Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1960 – Постановлением Совета министров РСФСР создан Раифский заповедник

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Эрмитаж пришел надолго

Начало нового, 2002 года прошло в Казани под знаком Государственного Эрмитажа. О российской  сокровищнице творений мастеров разных эпох не могли не вспомнить по случаю организации в нашем городе выставки "Искусство ислама". Открытие экспозиции стало поводом еще для нескольких  важных событий.

О пребывании в Казани директора Эрмитажа, члена федеральных комиссий по 300-летию Санкт-Петербурга и 1000-летию Казани М.Пиотровского и о выставке в НКЦ наши читатели уже знают из других средств массовой информации. Мы постараемся рассказать об этом максимально подробно.

АКТОВАЯ ЛЕКЦИЯ В КГУ

Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии наук, действительный член Российской Академии художеств Михаил Пиотровский прибыл в Казань 8 января.

По его желанию первый день визита в Казань был посвящен Казанскому университету. Программа выглядела весьма насыщенной. С утра знакомился с богатейшей коллекцией археологического музея КГУ. Как специалист-востоковед, не мог не оценить материалы, добытые многолетними раскопками экспедиций Казанского университета. Потом  в Актовом зале КГУ была его публичная лекция.

Уже сама постановка темы – «Искаженный образ ислама как элемент европейской культуры» – привлекла в зал людей самого разного уровня знаний об исламской культуре, о взаимодействии культур и цивилизаций с древности до современности.  Казанцы не могли не отметить, что профессор  из Санкт-Петербурга во многом стоит на тех же позициях, что и татарская интеллигенция. Затем в кабинете ректора КГУ состоялась встреча М. Пиотровского с представителями  гуманитарных кафедр университета. Обсуждение возможных перспектив сотрудничества выявило огромный взаимный интерес двух крупнейших научных, культурных и просветительских организаций России.

Был подписан Меморандум о культурном и научном сотрудничестве между Казанским университетом и Государственным Эрмитажем. Конкретные формы сотрудничества предстоит обсудить полномочным представителям сторон в течение ближайших трех месяцев. Именно столько времени отведено Меморандумом на подготовку долговременного соглашения.

Но уже сегодня в качестве приоритетных направлений М. Пиотровский назвал специализированные экскурсионно-просветительские программы для студентов в Эрмитаже и курсы публичных лекций специалистов  Эрмитажа в КГУ.

ПРИЕМ В КРЕМЛЕ

9 января Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев принял директора   Эрмитажа Михаила Пиотровского в своей кремлевской резиденции.  На встрече были обсуждены перспективы сотрудничества между Эрмитажем и музеями Республики Татарстан.

М.Шаймив поблагодарил М.Пиотровского  за организацию выставки "Искусство  ислама". Сообщив Президенту РТ о создании Совета музеев России, М.Пиотровский в качестве руководителя новой общественной организации посоветовался с М.Шаймиевым о целесообразности создания при Союзе попечительского совета руководителей регионов, которые могли бы выступить главными попечителями музеев. Президент одобрил эту идею и сказал: "Если такой совет создастся, готов в него войти. Думаю, что эту идею одобрят и мэр Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, и мэр Москвы Юрий Лужков".

У наших городов много общего. Восточный факультет Казанского университета когда-то перекочевал в Петербург, в годы Великой Отечественной войны Казань стала местом жизни для многих ленинградцев, часть из них до сих пор живет на Волге.  В предъюбилейные годы Казань и Санкт-Петербург многое можно сделать вместе. Например, Казань принимает участие в реконструкции некоторых объектов в Петербурге. Наверняка в Казани может найтись дело и для питерских реставраторов и строителей.

Во время пребывания М.Пиотровского казанцы узнали немало интересного про свой город. Например, о том, что в КГУ планируют возродить институт востоковедения, и даже место для него подыскали – здание нынешнего музыкального факультета педагогического университета. Естественно, после его реконструкции и отселения сегодняшних обитателей в новое здание.

Во встрече в Кремле участвовали директор Московского государственного исторического музея Александр Шкурко, заместитель Председателя Госсовета РТ Роберт Миннуллин, государственный советник по политическим вопросам при Президенте РТ Рафаэль Хакимов и другие заинтересованные лица.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ СЕГОДНЯ В НКЦ "КАЗАНЬ"

Торжественная церемония открытия выставки "Искусство ислама"  состоялась в научно-культурном центре "Казань" 9 января. 

Символическую ленточку разрезали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. При этом присутствовало много должностных лиц, в том числе  министр культуры РТ Ильдус Тарханов и глава администрации Казани Камиль Исхаков.

Президент РТ в своем вступительном слове отметил не только художественную ценность выставки, но и ее актуальность.По его мнению, это одна из ярких страниц истории нашей республики, которая пишется прямо на наших глазах. В какой-то степени выставка связана с тысячелетием Казани, но интерес к исламу, процесс возрождения исламской культуры начался много раньше, что стало возможным благодаря положительным переменам в нашем обществе. Это огромное завоевание нашего времени, когда богатства Эрмитажа можно сделать доступными для населения всей страны.

Президент подчеркнул, что организация трех выставок Эрмитажа в Казани – во многом личная заслуга его директора, известного всему миру ученого и общественного деятеля, потомственного хранителя богатств России (Борис Пиотровский 26 лет был директором Эрмитажа, передав затем музей сыну).

Собравшиеся дружно присоединились аплодисментами и к такой высокой оценке, и к словам благодарности, высказанным  М.Шаймиевым в адрес Михаила Юрьевича. Организацию подобной выставки в современных условиях, когда есть немало желающих объяснить терроризм конфликтом христианской и мусульманской цивилизаций, М.Шаймиев назвал исторической миссией. У нас появляется возможность совместно выработать более цивилизованные формы мирного сосуществования двух крупнейших конфессий.

В Татарстане накоплен такой опыт, начало которому было положено еще реформаторами эпохи джадидизма. Как отметил он, вместе мы могли бы создать новое учение жития с учетом реалий времени.

Кстати, тесная дружба музейщиков Татарстана началась с легкой руки М.Шаймиева. Во время своего посещения Эрмитажа он встретился с М.Пиотровским, и они договорились о дальнейших контактах.

С ответным словом выступил М.Пиотровский. Он обратил внимание собравшихся на то, что открывающаяся экспозиция - это две стороны великой мусульманской культуры, что позволяет видеть великое единство и разнообразие культуры ислама. Многолетнюю совместную работу коллег из Санкт-Петербурга  и Казани он назвал большой серией художественных событий, которые со временем стали все более и более  заметны широкой общественности, а потому уже составили   единое целое, став очень важным фактором культурной  жизни  России.

"Эта выставка - о том, какие мы разные, - сказал он, - но это не мешает нам понимать друг друга. Мы очень рады, что можем показать здесь, в Казани, замечательный опыт взаимообогащения культур, мирного сосуществования разных религиозных конфессий". После торжественного открытия высокие должностные лица, а вслед за ними и все посетители начали довольно длительное знакомство с памятниками исламского искусства.

Среди посетителей выставки в этот день были люди разных возрастов, ученые, причем не только историки и просто любители искусства, политики и представители духовенства.

ВЫ КОГДА В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ БЫЛИ В МУЗЕЕ?

9 января вечером на телеканале "Татарстан" в рамках программы "Круг вопросов" состоялось прямое общение гостей Казани с телезрителями. В ходе беседы ведущего программы Рината Ахметзянова с директором "Эрмитажа" Михаилом Пиотровским, заведующей отделом музеев Министерства культуры Российской Федерации Анной Колупаевой и министром культуры Республики Татарстан Ильдусом Тархановым зрители задали 9 вопросов.

Те, кто сумел дозвониться, благодарили М.Пиотровского за организацию выставки "Искусство ислама". Сам он скромно переадресовал все благодарности ее организаторам с казанской стороны. Объясняя, почему именно Казань стала постоянным партнером Эрмитажа, он назвал три причины: во-первых, у сокровищ музея здесь есть зрители ("Нас здесь хотят видеть"), во-вторых, руководство республики и города создают такие условия для экспонирования, как в любом другом крупном городе мира, в-третьих, здесь "замечательный коллектив музейщиков". Так что в случае с Казанью совпали желания и возможности двух сторон – Казани и Эрмитажа.

Как отметила А.Колупаева, организация подобных выставок ранее была невозможна по довольно прозаическим причинам. Казань всегда считалась крупным музейным центром и по числу музейных экспозиций, и по числу музейщиков, но не было соответствующего оборудования и необходимых средств охраны. Теперь все это в Казани есть, а потому Петербург едет в наш город без опаски.

Несмотря на бронированные стекла витрин, изготовленных крупнейшей европейской фирмой по производству музейного оборудования "Ротштайн Витринен ГМБХ", и постоянные наряды милиции, коллекция Эрмитажа застрахована: по одним сведениям – на 20 тысяч долларов, по другим – на 35 тысяч.

У почти часового разговора в эфире было много тем, но среди них можно выделить две. Сколько стоит организация такой выставки? Вопрос ведущего был неожиданным и для М.Пиотровского, и для И.Тарханова. Конкретных сумм, конечно, не прозвучало. "Если бы мы все считали на деньги,  плохо было бы нашей культуре" – подвел итоги П.Пиотровский.

Как оказалось, телезрителей  интересует, вернутся ли в Татарстан сокровища татарских ханов. Вопрос этот в свое время задавался даже с трибуны Государственного Совета РТ. Народному депутату вежливо ответили, что на вопрос о том, кому принадлежал сокровища Кубрата-хана (депутат вел речь именно о них), ответа нет. Еще надо доказать, был ли хан Кубрат прямым предком татар, к тому же на его сокровища могут претендовать  и украинцы, так как клад был найден в их земле… 

М.Пиотровский тоже был максимально доброжелателен и не стал отвечать категорично – никогда. Но к его аргументация нельзя не прислушаться. Все гости в студии были едины в том, что сокровища принадлежат  России и даже шире – миру, а это значит – всему человечеству. Это и в самом деле бесценное богатство.

М.Питровский не исключил, что под землей еще много татарского золота. Так что археологам – флаг в руки. Беда в другом – не все хотят эти сокровища увидеть.

Ведущий программы спросил у телезрителей, давно ли они ходили в музей. И вообще были ли в их жизни такие события, если не считать школьных культпоходов? Общение было интерактивным. Ответы на вопрос "Занимает ли музей место в вашей жизни? были следующие: "Да" – ответили 533 человек, "Нет" – 361, "Безразлично" – 188 телезрителей.

Однако телепрограмма завершилась на оптимистичной ноте. Как заверил М.Пиотровский, Россия не может остаться в стороне от магистральной дороги – во всем мире наблюдается музейный бум.

ИСЛАМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

Институт истории Академии наук РТ и Союз музеев России были организаторами   научного симпозиума «Исламское ис­кусство в Волго-Уральском регионе», который проходил 10 и 11 января в НКЦ "Казань".

Его научным руководителем и ведущей пяти пленарных сессий была Гузель  Валеева-Сулейманова. Вместе с ней председательствовали Рафаэль Хакимов, Михаил Пиотровский, Риф Мухаметшин, Геннадий Муханов и гость симпозиума - заместитель Председателя Государственного Совета РТ  Pоберт Миннуллин.

С приветственным словом  к участникам симпозиума выступил  Р.Хакимов, который подчеркнул, что без учета природы российской государственности, на протяжении веков органично сочетающей, с одной стороны, мусульманско-тюркский компонент, в другой стороны, православно-славянские корни, Российская Федерация не может развиваться как стабильное государство. Директор Института истории сообщил, что готовится к изданию многотомная антология джадидизма, которая поможет лучше узнать эпоху реформации, которая была благотворной для татарского народа. М.Пиотровский, также выступая в начале первой сессии, призвал ученых к спокойному разговору о специфике мусульманской культуры и искусства, к поиску "истинной правды", предложил не делить конфессии на плохие и хорошие: в каждой религии найдется и хорошее, и плохое, нет религий абсолютно толерантных.

Тем не менее большинство докладчиков особо отмечало толерантность ислама. Как в отношении приверженцев этой религии, сумевших при тесном духовном единстве сохранить региональные особенности, так и по отношению к сторонникам других религий. Правда, Р.Мухаметшин в своем докладе говорил об "относительной" терпимости ислама, который, тем не менее, сумел соединить воедино разные точки зрения, интегрировать разные региональные отличия. Он привел определение, распространенное среди ученых: ислам – это система застывшего плюрализма, ограниченного широкими рамками признания Корана и общих обрядов. Местные отличия признавались, если они не противоречили общим принципам. Веротерпимость тоже имела свои границы: иные взгляды допускались, если они не навязывались силой и если борьба за них не приводила к дезинтеграции общества.

Многие подчеркивали мирный характер ислама, приводя в пример мирное существование двух конфессий в Казанском ханстве.  При этом вспоминали Михаила Худякова, который писал о мирном обращении в мусульманство в Поволжье, в отличие от другие исламских государств, что нашло свое отражение и в искусстве. Так, мулла во время молитвы хутба стоит, опираясь не на меч воина, как, например, в Туркестане, а на посох путника.

Однако именно в этот период ислам был государственной религией, отмечали другие. Что это такое, мы можем судить по собственному опыту, когда православные иерархи современной России и без объявления православия государственной религией претендуют на звание главной  религии. 

Как бы не приукрашивать истинное межконфессиональное самочувствие народов в ту далекую пору, нельзя не признавать наличие культурно-духовной экспансии ислама. Многие докладчики рассматривали ислам в его развитии, определяя как его общие признаки, так и региональные аспекты. Естественно, прежде всего речь шла об особенностях мусульманской культуры Поволжья.

Большей частью ученые рассуждали о культуре и искусстве народов, исповедующих ислам, однако в некоторых докладах затрагивались и вопросы взаимодействия мусульманской конфессии с конкретными государствами. Например, Д.Исхаков особое внимание уделил в своем выступлении государству Волжская Булгария, полемизируя с американским ученым Франком.

По мнению известного татарского этнолога, неправомерно использовать термин "булгары" как чисто этническое понятие. Не раз докладчики в своих выступлениях апеллировали к конкретным экспонатам выставки "Искусство ислама", а академик Камаровский ссылался и на выставку предыдущую – сокровищ Золотой Орды. Не однажды участники симпозиума подчеркивали, что так широко и глубоко ислам еще публично не обсуждали. Звучали пожелания о том, чтобы такие дискуссии в Казани стали традиционными. 

На каждой сессии симпозиума рассматривались отдельные аспекты ислама. "Волго-Уральский регион в системе исламской цивилизации" – так называлась тема первой сессии. Здесь выступили: P. Мухаметшин (Ислам в Среднем Поволжье: к проблеме общего и особенного); Д.Исхаков (Этноконфессиональная идентичность татар); И.Измайлов (Ислам в Золотой Орде: проблемы и дискуссии); М. Крамаровский из Санкт-Петербурга (Ислам в Золотой Орде и куль­турная многоголосица улицы) и Г.Валеева-Сулейманова   (Мусульманское искусство Поволжья и Приуралья: к проблеме этнорегионального своеобразия).

Знатоки декоративно-прикладного искусства и каллиграфии выступали на второй сессии. Здесь докладчиками были И.Шептунова из Москвы (Атрибуция двух миниатюр могольской шко­лы из музея Востока); Р.Шамсутов   (Суфийские мотивы в искусстве татарского шамаиля); Ш.Монасыпов. (Шамаили Баки Урманче в свете духовного знания) и Л.Саттарова (Об истоках искусства фаянсовой мозаики в архи­тектуре Золотой Орды). В ходе третьей сессии рассматривались вопросы архитектуры и народного зодчества мусульман Волго-Уральского региона. Здесь выступили: X.Надирова (Традиции в архитектуре Татарстана и ислам); Г.Айдарова (Столичный исламский город Среднего Поволжья: тра­диции и влияния); Г. Нугманова (Стилистические направления в архитектуре мечетей Казани) и А. Саттаров (Перспективы развития исламского культового зодче­ства в Татарстане).

Во второй день анализировались культурологические аспекты ислама. "Исламская традиция в музыкальной культуре. Синтез искусств" - так звучала тема четвертой сессии, в ходе которой выступили М.Нигмедзянов (Ислам в развитии татарской народной музыки); М.Шамсутдинова (Маулид-байрам у мусульман России. Эстетичес­кие аспекты); Г.Сайфуллина (Звуковое искусство в традиционной татаро-мусульманской культуре); Г.Макаров (Классические инструментальные традиции мусульман­ского Востока в старотатарской музыкальной культуре); М.Хакимова (Сравнительно-типологический анализ музыкальных жанров периода Казанского ханства как образцов городской мусульман­ской культуры); М.Мураки из Москвы (Влияние космологии на учение о музыке «Брать­ев Чистоты»); Д.Гусейнова из Москвы (Художественное своеобразие мистериального представления «та-'зие»); Л. Бородовская (Символические образы ислама в произведениях композитора М.Шамсутдиновой); Б.Галеев (Компьютерная инсталляция «Звучащий шамаил») и А.Ризаева. из Москвы (Проблемы арабского кинематографа на приме­ре Марокко).

Эта сессия была самой многочисленной как по числу докладчиков, так и по числу участников. Сессия "Музейные коллекции по исламской культуре" имела особый интерес для музейщиков, как татарстанских, так и гостей из других городов России. Здесь было заслушано 4 доклада: Е.Ключевской (Искусство мусульманского Востока в трудах Б.П.Денике); Г.Муханова (Роль Национального музея РТ в сохранении и популя­ризации культурного наследия мусульманского населения Поволжья); И.Мингазовой (Татарская мусульманская культура в экспозиции Му­зея национальной культуры НКЦ «Казань») и Р.Абзалиной  ("Мусульманская" коллекция в Национальном музее РТ).

После выступления докладчиков проходило обсуждение заявленных научных позиций, а общее подведение итогов состоялось в завершение симпозиума, 11 января.

У МУЗЕЙЩИКОВ ЕСТЬ СВОЙ СОЮЗ

С 8 по 11 января  гостями Казани, кроме М.Пиотровского и сотрудников Государственного Эрмитажа,  были члены президиума Союза музеев России -  руководители ведущих музеев РФ, а также представители  Министерства культуры Российской Федерации.

Казань стала местом выездного заседания президиума, которое состоялось 10 января  в  Национальном музее Республики Татарстан. В нем приняли участие руководители музеев РТ, представители Министерства культуры республики, администрации  Казани.

Совет музеев – новая общественная организация, объединившая российских музейщиков. Ее президентом избран Михаил  Пиотровский. В Президиум входят 26 человек, в том числе Геннадий Муханов, генеральный директор Национального музея Республики Татарстан.

Организации, подобной этой, в России не было никогда. Впервые музеи,  как носители исторической памяти народа, решили объединиться, чтобы вместе представлять и защищать свои интересы. Во время всероссийского совещания музеев, проходившего в декабре 2000 года в Санкт-Петербурге, по инициативе ряда ведущих коллективов было принято решение создать Союз музеев России.

Эта организация призвана объединить усилия музеев в освоении новых форм работы, сформировать объективный образ музея в общественном сознании, повысить престиж музейных профессий. Она ставит перед собой задачу расширить взаимные связи музеев страны, способствовать повышению их социальной роли, привлечению внимания властей к своим проблемам и нуждам. Музеи, хранители бесценных памятников искусства, истории, материальной и духовной культуры – основа преемственности общественного развития, гарантия сохранения культурного многообразия. Без передаваемого ими из поколения в поколение духовного богатства страны сотрется историческая память народа, станет невозможным поступательное развитие общества. Фактически, только в музее современный житель России может в полной мере ощутить причастность к национальной культуре своего народа.

Однако, служа государству и обществу, музеи России не смогут сохранить собранные в них сокровища и сохраниться сами без помощи государства и общества. Они нуждаются не только в финансовой и материальной поддержке государства, но, может быть, в первую очередь – в понимании властями всех уровней особенностей многосторонней деятельности музеев. Не случайно любое предприятие, банк, корпорация, государственное или общественное заведение рано или поздно начинают создавать свой музей, чтобы передать потомкам живую память о своей жизни.

Создание Союза преследует и сугубо профессиональные цели, связанные с интерпретацией современной истории России, адекватным отражением реалий информационной цивилизации XXI века в музейных собраниях и экспозициях, с интеграцией российских музеев в единое культурное пространство Европы и мира.

Учредительный съезд Союза музеев России проходил 25-28 октября 2001 года в пригороде Санкт-Петербурга  - поселке  Репино. На нем присутствовали более 300 директоров российских музеев из большинства регионов, в том числе Татарстана. На съезде обсуждались проекты учредительных документов, состоялась торжественная процедура их подписания.

В повестке дня  заседания президиума Совета музеев было несколько вопросов. Например, речь шла об участия музеев Федерации  в фестивале "ИНТЕРМУЗЕЙ", который планируется провести в Санкт-Петербурге. Кроме того обсуждались предложений по разработке законодательных актов о статусе музеев-заповедников; о создании информационного бюллетеня Союза музеев России, а также проект положения о дирекции Музейного фонда Российской Федерации.

Одной из тем повестки дня стала дискуссия о проблемах работы музеев в современных условиях острой конкурентной борьбы, когда у человека много соблазнов, в том числе интернет. Музеи могут и должны стать не только научными и образовательными учреждениями, но и крупными досуговыми центрами, ориентируясь на различные группы посетителей.

Речь шла об открытии в зданиях музеев кафе, магазинов, других учреждений, необходимых человеку во время посещения экспозиций, постоянных и временных. Но при этом все отмечали, что музей должен оставаться музеем. Местом, где человек получает информацию об истории мира, об истории своей страны и своего народа. В этом смысле М.Пиотровский подчеркивал особую роль местных краеведческих музеев, которые рассказывают об истории конкретных поселений, семей и отдельных людях.

На заседании принят регламент работы президиума Союза и утвержден  план его работы на 2002 год. Общее собрание членов Союза планируется провести в мае 2002 года в Санкт-Петербурге. Там же состоится второе заседание президиума. Видимо, до этого времени будет сформирован попечительский совет губернаторов. Летом члены президиума Союза музеев соберутся в Омском государственном историко-краеведческом музее.

Разговор о сугубо профессиональных аспектах музейного дела 10 января продолжился в рамках "круглого стола". Тему "Музеи Татарстана в формировании толерантности через сближение национальных культур" решили обсудить в другой раз. Тем более что с учетом опыта работы выставки "Искусство ислама" дискуссия будет более предметной.

Обширная программа пребывания музейщиков России включала участие во многих мероприятиях, проводимых в Казани с 8 по 11 января. Кроме того они познакомились с рядом музеев Казани и Чистополя. В частности, гостей принимали Музей изобразительных искусств РТ, музеи Максима Горького и  Салиха Сайдашева. В Музее Евгения Боратынского они стали участниками Рождественского вечера. В Чистополе гостям показали местный краеведческий музей и два музея, хранящие память о великих людях прошлого столетия – Гаязе Исхаки и Борисе Пастернаке.

В КАЗАНИ БУДЕТ СВОЙ ЭРМИТАЖ

М.Пиотровский и другие специалисты Эрмитажа, воспользовавшись приездом в Казань, официально оформили свои долгосрочные планы сотрудничества с Казанью. 9 января был подписан Протокол о намерениях об условиях подготовки и реализации научной, культурно-просветительной и образовательной программы "Эрмитажный центр в Казани".

Его  подписали: от Государственного Эрмитажа  – его директор М.Пиотровский, от  Министерства культуры Республики Татарстан – министр культуры И.Тарханов,  от администрации города Казани – К.Исхаков, от Института истории – директор Р.Хакимов.

Исходя из желания всемерно способствовать наибольшему ознакомлению жителей республики  с хранящимися в Государственном Эрмитаже памятниками мировой культуры и искусства, расширению культурных связей между Эрмитажем и учреждениями культуры  Татарстана, реализации образовательных программ, в том числе, для детей, юношества и молодежи, принимая во внимание положения Программы подготовки к празднованию 1000-летия города Казани, учитывая опыт музея Санкт-Петербурга в подготовке и реализации культурно-просветительных и образовательных программ за пределами столицы на Неве, учитывая опыт Эрмитажа в подготовке и реализации культурно-просветительских и образовательных программ по созданию экспозиций Эрмитажа в Сомерсет Хаусе (Лондон) и Эрмитаж на Амстеле (Амстердам), стороны  приняли на себя обязательства участвовать в разработке программы и создании научного, культурно-просветительного  и образовательного центра с рабочим  названием "Эрмитажный центр" -  как учреждения культуры, финансируемого из бюджета РТ.

По словам министра культуры Ильдуса Тарханова, не исключено, что Эрмитажный центр разместится в здании бывшего городского магистрата, построенного в Казани по указу Петра I (Баумана, 3). Естественно, после того, как из него выедет один из заводов АО "Татхлеб" и здание будет реконструировано.

Городские власти заверили руководство республики и Государственного Эрмитажа, что Эрмитажный центр в нашем  городе откроется в 2005 году, к торжествам по случаю 1000-летия Казани. По мнению М.Пиотровского, высказанному во время пресс-конференции, которая состоялась перед открытием выставки в НКЦ, на отработку действенного механизма работы нового выставочного комплекса в Казани потребуется несколько лет. Работа двух предыдущих выставок – "Сокровища хана Кубрата" (1997 г.) и "Сокровища Золотой Орды" (2000 г.) показала, насколько серьезно  подходят здесь к организации подобных мероприятий.

Организаторы и тогда, и сейчас остались вполне удовлетворены и системой охраны бесценных экспонатов (по оценке М.Пиотровского – по самым высоким европейским стандартам), и информационным обеспечением, включающим издание афиш, буклетов и каталогов, а главное – взаимодействием с местными музейщиками. Что в Музее изобразительных искусств РТ, где работали  обе предыдущие выставки, что сейчас в НКЦ "Казань".

Реставрационную подготовку экспонатов из Эрмитажа осуществили художники-реставраторы отдела научной реставрации Эрмитажа, они были упакованы работниками компании "Хепри", которая также отвечает за транспортировку произведений искусства из Санкт-Петербурга в Казань и обратно.

Нет сомнений, что с открытием Эрмитажного центра, главным направлением его  деятельности будет организация регулярных художественных выставок произведений из собраний  Эрмитажа и музеев   Татарстана. В частности, обсуждалась возможность экспонировать в Казани художественные полотна в жанре натюрморта. Время открытия Эрмитажного центра, даже предположительно, сейчас определить трудно. Однако и без выставок  у Казани и Санкт-Петербурга есть много общих задач.

Согласно Протокола о намерениях, программа сотрудничества предопределяет, кроме выставочного,  следующие направления деятельности:

–  научная деятельность, включающая в себя реализацию специальных научных программ, в том числе, подготовку и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов, других форм общения и обмена информацией научных сотрудников, взаимных стажировок научных сотрудников  музеев двух городов;

–  научно-реставрационная деятельность, включающая в себя специальные программы   подготовки  художников-реставраторов   музеев  РТ;

–  научно-методическая деятельность, включающая в себя, в том числе, специальные программы оказания консультативной помощи научных сотрудников и художников-реставраторов   Эрмитажа   сотрудникам музеев и других учреждений культуры РТ;

–  образовательная деятельность, включающая в себя специальные образовательные программы, в том числе, для детей, юношества и молодежи, включая организацию специальных образовательных поездок групп учащихся Школьного центра Государственного Эрмитажа в   Татарстан, и учащихся школ республики  – в  Санкт-Петербург; –  другие формы культурно-просветительной деятельности, в том числе, комплексные программы, включающие в себя музыкальные фестивали и концерты, проводимые в   Татарстане и   Санкт-Петербурге с участием   оркестра  Эрмитажа  «Санкт-Петербург Камерити», Государственного струнного квартета Республики Татарстан, муниципального оркестра «Ля Примавера» (Казань) и других творческих коллективов и исполнителей.

В целях подготовки и обсуждения концепции программы "Эрмитажный центр" и задания на возможное архитектурное проектирование в I - III кварталах 2002 года будут проведены рабочие встречи как в Казани, так и в Санкт-Петербурге представителей обеих сторон с приглашением представителей архитектурных мастерских, образовательных   и   культурно-просветительных   фондов,   творческих объединений, образовательных, концертных и иных организаций. Стороны пришли к соглашению, что проект программы будет проходить экспертизу в установленном законом порядке, будет обсуждаться  общественностью.

Подготовка и реализация программы "Эрмитажный центр" будет осуществляться при   поддержке постоянного представительства Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для реализации Протокола о намерениях в двухмесячный срок, то есть к марту 2002 года, будет создана рабочая группа. Кроме того был подписан Протокол о намерениях об условиях подготовки и реализации   культурно-просветительной   программы   Государственного Эрмитажа и Казанского Совета народных депутатов «Эрмитаж - Казань», который конкретизирует задачи, поставленные в главном Протоколе.

Напомним, что Государственный Эрмитаж уже имеет соглашения о сотрудничестве с Министерством культуры Республики Татарстан, Институтом языка, литературы и искусства.

Гости из Санкт-Петербурга отбыли домой, пообещав казанцам привезти сюда еще 8 выставок из фондов Эрмитажа.

«Казанские истории», №2-3, 2002 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить