Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В последнее время появляется много книг, посвященных истории Казани. Это и понятно – грядущий тысячелетний юбилей заставляет книгоиздателей не отставать от времени. Среди авторов как профессиональные историки, так и любители-краеведы.

Надо отметить, что с краеведами Казани повезло. Некоторых из них трудно назвать любителями. К таким, несомненно, относится и автор книги «Казань. Знаменитые люди» Ренат Бикбулатов.

Казалось, совсем недавно вместе с писателем Рафаэлем Мустафиным он презентовал общественности книгу «Казань и ее слободы», в которой рассказывается о той части истории города, куда обычно не водят экскурсий. Специалисты утверждают, что биография Казани с таких позиций не рассматривалась лет 95. Многие горожане сегодня даже таких названий не знают – Игумнова свобода, Ягодная, Красная, Мокрая, Кизическая, Гривка… В существующей литературе в основном упоминаются Суконная и Адмиралтейская слободы, остальные были обычными городскими окраинами, где селился простой люд.

Сотрудничество Рафаэля Мустафина, признанного знатока слова, известного не только литературоведческими исследованиями и публицистикой, но и интересными краеведческими изысканиями, с Ренатом Бикбулатовым, обладающим богатейшим личным архивом, дали удивительный результат. Книга написана так, что представляет интерес как для человека, искушенного в истории города (так много в ней не известных ранее сведений), так и для новичка, только начинающего увлекательное путешествие в историю родного края.

Новая, на этот раз самостоятельная работа Рената Хайрулловича в известном смысле стала продолжением прежней. Поскольку уже в очерках о казанских слободах читатель мог прочитать небольшие истории о знаменитых людях. Скажем, о Горьком или Шаляпине, Иване Алафузове и Николае Агафонове. Однако основное внимание там было обращено на историю улиц и отдельных сооружений, на события, связанные с той или иной слободой. Так что сам Бог велел после этого обратиться к биографиям людей, чьи имена связаны с историей Казани.

Главную идею книги Бикбулатов дал в предисловии словами немецкого писателя Георга Эберса: «Кто жил так, что память о нем свято сохраняется в душах людей, которых он любил, тот, я думаю, сделал свое дело для продолжения своего существования». Заметим, что эстафета памяти продлится неизмеримо дольше, если между поколениями будут такие посредники, как казанский краевед.

Изучая оглавление, нетрудно заметить, что в подборе персоналий нет какой-либо системы. Здесь хан Махмуд-хан, царь Петр I, первый студент Казанского университета Сергей Аксаков, востоковед и богослов, отец Иакинф, волжский богатырь Николай Жеребцов, великий химик Николай Зинин и не менее великий психиатр Владимир Бехтерев… В этом списке нет фигур более или менее значимых – все знамениты. Причем не только в нашем крае. Так что выбор скорее всего отражает личные симпатии автора. А, может, то, что ему посчастливилось собрать интересные казанские факты о жизни именно этих людей. 43 очерка – 43 незаурядных судьбы.

Здесь наши земляки, как, например, Александр Бутлеров (родился в Чистополе), Гавриил Державин (родился в с. Сокуры), Николай Фешин (родился в Казани) и Баки Урманче (родился в Тетюшском уезде), а рядом с ними – те, кто оказался в Казани по воле судьбы. Одних привели сюда дела служебные, как российского императора Александра I, другие побывали в Казани проездом, например, поэт Александр Пушкин, писатель Александр Дюма, ученый Александр Гумбольдт, или бывали здесь в гостях, как будущий знаменитый писатель Лев Толстой. Советский поэт Демьян Бедный познакомился с Казанью в тяжелое для нее время – в сентябрьские дни 1918 года, когда город только что освободили от белочехов. Наш современник Рудольф Нуриев приехал на родину матери на закате своей жизни – в 1992 году.

Однако большая часть очерков посвящена тем, кто жил в Казани много лет, получал здесь образование, начинал карьеру. Сергей Костриков (Киров) приехал учиться в Казанское механико-техническое училище из небольшого городка Уржум Вятской губернии. Степан Нефедов-Эрьзя проходил здесь иконописные «университеты». Известный советский актер Михаил Жаров выступал на казанской сцене всего один сезон – в 1928 году, но сохранил память об этом на всю жизнь. А вот классик татарского музыкального искусства Назиб Жиганов, приехав в Казань семнадцатилетним пареньком, остался здесь навсегда. Как и Петр Дульский, известный искусствовед, первый председатель правления Союза художников Татарии, автор книги «Искусство казанских татар», который также жил в Казани с 1911 года до последних своих дней.

Когда Бикбулатов писал о таких крупных фигурах, как поэт Габдулла Тукай или композитор Салих Сайдашев, наверняка испытывал серьезные затруднения, поскольку сложно в небольшом по размеру очерке добавить что-то новое. Но читатели не поняли бы автора, если бы в списке «…Знаменитых людей» этих фамилий не было.

Читатели найдут много новой информации. Например, о том, что «опальный Орфей» – кумир советской эстрады пятидесятых годов Вадим Козин, оказывается, выступал и в Казани. Его концерт в апреле 1958 года состоялся на сцене Большого драматического театра имени В.И Качалова, и автору книги посчастливилось «живьем» видеть и слышать замечательного исполнителя. Казанцам везло на именитых гастролеров. Блистательный пианист и выдающийся композитор Сергей Рахманинов дал в нашем городе 2 концерта, трижды читал здесь свои стихи Владимир Маяковский.

Один из очерков посвящен Владимиру Высоцкому. Он похож на восторженный зрительский отклик – Бикбулатов слушал барда в концертном зале Молодежного центра. Несомненный плюс к краеведческому повествованию – такие вот субъективные авторские картинки. Однако это не тот случай, когда за субъективностью просматривается желание навязать свою точку зрения, быть с гениями, что называется, на короткой ноге. Бикбулатов не скрывает своего пристрастного отношения к некоторым своим героям, и для читателей это становится еще одним фактом в постижении истории. Автор книги не злоупотребляет их доверием. Ведь в основе всех очерков – объективные исторические сведения. И читатель может не сомневаться: Ренат Хайруллович – из тех немногих краеведов, которые абсолютно точны даже в деталях.

Не все герои очерков одинаково известны читателям. Так, до последнего времени мы почти ничего не знали о легендарной Гале, музе всемирно известного художника Сальвадора Дали. Не менее интересной была судьба еще одного казанца – популярный поэт революционной эпохи Велимир Хлебников приехал в наш город вместе с родителями в 1898 году, учился в третьей гимназии, в августе 1903 года стал студентом Казанского университета. В 1904-м он послал свои стихи Максиму Горькому – и получил творческое благословение. Не раз в своем творчестве поэт, вошедший в историю русской культуры как талантливый экспериментатор в области стихосложения, обращался к Казани.

Не будет преувеличением сказать, что гравюра с видом на Казань 1636 года (Cazan Tartarorum) известна почти всем казанцам – так часто она в последние годы воспроизводится. Бикбулатов рассказывает о ее авторе – Олеарии. Так звали в России Адама Эльшлегера, секретаря голштинского посольства, которое посетило Казань по дороге в Персию. По результатам путешествия в Россию Олеарий написал книгу, которую иллюстрировал своими рисунками.

Не однажды упоминается в книге Казанский университет, что еще раз доказывает: в разные исторические эпохи это был центр притяжения умов российского, а может, и мирового масштаба. Если о Карле Фуксе, приехавшем в наш город из Германии, казанцы наслышаны, то о петербуржце Петре Лесгафте, крупном ученом в области физического развития, или о великом слависте Иване Бодуэне де Куртене, знают, пожалуй, лишь специалисты. Как и о философе, докторе богословия Викторе Несмелове, выпускнике и преподавателе Казанской духовной академии (была такая в Казани до революции). Знакомая фамилия – подумает любознательный читатель. И не ошибется. Поскольку так называется одна из улиц в Кировском районе. Но улица Несмелова – не в честь Виктора Ивановича. Она названа по имени его старшего сына – Валентина, бравого красноармейца, погибшего в 1917 году у стен Раифского монастыря.

Наверняка горожане плохо знают и нашего современника Михаила Алексеевича Лаврентьева, хотя многие часто слышат эту фамилию в маршрутках, которые следуют в Ново-Савиновский район, где есть такая улица. Его дед и бабушка, отец и мать – коренные жители Казани. Отец был профессором физико-математического факультета Казанского университета, что предопределило судьбу сына. Тот пришел в альма-матер, имея диплом о шестиклассном образовании. После Октябрьской революции это было нормальное явление. Большая часть жизни ученого прошла не в Казани. Он был основателем и руководителем Сибирского отделения Академии наук СССР. Интересно, что первые советские ЭВМ, у истоков которых стоял Лаврентьев, изготавливались на его малой родине, в Казани.

Автор книги не проявляет политических симпатий или антипатий. Он ровно и беспристрастно рассказывает о российских самодержцах Екатерине II, Павле I, Александрах – I и II, о Николае I, которые удостоили Казань своим вниманием; о профессоре истории Казанской духовной академии и Казанского университета Афанасии Шапове, не побоявшемся возвысить свой голос против убийства крестьян в селе Бездна и арестованного за это; о Вячеславе Скрябине (Молотове), одном из организаторов нелегальных кружков в учебных заведениях Казани во время первой русской революции, крупнейшем партийном и государственном деятеле Советского Союза.

Трудно не поддаться искушению рассказать хотя бы коротко обо всех очерках книги «Казань. Знаменитые люди». Ограничимся упоминанием имен, предоставив читателям возможность самим полистать это любопытное во всех смыслах издание. Как указывает автор в предисловии, «книга – не цветастый букет разнообразных сообщений. Каждый рассказ – повод для того, чтобы помочь читателю взрыхлить новые пласты знаний о знаменитых людях, чья судьба так или иначе связана с Казанью».

Нельзя не отметить, что издание хорошо оформлено (художник Л.Золондинова, компьютерная верстка Г.Саморядовой и Г.Яковлевой). Огромна роль многочисленных иллюстраций из личной коллекции известного казанского филокартиста Хаджи Абдуллы Дубина, а также из фондов Национального музея РТ и музея истории КГУ. Что очень важно, читатель имеет возможность увидеть портреты всех героев книги. Стоит особо похвалить издательство «Заман», которое, кстати, выпустило и книгу «Казань и ее слободы».

Впереди нас ждет еще одна встреча с Ренатом Бикбулатовым – готовится к выходу из печати второй том книги о знаменитых людях. Среди героев новых очерков – покоритель Казани Иван Грозный и студент Володя Ульянов, певец Федор Шаляпин и композитор Рустем Яхин, поэт-герой Муса Джалиль и чемпион Олимпийских игр Александр Курынов.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить