Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Как сообщает в своей книге «Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897-1917 гг.)» Елена Алексеева, здоровая конкуренция и незаурядный талант предпринимателя толкала владельцев кинотеатров на заказ «собственной фотографии». На пленке оставались важные городские события, и в кинотеатрах «собственные фотографии» показывались целую неделю.

Продолжаем публикацию фрагментов ее книги.

Первая казанская киносъемка демонстрировалась в 1898 году, 18 апреля, когда на экране городского театра зрители могли увидеть своих любимых театральных актеров, выходящих из театра после репетиции спектакля «Трильби».

Второй раз – в театре «Пассаж» (владелец Г.А. Розенберг) в ноябре 1909 года: «Сенсационная новость! Собственный снимок! Торжественный парад войск Казанского гарнизона в день тезоименитства Его Императорского Высочества Государя Наследника и Великого князя Алексея Николаевича 5-го октября сего года. В присутствии начальника губернии М.В. Стрижевского и начальника штаба казанского военного округа генерал-лейтенанта Светлова при огромном стечении граждан гор. Казани!». В анонсах газеты писали: «картина эта представляет исключительный интерес для граждан гор. Казани».

Газета «Казанский телеграф» обозначила это явление как «новая эра в кинематографии!». «Парад» имел успех, демонстрировался в театре с 7 по 15 ноября! Это небывалый случай такой длительности демонстрации фильма, по-видимому, вся Казань побывала на этой картине, но больше Г.А. Розенберг никогда не предпринимал попыток собственных киносъемок...

Самое интересное, что в газетах не было никакой информации о торжественном параде и никаких впечатлениях о первой киносъемке «Парада». В процессе исследования не обнаружилось никаких данных о разрешении этих киносъемок и в НА РТ.

И только некоторое время спустя, в ежедневной рубрике казанской газеты «Хроника», под заголовком «В фотографическом обществе», где обсуждался инцидент, случившийся с одним из членов общества, которого «полиция удалила из крепости, куда он явился было для съемки военного парада, и имел при себе членский билет. Предполагается реагировать решительным образом...». Это, с одной стороны, очень важная информация, но, с другой, не дающая никаких подробностей и деталей. Непонятно, состоялись съемки или нет, были эти попытки фотографических съемок или кинематографических? Ответа на эти вопросы нет.

В марте 1910 года театр «Аполло» сообщает своим зрителям: «первый собственный снимок» «Казань во время масленицы. Виды и типы». Пять дней подряд зрители могли видеть свой город, а многие, возможно, и себя.

Это была первая киносъемка, предпринятая по инициативе владельца кинотеатра Ю.Ф. Гренинга. Кто именно снимал, выяснить не удается... Но этот опыт оказался, несомненно, удачным. В сентябре вновь «собственные снимки»: «Васильево. Детский праздник», «Услон. Гонки на яликах». О съемках этих картин удалось найти некоторые сведения.

Так, в августе в газете помещена заметка «Праздник в Васильеве»: «Завтра, 6 августа, на дачах в Васильеве предстоит ряд развлечений. В 1 час дня откроется детский праздник. В 4 часа лодочные гонки на призы; причем картина гонок будет сфотографирована для синематографа «Аполло». По окончании гонок: в курзале – танцевальный вечер. В программу всех развлечений входит оркестр военной музыки».

Это было своего рода приглашение для всех желающих участвовать в празднике, а заодно и в киносъемках.

Конечно, эти киносъемки не сохранились, и можно только предполагать, что именно могли увидеть зрители на экране. С одной стороны, пустяк: сняли детский праздник и лодочные гонки, с I' другой стороны, это уже определенное мастерство кинооператора, да и без режиссера здесь уже не обойтись. Ведь на экране зрители должны были увидеть конкретный сюжет, историю. А значит, снимали с разных точек, монтировали снятые куски пленки так, чтобы зрителям было интересно. А иначе бы они не ходили в течение целой недели смотреть частную хронику летней дачной жизни...

И уже 14 сентября театр «Аполло» дает анонс своей новой собственной картины «Васильево. Детский праздник», которая демонстрируется несколько дней подряд.

А театр «Пассаж» в то же самое время дает свой анонс: «Ново! Монопольная картина, специально снятая нашим контрагентом в Москве, будет демонстрироваться только в нашем театре – «Всероссийская конская выставка» в Москве, в августе с.г.». И он действительно знал, что делал, так как в Казани владельцев лошадей было великое множество.

Как видим, Г.А. Розенберг заказал снять в Москве именно то событие, что, по его мнению, будут смотреть в Казани и чего не будет ни у кого! Таким образом, он привлекал в свой театр вышеозначенный контингент зрителей. Здоровая конкуренция и незаурядный талант предпринимателя толкала владельцев кинотеатров на подобные действия.

Год спустя в газете появляется такая заметка: «Завтра, 18 февраля, во время бегов на ипподроме Общества коннозаводства на Кабане кинематографистом Патэ будет снята фотография со всех участвующих в бегах лошадей с наездниками, а также и с публики».

Представитель московского отделения французской фирмы «Пате» снимал самые интересные моменты бегов в Казани. Опять никакой информации больше – был ли он приглашен кем-то, или выполнял задание фирмы, не известно.

С 21 сентября 1910 года в театре «Аполло» «Услон. Гонки на яликах». Собственный снимок» идет несколько дней подряд наряду с основной программой картин...

В начале сентября в Казани происходит знаменательное событие, которое вскоре тоже будет запечатлено на кинопленку и продемонстрировано в кинотеатре «Аполло», – полет авиатора Казани Александра Алексеевича Васильева.

И с 5 по 10 октября 1910 года в кинотеатре «Аполло» демонстрация собственной картины «Казанская авиационная неделя», благодаря предприимчивости владельца кинотеатра был снят первый день Казанской авиационной недели, так как это был единственный день триумфа казанского авиатора.

Пять дней подряд перед каждым сеансом еще и еще раз зрители, глядя на светящийся экран, могли пережить те волнующие и незабываемые моменты, которые объединили всех жителей Казани.

Надо отметить, что одновременно с полетами, 9 сентября 1910 года, в Казань «на казенном пароходе «Межен» прибыл г. председатель Совета министров П.А. Столыпин в сопровождении управляющего земледелием и землеустройством гофмейстера А.В. Кривошеина и был встречен г. Начальником губернии М.В. Стрижевским и другими начальствующими лицами». И это событие вполне могло бы быть снято на кинопленку. Но г-н Гренинг почему-то этого не сделал. Следующие киносъемки возобновятся только через три года.

После этой долгой паузы владелец кинотеатра «Аполло» Ю.Ф. Гренинг возобновил собственные киносъемки, демонстрация которых привлекала такое огромное количество кинозрителей. Это к тому же подтверждало статус кинотеатра как приоритетного в Казани.

Итак, в декабре 1913 года в «Аполло» собственные киносъемки: «Приезд его превосходительства господина начальника Казанской губернии П.М. Боярского в Казань».3

Это было социально значимое событие, которое было невозможно пропустить. Наоборот – запечатлеть, чтобы как можно больше людей увидело это событие казанской жизни.

Через месяц шесть дней подряд – с 14 января по 19 января сверх программы новый собственный снимок «Полный зимний автомобильный пробег по грунтовой дороге на Оренбургском почтовом тракте Казань – Лаишев – Шуран, организованный техническим отелом Казанской губернской земской управы 2-го января 1914 года».

Инициатива пробега принадлежала техническому отделу губернской Земской управы – Казанскому земству исполнилось тогда 50 лет.

В НА РТ сохранилось дело «О праздновании Казанским земством 50-летнего юбилея», но сведений ни об автомобильном пробеге, ни о съемках там нет. Подробные сведения остались только в газете.

Техническим отделом управы были приглашены казанские представители фирмы «Братья Пате» произвести кинематографические съемки автомобильного пробега, которые позднее должны были быть представлены на открывающимся в текущем году Земском съезде.

И уже через несколько дней – 14 января 1914 года театр «Аполло» сверх основной кинопрограммы показывал в течение целой недели «Полный зимний автомобильный пробег...»

В то время у кинотеатров выстраивались очереди, все хотели попасть на новые картины, и можно легко представить, что вся Казань побывала на этих сеансах. Тем более, что в основном новая программа фильмов демонстрировалась по 2 – 3 дня, не более, а «собственный снимок» крутили целую неделю.

И уже скоро, 22 февраля 1914 года, состоялась вторая зимняя автогонка на расстояние 120 верст, от Казани до Лаишево и обратно.

Эти гонки, как и предыдущие, были сняты на кинопленку, и 19 марта 1914 года театр «Аполло» в своих анонсах оповестил всех киноманов Казани: «Второй автомобильный пробег, организованный Казанским земством (собственный снимок)».

И опять в течение недели еще и еще раз можно было пережить триумф автомобилистов и, возможно, увидеть и себя на большом экране...

2 марта в театре «Аполло» – новый собственный снимок «Казань во время масленицы и фигурные катания на коньках 15 февраля с.г. на катке «Черное озеро».

В 1910 году подобный сюжет собственных киносъемок был уже апробирован владельцем кинотеатра и, по-видимому, принес ему немалый успех. И вот успех решили повторить вновь.

А 8 апреля 1914 года одновременно по всей России, и в Казани в том числе, в первый раз широко отмечался официальный праздник День трезвости.

Начался праздник с того, что с 5 часов вечера 8 апреля были закрыты питейные заведения, исключая лишь рестораны 1 разряда. Во всех церквях Казани были совершены всенощные бдения; по окончании службы священниками произносились речи, в которых объяснялись цели и значение праздника трезвости, устраиваемого в первый раз одновременно по всей России.

С утра во всех церквях была совершена обычная литургия, по окончании которой были совершены торжественные молебствия об избавлении русского народа от пьянства. Затем священники произносили слова о вреде употребления вина, раздавались брошюры против пьянства, изданные казанским Обществом трезвости. За литургиями были устроены сборы пожертвований на борьбу с пьянством. После окончания молебствий из храмов верующие направились крестным ходом на Ивановскую площадь.

Звуки оркестра привлекали на площадь массу публики, которая запрудила не только всю площадь, но и Воскресенскую улицу. На ближайших домах были усеяны народом даже крыши. К началу молебна на площадь прибыли «потешные», сформированные из учеников низших, городских и средних учебных заведений.

А затем состоялся парад войск. Вечером состоялись чтения в дом Общества трезвости, под крепостью в чайной столовой, в Суконной слободе в чайной Софронова чтения о борьбе с пьянством сопровождались специальными туманными картинами.

Камско-Волжская речь. 1914. 10 апреля.

«Кинематограф «Пассаж», в котором 9 апреля демонстрировались картины о вреде пьянства, посетило около 2000 человек. Вход был бесплатный. С 1 часу дня до 11 часов вечера у кинематографа толпилась громадная толпа народа. В галерее «Пассажа» публика буквально давила друг друга», – сообщалось в «Хронике».Гак впервые устроили и провели этот праздник в Казани.

И опять вездесущий провизор Юлий Федорович Гренинг, владелец кинематографического театра «Аполло», снял этот праздник на кинопленку, и 18 апреля киноафиши скромно (именно скромно, так как реклама собственных картин никак не выделялась особо от других картин, идущих в этот день) извещала жителей Казани: «Праздник трезвости в Казани 9 апреля 1914 года. Собственный снимок».

Эта картина стояла в афише шесть дней и имела, как и все, казанские картины, оглушительный успех!

26 апреля 1914 года в Казани вновь праздник «День Белого цветка». Он уже стал традицией и проводился третий год подряд – праздник благотворительных сборов для борьбы с туберкулезом, символом которого была белая ромашка.

В третий раз Казань не отказала в своих симпатиях цветку символу общественной борьбы со страшным социальным бедствием. Шестнадцать с половиной тысяч рублей – вот внешнее выражение этих симпатий.

Красивый праздник «Белого цветка» всколыхнул опять Казань и на один день заслонил собою скучные будни...

И уже с 11 мая в кинотеатре «Аполло» снова можно пережить этот единый порыв всех казанцев, снова и снова на картине «День Белого Цветка в Казани 26 апреля с.г. (собственный снимок)».

Это был последний праздник мирной жизни. Это был и последний «собственный снимок» казанской кинематографической хроники.

Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать, что в Казани к 1914 году сформировалось и устоялось собственное производство кинохроники.

К сожалению, нет ни одного конкретного факта о непосредственно киносъемках, кто их выполнял, где проявляли пленку, где монтировали и печатали копию фильмов. Только из мелких сохранившихся деталей можно восстановить целостную картину.

Итак, было упомянуто в печати, что «техническим отдела управы были приглашены казанские представители фирмы «Братья Пате» произвести кинематографические съемки автомобильного пробега, которые позднее должны были быть представлены на открывающемся в текущем году Земском съезде».

Можно сделать вывод, что эти съемки были заказаны государственной структурой для будущего Земского съезда, то есть это был, как бы мы сейчас сказали, госзаказ. Это значит, что в собственной кинохронике была потребность для празднования юбилея Казанской земской управы.

Другой вывод, что все-таки были представители известной французской кинематографической фирмы «Братья Пате», которые активно снимали для российского кинорынка, и в Казани. Была ли то одноразовая акция, или представители фирмы «Братья Пате» работали здесь постоянно, сведений нет. Все же вероятнее всего, кинематографисты приглашались на конкретные съемки. Возможно, им помогали (или у них учились) члены Казанского фотографического общества.

Где проявлялся снятый материал? Возможно, в Москве, а возможно, и в Казани. Этому есть одно подтверждение. В рекламе магазина фотопринадлежностей В.А. Цын, на Б. Проломной в доме Щетинкина в Казани, указано, что можно «купить волшебные фонари, домашние кинематографы» и «проявить пластинки, пленки, а также печатание на всевозможных бумагах».

Другое подтверждение находим в материалах НА РТ советского периода. Когда в 1924 году было организовано акционерное кинематографическое общество «Таткино», частные пайщики внесли свой взнос, помимо денег, золота, различными кинематографическими принадлежностями. Так вот, из «Акта оценочно-приемной комиссии в счет паев со стороны частных пайщиков» мы видим:

«1.Установка для печатания кинематографических надписей.

2. Штатив для кинематографического аппарата с вращающейся платформой.

3. Две деревянные ванны для проявления кинематографической пленки, а также химические препараты для проявки, негативная кинопленка, киноаппарат «Гомон»№3914, объективы и другое».

Все перечисленное красноречиво подтверждает, что у частных пайщиков, а в прошлом владельцев кинотеатров, было все необходимое для киносъемок, а также и проявки киноматериала, они и делали регулярно до 1914 года.

Мало того, за неимением своих кинофильмов «Таткино» вынуждено было у частников покупать и старые кинофильмы для кинопроката. В списке из 50-ти кинофильмов были в том числе:

«Казанская масленица» – видовая, 1 часть, 100 метров, 40% изношенности;

«Скачки» – видовая, 1 часть, 150 метров, 80% изношенности,

«Автогонки» – 1 часть, 150 метров, 75% изношенности другие».

Анализируя все перечисленные факты, можно прийти к такому выводу, что начавшееся в 1910 году производство собственных кинохроникалъных фильмов, организованное владельцем кинотеатра «Аполло» Юлием Федоровичем Тренингом, достигло своего апогея к 1914 году, когда все интересные, значимые события жизни города Казани были запечатлены на кинопленке и показаны в кинотеатре.

Можно утверждать, что это были самые востребованные зрителем фильмы, так как обычные фильмы шли по два-три дня, а «собственные картины» из казанской жизни демонстрировались в течение недели.

Это небольшое кинопроизводство обслуживало и государственные интересы: картину «Автомобильные гонки» планировалось показать на Земском съезде. В планах было и устройство третьих автомобильных гонок по другому маршруту. Всему этому помешала начавшаяся Первая мировая война.

Организатор киносъемок Ю.Ф. Гренинг в 1914 году свой кинотеатр «Аполло» продал другому владельцу и больше кинематографом никогда не занимался, хотя и жил в Казани до 1917 года. С этого времени прекратились и собственные казанские киносъемки.

Читайте ранее:

История кино в Казани от Елены Алексеевой

Ранний период развития кинематографа в Казани

Предпосылки возникновения кинотеатров в Казани

Первые кинотеатры Казани и их топонимика