперного и балетного искусств, театр сегодня считается одним из лучших в нашей стране.

Материал подготовила Алина МАРТЫНОВА

Международный пресс-центр тысячелетия Казани