Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1996 – В Казани с участием Президента М. Шаймиева прошла торжественная территория открытия улицы Чистопольской в Ленинском районе
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Современный взгляд на дискографию Фёдора Шаляпина
- Алексей Липовецкий
- 13 февраля 2023 года
13 февраля, в день рождения нашего великого земляка Федора Шаляпина в Культурном центре имени А.С. Пушкина состоялась лекция Алексея Липовецкого на тему «Современный взгляд на фонографическое наследие Федора Ивановича Шаляпина».
Предлагаем вашему вниманию запись этой лекции, а также ссылку, которая поможет вам найти в интернете это выступление. Вы увидите обложки многочисленных пластинок, услышите голос Шаляпина. Благодаря записям мы имеем сегодня возможность слышать настоящий голос певца.
Алексей Липовеций – исследователь-любитель. Хорошо зная мир музыки, в том числе творчество Федора Шаляпина, он выбрал для исследования довольно редкую тему.
Жизнь Фёдора Ивановича Шаляпина шла параллельно со становлением индустрии звукозаписи. Великий бас родился в 1873 году, а в 1877-м Томас Эдисон записал первый валик фонографа. В 1889 году Эмиль Берлинер изобрёл грампластинку. А в 1890 году началась профессиональная деятельность Фёдора Шаляпина как певца и артиста.
В самом начале ХХ века слава Фёдора Шаляпина стала всемирной, и в это же время грамзапись начала превращаться в индустрию планетарного масштаба. Этому способствовало искусство великих - Шаляпина, Карузо, и не только их.
В 1922 году Фёдор Шаляпин навсегда покинул большевицкую Россию, а в 1925 году произошла революция в звукозаписи - она стала электрической. Стало возможно записывать живое оперное и камерное исполнение.
Голос Шаляпина запечатлён на современных ему носителях звука – валиках фонографа и шеллачных грампластинках. После ухода Фёдора Ивановича из жизни его записи переиздавали на шеллачных, потом на долгоиграющих виниловых пластинках, аудиокассетах и компакт-дисках.
Казалось, голос Шаляпина нам близко знаком по многочисленным переизданиям его пластинок. Убедительный, чарующий, завораживающий, проникновенный, потрясающий – трудно перебрать все эпитеты для описания шаляпинского голоса. Пусть техника звукозаписи тогда была не совершенна, всё равно, даже ранние записи производят на слушателя сильнейшее впечатление.
Как оказалось, голос Шаляпина в одних и тех же произведениях звучит в различных современных изданиях очень неодинаково. Разница высоты звука достигает полутона и более.
Дело в том, что на заре грамзаписи стандарт 78 оборотов в минуту ещё не существовал. Скорость вращения рекордера варьировалась в диапазоне примерно от 73 до 82 оборотов в минуту. В рекламе грампластинок нередко указывали их тон, а скорость вращения диска граммофона выставляли на слух. В начале ХХ века это было обычной практикой.
Стандарт 78 оборотов в минуту стал общепринятым только ко второй половине 1920-х годов. Со временем об этом забыли. Все шеллачные пластинки, включая самые ранние, стали считать сделанными на скорости 78 оборотов в минуту. Таким образом, если современный издатель исторических звукозаписей воспроизводит их на проигрывателе со скоростью 78 оборотов, то он, скорее всего, ошибается в их истинной тональности. Большое количество переизданий Шаляпина позволяет сделать это наблюдение. И тогда неизбежно возникает вопрос - какому изданию следует доверять?
В 2018 году на фирме «Марстон Рекордз» в США вышло первое академическое издание грамзаписей Фёдора Шаляпина. Если всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила 15 долгоиграющих пластинок «Искусство Шаляпина» с 186-ю звуковыми дорожками, то в издании Уорда Марстона на 13-ти компакт-дисках 257 звуковых дорожек следуют друг за другом в строгой хронологической последовательности.
Уорд Марстон – признанный в мире специалист по реставрации и изданию старых звукозаписей. Через его руки прошли десятки тысяч пластинок. У его издания много достоинств, в частности, выверена тональность записанных произведений. Но это лучшее на сегодняшний день издание записей Шаляпина вовсе не делает ненужными другие издания. Переиздания записей Фёдора Шаляпина не конкурируют, а дополняют друг друга.
Каждый издатель придерживается своего подхода к реставрации. Если в одном издании звучание может показаться «стерильным», сильно очищенным от шумов, то можно обратиться к другому изданию, где звук представлен с максимальной полнотой, с «воздухом», прозрачностью, но и со всеми шумами, которые, честно говоря, практически не мешают восприятию записанной музыки.
Ещё стоит упомянуть британскую фирму Nimbus. Для серии Prims Voce она осуществляла перенос звука со старых пластинок на современные носители оригинальным способом. Если, так или иначе, придётся заглушать высокие частоты, в которых почти нет полезного звука, но много шумов, то почему бы не сделать это на самом раннем этапе?
Nimbus воспроизводила пластинки на граммофоне деревянной иглой. Одной иглы хватало как раз на одну сторону. Но главное, в граммофоне использовался деревянный раструб длиною шесть и диаметром более двух метров. Он усиливал низкие и средние и подавлял высокие частоты. Система микрофонов улавливала звук. Записанный звук более не подвергался обработке и переносился на компакт-диск.
В издании Nimbus записи Шаляпина звучат очень убедительно.
Сегодня на повестке дня – искусственный интеллект. Он уже управляет транспортом, рисует картины и, надо полагать, без труда справится с задачей реставрации старых звукозаписей. Насколько это может звучать достоверно – покажет практика, послушаем.
Начав своё бытие в нашем мире с 1902 года, записи голоса великого Шаляпина остались с человечеством навечно. А новые технологии облегчат им путь к слушателю.
Полную лекцию можно послушать в интернете по адресу https://youtu.be/r0yTKTPYNhE