Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Как никогда актуальный автор»: Евгения Миронова в Казани ждет «Горький татарин»

С 2 по 4 июня в Казани будет проходить фестиваль искусств «Горький+», в рамках которого запланировано около 70 событий на различных локациях, включая мероприятия на открытом воздухе.

Столица Татарстана — одна из трех точек форума, арт-директором которого стал народный артист России Евгений Миронов: Казань (2-4 июня), Нижний Новгород (6-9 июля) и Москва (11-25 августа).

22 мая фестиваль презентовали на пресс-конференции в ТАСС, о чем рассказала газета «БИЗНЕС Online». Предлагаем вашему вниманию эту публикацию с подробностями некоторых событий.

 Миронов о Горьком в Казани: «Он любил этот город, и у него много связано с Казанью»

 «Горький сегодня, как мне кажется, как никогда актуальный автор и актуальная личность, — говорил сегодня на встрече с прессой Миронов. «Он возник на достаточно масштабном переломе мироустройства. И сейчас это время тоже диктует… Много вопросов возникает. И, может быть, познакомившись поближе с творчеством Горького, с его личностью, очень трагической фигурой, мы ответим на какие-то вопросы».

В прошлом году Миронов и его команда реализовали в Москве фестиваль искусств «Горький в парке Горького», а теперь решили масштабировать его и сменить название на «Горький+».

По словам худрука столичного Театра Наций, по мере знакомства с наследием писателя он узнал, что в стране в его честь были названы не только парки, но и город (ныне Нижний Новгород), самолеты, пароходы. Даже главная улица столицы — Тверская, — как известно, с 1932-го по 1990-й носила имя автора «На дне» и «Песни о Буревестнике».

Более того, его произведения до сих пор популярны как в России, так за рубежом. И все это пробудило интерес к анализу личности Горького как творца и человека.  

«Тогда мы задумались, как бы мы могли продолжить изучение, поскольку фигура интересная и одним фестивалем не расскажешь. Подумали о том, что есть еще города, важные в жизни и творчестве Горького, — продолжил Миронов. — Это Нижний Новгород, где он родился. И Казань, где прожил четыре года, не поступив в университет. Он любил этот город, и у него много связано с Казанью».

По словам народного артиста России, очень здорово, что проект «поддержали чиновники, министерства культуры», лично он поблагодарил и раиса РТ Рустама Минниханова.

 «Это дает нам стимул и другой уровень, чтобы поговорить серьезно. И в Нижнем Новгороде, и в Казани будут созданы проекты именно на основе коллективов этих городов. А сливки интересных спектаклей потом приедут в Москву», — резюмировал Миронов.

«Как часто бывает у больших величин, у всех, кто учился в советское время, школьные программы включали произведения Горького, но потом, когда начался период, когда требовалось все, что было раньше, опошлить и ошельмовать, творчество Горького не то чтобы оказалось забыто, а из него выхолащивались какие-то важные вещи. Время прошло. И большое видится на расстоянии», — отметил руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, назвав Горького подвижником, в чьем творчестве отразились все перипетии переломного момента отечественной культуры.

 «Так просто, так тонко и так пронзительно говорит о человеке»

Очевидно, что Татарстан и финансово участвует в проведении «Горький+». Но министр культуры РТ Ирада Аюпова предпочла уйти от конкретного вопроса о том, сколько республика потратит на проект московских организаторов.

«Практически все наши театры ставили спектакли по произведениям Горького самостоятельно в рамках текущей деятельности. Можно я так ограничусь?» — сказала нашему корреспонденту Аюпова.

Сама Ирада Хафизяновна еще до пресс-конференции поделилась своими ожиданиями от фестиваля.

«Это будет мультикультурное пространство — просветительское, театральное, музейное — смысл в том, что в рамках данного проекта будет проведено более 70 мероприятий в разных локациях, как на территориях общественных пространств, так и на профессиональных сценических пространствах. Там и театрализация идет, и концерты, и показы мод — все вместе. Это культурные активности мультижанрового формата, которые направлены на то, чтобы привлечь внимание и жителей нашей республики, и гостей к наследию Горького», — сообщила Аюпова.

Министр культуры РТ выделила проект «Булки Горького», ярмарку-буфет, которая будет работать 3 и 4 июня в музее Горького и Шаляпина, отсылая нас к непростой жизни юного казанского пекаря, которому было суждено стать большим писателем.

Аюпова также напомнила, что четыре года в Казани были испытанием для тогда еще юного Алексея Пешкова, он даже пытался покончить с собой на крутом берегу Казанки — Федоровском бугре.

«На его территории сегодня стоит одно из наших самых посещаемых учреждений культуры — Национальная библиотека, — сообщила глава республиканского Минкульта. — И на площадке Национальной библиотеки мы тоже проведем большой пул творческих лабораторий».

Часть мероприятий пройдет и в селе Красновидово Камско-Устьинского района, где бывал юношей будущий литератор и общественный деятель и где работает Музей Горького.

Напомним, что спектакли, концерты, перформансы с 2 по 4 июня в Казани состоятся на привычных площадках культурных учреждений (ГБКЗ им. Сайдашева, Татгосфилармония им. Тукая и др.), в музейных пространствах (Нацмузей РТ, Музей Горького и Шаляпина, Музей-усадьба Боратынских и др.), а также на открытом воздухе (парк «Черное озеро», Лядской сад, площадь перед театром им. Камала и др.). Например, на улице Баумана 3 и 4 июня можно будет познакомиться с проектом «Уличные театры им. Горького».

Программным директором казанской части «Горький+» стал известный театровед Олег Лоевский, худрук многочисленных театральных лабораторий, не первый год проходящих в Татарстане.

Откроется фестиваль спектаклем «Васса» столичного театра им. Моссовета, который покажут на площадке Татгосфилармонии им. Тукая.

А хедлайнером форума должен стать симфоспектакль «Рождение человека» в ГБКЗ 3 июня, где камерный оркестр под управлением знаменитого альтиста Юрия Башмета будет играть музыку Эдварда Грига, а Евгений Миронов и актриса театра и кино Александра Урсуляк под этот аккомпанемент прочтут рассказы Горького. Режиссер спектакля — Марина Брусникина.

«Так просто, так тонко и так пронзительно говорит о человеке, что такое человек», — сказала об этом спектакле и Горьком на пресс-конференции звезда московского театра им. Пушкина Урсуляк. По ее словам, в спектакле «происходит какая-то магия», что создает атмосферу, после которой зрители выходят с ощущением чистоты.

 «Горький татарин» — это постановка, рожденная от боли»

На казанском «Горький+» представят как прошлогодние замыслы, реализованные еще в 2022-м в Москве, так и совсем новые проекты. Это можно увидеть на примере работ, которые покажут в столице РТ главные режиссеры двух республиканских театров — Казанского ТЮЗа Радион Букаев и ТГТДиК им. Тинчурина Туфан Имамутдинов.

С 2 по 4 июня в Лядском саду будут показывать спектакль-бродилку Букаева, название которого отсылает к рассказу Горького «Старуха Изергиль». «Спектакль «Изергиль» создан в формате променада.

«Он появился в прошлом году и был приурочен к фестивалю в парке имени Горького в Москве, где мы занимали одну из маленьких локаций, — рассказал «БИЗНЕС Online» Букаев. — Мы ходили по пространству парка Горького, там есть памятник писателю, который был одной из наших точек. Это променад примерно на 25 зрителей. В нем участвует автоприцеп, оборудованный нами специально для спектакля. Он же, собственно, является и сценической площадкой. В спектакле заняты два актера и одна актриса, они все из разных московских театров».

По словам Букаева, для него было неожиданностью, что теперь «Изергиль» покажут и в Казани:

«Мы с организаторами посмотрели локации и выбрали Лядской сад. Даже заказали бюст Горького, потому что он необходим для спектакля. В Казань приедут те же самые актеры, что играли год назад в Москве. Я знаю, что в июле «Изергиль» покажут и в Нижнем Новгороде».

Интригует и проект Имамутдинова, который с 2 по 4 июня можно будет увидеть в выставочном зале Нацбиблиотеки РТ. Творческое объединение «Алиф» здесь представит спектакль «Горький татарин», основанный на монологах татарина-крючника из пьесы «На дне». В роли татарина выступит актер, режиссер Ильнур Гарифуллин

«Сознание татар очень дробленое: мы делимся на казанских, уфимских, мишарей, тептярей, касимовских, сергачских и других татар, — напомнил нашему корреспонденту Имамутдинов. — Государственность татар также раздробилась на несколько ханств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и так далее. То ли мы сами раздробились, то ли нас раздробили — на удивление нам самим появляются другие подэтносы татарского народа. Последний пример — выделение в отдельный народ сибирских татар. Поэтому мы взяли тексты татарина из пьесы «На дне» Горького — только его тексты — и сделали из них монолог. С одной стороны, у нас получился такой своеобразный, казалось бы, несвязный монолог. С другой — он перемежается с рефлексивными текстами Дины Сафиной (лауреата театральной премии «Золотая маска» — прим. ред.), которые она пишет на основе текстов Горького специально для фестиваля». 

По словам главрежа Тинчуринского театра, татары, словно крючник из пьесы Горького, «подсаживают сами себя на разные наживки и крюки», которые удерживают народ в тот или иной период истории.

«Мы будто существуем от одного крюка к другому. В спектакле мы пытаемся собрать национальное осознание одного татарина. Это такое своеобразное хирургическое вмешательство в подсознание татар. А любое хирургическое вмешательство связано со словами «боль», «больно». «Горький татарин» — это постановка, рожденная от боли», — резюмировал  Имамутдинов.

 «Небольшая недоработка идет по татарским персоналиям, я так считаю»

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими ожиданиями от будущего фестиваля.

«Я жду всегда какой-то обмен энергией, творческим опытом между режиссерами, казанскими актерами. Каких-то интересных коллабораций, совместных проектов для работы в будущем», — сказал «БИЗНЕС Online» театральный критик Нияз Игламов.

«Рада, что в Казани появляется новый фестиваль, что вспомнили о Горьком, потому что длительное время он был почти забыт. И все-таки Казань связана с именем Горького. Открываются новые пласты истории, и хотелось бы новых мероприятий, чтобы вызвать интерес к его текстам, — говорит литературовед, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова. — Потому что уже давно горьковские произведения не появлялись на сцене местных театров, хотя в свое время была очень интересная постановка Рашида Загидуллина «На дне». Задача фестиваля прежде всего — это заинтересовать и расширить круг читателей Горького, познакомить с его биографией, естественно, раскрыть его связь с нашим регионом. Но хотелось бы, что это не превратилось только в подготовку каких-то там футболок, закладок. Меня интересует прежде всего интеллектуальный уровень мероприятия».

Повод ли это задуматься и о том, чтобы проводить подобные масштабные «именные» фестивали, посвященные и местным выдающимся деятелям культуры?

«Мы уже проводим такие фестивали: «Аксенов-фест», «Кутуй-фест». Здесь небольшая недоработка идет по татарским персоналиям, я так считаю. Но не думаю, что это должен быть фестиваль Тукая, он и так у нас везде. В то же время есть немало достойных фигур мирового уровня, которые могли бы вот так репрезентировать республику», — считает Игламов.

«Такие инициативы постоянно возникают, но, к сожалению, все упирается в бюджет. Надеюсь, Минкульт и городская администрация заискрятся. Конечно же, такие фестивали проводить надо! — продолжает Хабутдинова. — Художественное слово надо возвращать, а город наполнять интересными личностями, биографиями и художественными текстами. Я татарка, но, Аллага шокер, когда я прочитала объявление о фестивале «Горький+», то искренне порадовалась, что в нашем скудном культурном бюджете нашлись деньги для прославления такого писателя».

tНурия ФатхуллинаДарья КазаковаСофия Емельянова

 

АНОНСЫ ОРГАНИЗАТОРОВ

3 и 4 июня в рамках фестиваля искусств «Горький+» в Национальном музее РТ представят театрализованную читку с элементами эскиза «Солнце всходит».

Группа исследователей работают над «Делом Максима Горького», пытаются разобраться в жизненном пути Алексея Максимовича и становлении Горького как писателя, ставшего затем одним из главных русских авторов ХХ века, живым классиком мировой литературы.

Для проведения полноценного расследования им понадобятся: архивные материалы о Горьком, написанные самим Алексеем Максимовичем пьесы для театра, а также его общественные высказывания разных лет. Что из всего этого получится и при чём здесь восходящее солнце – зрители смогут узнать на читке с элементами эскиза, которая пройдёт в рамках фестиваля «Горький+» на площадке Национального музея РТ.

В проекте участвует творческая театральная группа: режиссер Лилия Нурель, известная казанцам по детским спектаклям в русском ТЮЗе; продюсер Наргис Самигуллина. Музыкальное оформление: Даниил Федоров. Актеры спектакля: Андрей Белозеров, Елена Кудряшова, Даниил Федоров, Иван Балашов, Юлия Дудченко, Ирек Галлямов.

Начало спектаклей в 17.00. Продолжительность: около 2-х часов. Вход по билетам в музей

 ***

3 июня на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева рассказы Максима Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека» прочитают известные артисты театра и кино – Евгений Миронов и Александра Урсуляк в сопровождении ансамбля «Комонь» и оркестра «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
В основе спектакля-концерта произведения Эдварда Грига, одного из любимых композиторов писателя. Режиссер - художественный руководитель Московского театра «Практика» Марина Брусникина.

Начало в 19:00

 Евгений Миронов - народный артист РФ, художественный руководитель Государственного театра Наций. Сыграл в более чем 50 фильмах, в почти 40 спектаклях, общественный деятель
Александра Урсуляк - актриса Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, сыграла более 20 ролей в театрах, более 50 ролей в кино, в 2016 году стала победителем телешоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия».

Юрий Башмет - народный артист СССР, альтист, дирижёр, педагог, , художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», камерного оркестра «Солисты Москвы», общественный деятель.