Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Эрмитаж пришел надолго
- 28 января 2002 года
Начало нового, 2002 года прошло в Казани под знаком Государственного Эрмитажа. О российской сокровищнице творений мастеров разных эпох не могли не вспомнить по случаю организации в нашем городе выставки "Искусство ислама". Открытие экспозиции стало поводом еще для нескольких важных событий.
О пребывании в Казани директора Эрмитажа, члена федеральных комиссий по 300-летию Санкт-Петербурга и 1000-летию Казани М.Пиотровского и о выставке в НКЦ наши читатели уже знают из других средств массовой информации. Мы постараемся рассказать об этом максимально подробно.
АКТОВАЯ ЛЕКЦИЯ В КГУ
Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии наук, действительный член Российской Академии художеств Михаил Пиотровский прибыл в Казань 8 января.
По его желанию первый день визита в Казань был посвящен Казанскому университету. Программа выглядела весьма насыщенной. С утра знакомился с богатейшей коллекцией археологического музея КГУ. Как специалист-востоковед, не мог не оценить материалы, добытые многолетними раскопками экспедиций Казанского университета. Потом в Актовом зале КГУ была его публичная лекция.
Уже сама постановка темы – «Искаженный образ ислама как элемент европейской культуры» – привлекла в зал людей самого разного уровня знаний об исламской культуре, о взаимодействии культур и цивилизаций с древности до современности. Казанцы не могли не отметить, что профессор из Санкт-Петербурга во многом стоит на тех же позициях, что и татарская интеллигенция. Затем в кабинете ректора КГУ состоялась встреча М. Пиотровского с представителями гуманитарных кафедр университета. Обсуждение возможных перспектив сотрудничества выявило огромный взаимный интерес двух крупнейших научных, культурных и просветительских организаций России.
Был подписан Меморандум о культурном и научном сотрудничестве между Казанским университетом и Государственным Эрмитажем. Конкретные формы сотрудничества предстоит обсудить полномочным представителям сторон в течение ближайших трех месяцев. Именно столько времени отведено Меморандумом на подготовку долговременного соглашения.
Но уже сегодня в качестве приоритетных направлений М. Пиотровский назвал специализированные экскурсионно-просветительские программы для студентов в Эрмитаже и курсы публичных лекций специалистов Эрмитажа в КГУ.
ПРИЕМ В КРЕМЛЕ
9 января Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев принял директора Эрмитажа Михаила Пиотровского в своей кремлевской резиденции. На встрече были обсуждены перспективы сотрудничества между Эрмитажем и музеями Республики Татарстан.
М.Шаймив поблагодарил М.Пиотровского за организацию выставки "Искусство ислама". Сообщив Президенту РТ о создании Совета музеев России, М.Пиотровский в качестве руководителя новой общественной организации посоветовался с М.Шаймиевым о целесообразности создания при Союзе попечительского совета руководителей регионов, которые могли бы выступить главными попечителями музеев. Президент одобрил эту идею и сказал: "Если такой совет создастся, готов в него войти. Думаю, что эту идею одобрят и мэр Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, и мэр Москвы Юрий Лужков".
У наших городов много общего. Восточный факультет Казанского университета когда-то перекочевал в Петербург, в годы Великой Отечественной войны Казань стала местом жизни для многих ленинградцев, часть из них до сих пор живет на Волге. В предъюбилейные годы Казань и Санкт-Петербург многое можно сделать вместе. Например, Казань принимает участие в реконструкции некоторых объектов в Петербурге. Наверняка в Казани может найтись дело и для питерских реставраторов и строителей.
Во время пребывания М.Пиотровского казанцы узнали немало интересного про свой город. Например, о том, что в КГУ планируют возродить институт востоковедения, и даже место для него подыскали – здание нынешнего музыкального факультета педагогического университета. Естественно, после его реконструкции и отселения сегодняшних обитателей в новое здание.
Во встрече в Кремле участвовали директор Московского государственного исторического музея Александр Шкурко, заместитель Председателя Госсовета РТ Роберт Миннуллин, государственный советник по политическим вопросам при Президенте РТ Рафаэль Хакимов и другие заинтересованные лица.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ СЕГОДНЯ В НКЦ "КАЗАНЬ"
Торжественная церемония открытия выставки "Искусство ислама" состоялась в научно-культурном центре "Казань" 9 января.
Символическую ленточку разрезали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. При этом присутствовало много должностных лиц, в том числе министр культуры РТ Ильдус Тарханов и глава администрации Казани Камиль Исхаков.
Президент РТ в своем вступительном слове отметил не только художественную ценность выставки, но и ее актуальность.По его мнению, это одна из ярких страниц истории нашей республики, которая пишется прямо на наших глазах. В какой-то степени выставка связана с тысячелетием Казани, но интерес к исламу, процесс возрождения исламской культуры начался много раньше, что стало возможным благодаря положительным переменам в нашем обществе. Это огромное завоевание нашего времени, когда богатства Эрмитажа можно сделать доступными для населения всей страны.
Президент подчеркнул, что организация трех выставок Эрмитажа в Казани – во многом личная заслуга его директора, известного всему миру ученого и общественного деятеля, потомственного хранителя богатств России (Борис Пиотровский 26 лет был директором Эрмитажа, передав затем музей сыну).
Собравшиеся дружно присоединились аплодисментами и к такой высокой оценке, и к словам благодарности, высказанным М.Шаймиевым в адрес Михаила Юрьевича. Организацию подобной выставки в современных условиях, когда есть немало желающих объяснить терроризм конфликтом христианской и мусульманской цивилизаций, М.Шаймиев назвал исторической миссией. У нас появляется возможность совместно выработать более цивилизованные формы мирного сосуществования двух крупнейших конфессий.
В Татарстане накоплен такой опыт, начало которому было положено еще реформаторами эпохи джадидизма. Как отметил он, вместе мы могли бы создать новое учение жития с учетом реалий времени.
Кстати, тесная дружба музейщиков Татарстана началась с легкой руки М.Шаймиева. Во время своего посещения Эрмитажа он встретился с М.Пиотровским, и они договорились о дальнейших контактах.
С ответным словом выступил М.Пиотровский. Он обратил внимание собравшихся на то, что открывающаяся экспозиция - это две стороны великой мусульманской культуры, что позволяет видеть великое единство и разнообразие культуры ислама. Многолетнюю совместную работу коллег из Санкт-Петербурга и Казани он назвал большой серией художественных событий, которые со временем стали все более и более заметны широкой общественности, а потому уже составили единое целое, став очень важным фактором культурной жизни России.
"Эта выставка - о том, какие мы разные, - сказал он, - но это не мешает нам понимать друг друга. Мы очень рады, что можем показать здесь, в Казани, замечательный опыт взаимообогащения культур, мирного сосуществования разных религиозных конфессий". После торжественного открытия высокие должностные лица, а вслед за ними и все посетители начали довольно длительное знакомство с памятниками исламского искусства.
Среди посетителей выставки в этот день были люди разных возрастов, ученые, причем не только историки и просто любители искусства, политики и представители духовенства.
ВЫ КОГДА В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ БЫЛИ В МУЗЕЕ?
9 января вечером на телеканале "Татарстан" в рамках программы "Круг вопросов" состоялось прямое общение гостей Казани с телезрителями. В ходе беседы ведущего программы Рината Ахметзянова с директором "Эрмитажа" Михаилом Пиотровским, заведующей отделом музеев Министерства культуры Российской Федерации Анной Колупаевой и министром культуры Республики Татарстан Ильдусом Тархановым зрители задали 9 вопросов.
Те, кто сумел дозвониться, благодарили М.Пиотровского за организацию выставки "Искусство ислама". Сам он скромно переадресовал все благодарности ее организаторам с казанской стороны. Объясняя, почему именно Казань стала постоянным партнером Эрмитажа, он назвал три причины: во-первых, у сокровищ музея здесь есть зрители ("Нас здесь хотят видеть"), во-вторых, руководство республики и города создают такие условия для экспонирования, как в любом другом крупном городе мира, в-третьих, здесь "замечательный коллектив музейщиков". Так что в случае с Казанью совпали желания и возможности двух сторон – Казани и Эрмитажа.
Как отметила А.Колупаева, организация подобных выставок ранее была невозможна по довольно прозаическим причинам. Казань всегда считалась крупным музейным центром и по числу музейных экспозиций, и по числу музейщиков, но не было соответствующего оборудования и необходимых средств охраны. Теперь все это в Казани есть, а потому Петербург едет в наш город без опаски.
Несмотря на бронированные стекла витрин, изготовленных крупнейшей европейской фирмой по производству музейного оборудования "Ротштайн Витринен ГМБХ", и постоянные наряды милиции, коллекция Эрмитажа застрахована: по одним сведениям – на 20 тысяч долларов, по другим – на 35 тысяч.
У почти часового разговора в эфире было много тем, но среди них можно выделить две. Сколько стоит организация такой выставки? Вопрос ведущего был неожиданным и для М.Пиотровского, и для И.Тарханова. Конкретных сумм, конечно, не прозвучало. "Если бы мы все считали на деньги, плохо было бы нашей культуре" – подвел итоги П.Пиотровский.
Как оказалось, телезрителей интересует, вернутся ли в Татарстан сокровища татарских ханов. Вопрос этот в свое время задавался даже с трибуны Государственного Совета РТ. Народному депутату вежливо ответили, что на вопрос о том, кому принадлежал сокровища Кубрата-хана (депутат вел речь именно о них), ответа нет. Еще надо доказать, был ли хан Кубрат прямым предком татар, к тому же на его сокровища могут претендовать и украинцы, так как клад был найден в их земле…
М.Пиотровский тоже был максимально доброжелателен и не стал отвечать категорично – никогда. Но к его аргументация нельзя не прислушаться. Все гости в студии были едины в том, что сокровища принадлежат России и даже шире – миру, а это значит – всему человечеству. Это и в самом деле бесценное богатство.
М.Питровский не исключил, что под землей еще много татарского золота. Так что археологам – флаг в руки. Беда в другом – не все хотят эти сокровища увидеть.
Ведущий программы спросил у телезрителей, давно ли они ходили в музей. И вообще были ли в их жизни такие события, если не считать школьных культпоходов? Общение было интерактивным. Ответы на вопрос "Занимает ли музей место в вашей жизни? были следующие: "Да" – ответили 533 человек, "Нет" – 361, "Безразлично" – 188 телезрителей.
Однако телепрограмма завершилась на оптимистичной ноте. Как заверил М.Пиотровский, Россия не может остаться в стороне от магистральной дороги – во всем мире наблюдается музейный бум.
ИСЛАМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ
Институт истории Академии наук РТ и Союз музеев России были организаторами научного симпозиума «Исламское искусство в Волго-Уральском регионе», который проходил 10 и 11 января в НКЦ "Казань".
Его научным руководителем и ведущей пяти пленарных сессий была Гузель Валеева-Сулейманова. Вместе с ней председательствовали Рафаэль Хакимов, Михаил Пиотровский, Риф Мухаметшин, Геннадий Муханов и гость симпозиума - заместитель Председателя Государственного Совета РТ Pоберт Миннуллин.
С приветственным словом к участникам симпозиума выступил Р.Хакимов, который подчеркнул, что без учета природы российской государственности, на протяжении веков органично сочетающей, с одной стороны, мусульманско-тюркский компонент, в другой стороны, православно-славянские корни, Российская Федерация не может развиваться как стабильное государство. Директор Института истории сообщил, что готовится к изданию многотомная антология джадидизма, которая поможет лучше узнать эпоху реформации, которая была благотворной для татарского народа. М.Пиотровский, также выступая в начале первой сессии, призвал ученых к спокойному разговору о специфике мусульманской культуры и искусства, к поиску "истинной правды", предложил не делить конфессии на плохие и хорошие: в каждой религии найдется и хорошее, и плохое, нет религий абсолютно толерантных.
Тем не менее большинство докладчиков особо отмечало толерантность ислама. Как в отношении приверженцев этой религии, сумевших при тесном духовном единстве сохранить региональные особенности, так и по отношению к сторонникам других религий. Правда, Р.Мухаметшин в своем докладе говорил об "относительной" терпимости ислама, который, тем не менее, сумел соединить воедино разные точки зрения, интегрировать разные региональные отличия. Он привел определение, распространенное среди ученых: ислам – это система застывшего плюрализма, ограниченного широкими рамками признания Корана и общих обрядов. Местные отличия признавались, если они не противоречили общим принципам. Веротерпимость тоже имела свои границы: иные взгляды допускались, если они не навязывались силой и если борьба за них не приводила к дезинтеграции общества.
Многие подчеркивали мирный характер ислама, приводя в пример мирное существование двух конфессий в Казанском ханстве. При этом вспоминали Михаила Худякова, который писал о мирном обращении в мусульманство в Поволжье, в отличие от другие исламских государств, что нашло свое отражение и в искусстве. Так, мулла во время молитвы хутба стоит, опираясь не на меч воина, как, например, в Туркестане, а на посох путника.
Однако именно в этот период ислам был государственной религией, отмечали другие. Что это такое, мы можем судить по собственному опыту, когда православные иерархи современной России и без объявления православия государственной религией претендуют на звание главной религии.
Как бы не приукрашивать истинное межконфессиональное самочувствие народов в ту далекую пору, нельзя не признавать наличие культурно-духовной экспансии ислама. Многие докладчики рассматривали ислам в его развитии, определяя как его общие признаки, так и региональные аспекты. Естественно, прежде всего речь шла об особенностях мусульманской культуры Поволжья.
Большей частью ученые рассуждали о культуре и искусстве народов, исповедующих ислам, однако в некоторых докладах затрагивались и вопросы взаимодействия мусульманской конфессии с конкретными государствами. Например, Д.Исхаков особое внимание уделил в своем выступлении государству Волжская Булгария, полемизируя с американским ученым Франком.
По мнению известного татарского этнолога, неправомерно использовать термин "булгары" как чисто этническое понятие. Не раз докладчики в своих выступлениях апеллировали к конкретным экспонатам выставки "Искусство ислама", а академик Камаровский ссылался и на выставку предыдущую – сокровищ Золотой Орды. Не однажды участники симпозиума подчеркивали, что так широко и глубоко ислам еще публично не обсуждали. Звучали пожелания о том, чтобы такие дискуссии в Казани стали традиционными.
На каждой сессии симпозиума рассматривались отдельные аспекты ислама. "Волго-Уральский регион в системе исламской цивилизации" – так называлась тема первой сессии. Здесь выступили: P. Мухаметшин (Ислам в Среднем Поволжье: к проблеме общего и особенного); Д.Исхаков (Этноконфессиональная идентичность татар); И.Измайлов (Ислам в Золотой Орде: проблемы и дискуссии); М. Крамаровский из Санкт-Петербурга (Ислам в Золотой Орде и культурная многоголосица улицы) и Г.Валеева-Сулейманова (Мусульманское искусство Поволжья и Приуралья: к проблеме этнорегионального своеобразия).
Знатоки декоративно-прикладного искусства и каллиграфии выступали на второй сессии. Здесь докладчиками были И.Шептунова из Москвы (Атрибуция двух миниатюр могольской школы из музея Востока); Р.Шамсутов (Суфийские мотивы в искусстве татарского шамаиля); Ш.Монасыпов. (Шамаили Баки Урманче в свете духовного знания) и Л.Саттарова (Об истоках искусства фаянсовой мозаики в архитектуре Золотой Орды). В ходе третьей сессии рассматривались вопросы архитектуры и народного зодчества мусульман Волго-Уральского региона. Здесь выступили: X.Надирова (Традиции в архитектуре Татарстана и ислам); Г.Айдарова (Столичный исламский город Среднего Поволжья: традиции и влияния); Г. Нугманова (Стилистические направления в архитектуре мечетей Казани) и А. Саттаров (Перспективы развития исламского культового зодчества в Татарстане).
Во второй день анализировались культурологические аспекты ислама. "Исламская традиция в музыкальной культуре. Синтез искусств" - так звучала тема четвертой сессии, в ходе которой выступили М.Нигмедзянов (Ислам в развитии татарской народной музыки); М.Шамсутдинова (Маулид-байрам у мусульман России. Эстетические аспекты); Г.Сайфуллина (Звуковое искусство в традиционной татаро-мусульманской культуре); Г.Макаров (Классические инструментальные традиции мусульманского Востока в старотатарской музыкальной культуре); М.Хакимова (Сравнительно-типологический анализ музыкальных жанров периода Казанского ханства как образцов городской мусульманской культуры); М.Мураки из Москвы (Влияние космологии на учение о музыке «Братьев Чистоты»); Д.Гусейнова из Москвы (Художественное своеобразие мистериального представления «та-'зие»); Л. Бородовская (Символические образы ислама в произведениях композитора М.Шамсутдиновой); Б.Галеев (Компьютерная инсталляция «Звучащий шамаил») и А.Ризаева. из Москвы (Проблемы арабского кинематографа на примере Марокко).
Эта сессия была самой многочисленной как по числу докладчиков, так и по числу участников. Сессия "Музейные коллекции по исламской культуре" имела особый интерес для музейщиков, как татарстанских, так и гостей из других городов России. Здесь было заслушано 4 доклада: Е.Ключевской (Искусство мусульманского Востока в трудах Б.П.Денике); Г.Муханова (Роль Национального музея РТ в сохранении и популяризации культурного наследия мусульманского населения Поволжья); И.Мингазовой (Татарская мусульманская культура в экспозиции Музея национальной культуры НКЦ «Казань») и Р.Абзалиной ("Мусульманская" коллекция в Национальном музее РТ).
После выступления докладчиков проходило обсуждение заявленных научных позиций, а общее подведение итогов состоялось в завершение симпозиума, 11 января.
У МУЗЕЙЩИКОВ ЕСТЬ СВОЙ СОЮЗ
С 8 по 11 января гостями Казани, кроме М.Пиотровского и сотрудников Государственного Эрмитажа, были члены президиума Союза музеев России - руководители ведущих музеев РФ, а также представители Министерства культуры Российской Федерации.
Казань стала местом выездного заседания президиума, которое состоялось 10 января в Национальном музее Республики Татарстан. В нем приняли участие руководители музеев РТ, представители Министерства культуры республики, администрации Казани.
Совет музеев – новая общественная организация, объединившая российских музейщиков. Ее президентом избран Михаил Пиотровский. В Президиум входят 26 человек, в том числе Геннадий Муханов, генеральный директор Национального музея Республики Татарстан.
Организации, подобной этой, в России не было никогда. Впервые музеи, как носители исторической памяти народа, решили объединиться, чтобы вместе представлять и защищать свои интересы. Во время всероссийского совещания музеев, проходившего в декабре 2000 года в Санкт-Петербурге, по инициативе ряда ведущих коллективов было принято решение создать Союз музеев России.
Эта организация призвана объединить усилия музеев в освоении новых форм работы, сформировать объективный образ музея в общественном сознании, повысить престиж музейных профессий. Она ставит перед собой задачу расширить взаимные связи музеев страны, способствовать повышению их социальной роли, привлечению внимания властей к своим проблемам и нуждам. Музеи, хранители бесценных памятников искусства, истории, материальной и духовной культуры – основа преемственности общественного развития, гарантия сохранения культурного многообразия. Без передаваемого ими из поколения в поколение духовного богатства страны сотрется историческая память народа, станет невозможным поступательное развитие общества. Фактически, только в музее современный житель России может в полной мере ощутить причастность к национальной культуре своего народа.
Однако, служа государству и обществу, музеи России не смогут сохранить собранные в них сокровища и сохраниться сами без помощи государства и общества. Они нуждаются не только в финансовой и материальной поддержке государства, но, может быть, в первую очередь – в понимании властями всех уровней особенностей многосторонней деятельности музеев. Не случайно любое предприятие, банк, корпорация, государственное или общественное заведение рано или поздно начинают создавать свой музей, чтобы передать потомкам живую память о своей жизни.
Создание Союза преследует и сугубо профессиональные цели, связанные с интерпретацией современной истории России, адекватным отражением реалий информационной цивилизации XXI века в музейных собраниях и экспозициях, с интеграцией российских музеев в единое культурное пространство Европы и мира.
Учредительный съезд Союза музеев России проходил 25-28 октября 2001 года в пригороде Санкт-Петербурга - поселке Репино. На нем присутствовали более 300 директоров российских музеев из большинства регионов, в том числе Татарстана. На съезде обсуждались проекты учредительных документов, состоялась торжественная процедура их подписания.
В повестке дня заседания президиума Совета музеев было несколько вопросов. Например, речь шла об участия музеев Федерации в фестивале "ИНТЕРМУЗЕЙ", который планируется провести в Санкт-Петербурге. Кроме того обсуждались предложений по разработке законодательных актов о статусе музеев-заповедников; о создании информационного бюллетеня Союза музеев России, а также проект положения о дирекции Музейного фонда Российской Федерации.
Одной из тем повестки дня стала дискуссия о проблемах работы музеев в современных условиях острой конкурентной борьбы, когда у человека много соблазнов, в том числе интернет. Музеи могут и должны стать не только научными и образовательными учреждениями, но и крупными досуговыми центрами, ориентируясь на различные группы посетителей.
Речь шла об открытии в зданиях музеев кафе, магазинов, других учреждений, необходимых человеку во время посещения экспозиций, постоянных и временных. Но при этом все отмечали, что музей должен оставаться музеем. Местом, где человек получает информацию об истории мира, об истории своей страны и своего народа. В этом смысле М.Пиотровский подчеркивал особую роль местных краеведческих музеев, которые рассказывают об истории конкретных поселений, семей и отдельных людях.
На заседании принят регламент работы президиума Союза и утвержден план его работы на 2002 год. Общее собрание членов Союза планируется провести в мае 2002 года в Санкт-Петербурге. Там же состоится второе заседание президиума. Видимо, до этого времени будет сформирован попечительский совет губернаторов. Летом члены президиума Союза музеев соберутся в Омском государственном историко-краеведческом музее.
Разговор о сугубо профессиональных аспектах музейного дела 10 января продолжился в рамках "круглого стола". Тему "Музеи Татарстана в формировании толерантности через сближение национальных культур" решили обсудить в другой раз. Тем более что с учетом опыта работы выставки "Искусство ислама" дискуссия будет более предметной.
Обширная программа пребывания музейщиков России включала участие во многих мероприятиях, проводимых в Казани с 8 по 11 января. Кроме того они познакомились с рядом музеев Казани и Чистополя. В частности, гостей принимали Музей изобразительных искусств РТ, музеи Максима Горького и Салиха Сайдашева. В Музее Евгения Боратынского они стали участниками Рождественского вечера. В Чистополе гостям показали местный краеведческий музей и два музея, хранящие память о великих людях прошлого столетия – Гаязе Исхаки и Борисе Пастернаке.
В КАЗАНИ БУДЕТ СВОЙ ЭРМИТАЖ
М.Пиотровский и другие специалисты Эрмитажа, воспользовавшись приездом в Казань, официально оформили свои долгосрочные планы сотрудничества с Казанью. 9 января был подписан Протокол о намерениях об условиях подготовки и реализации научной, культурно-просветительной и образовательной программы "Эрмитажный центр в Казани".
Его подписали: от Государственного Эрмитажа – его директор М.Пиотровский, от Министерства культуры Республики Татарстан – министр культуры И.Тарханов, от администрации города Казани – К.Исхаков, от Института истории – директор Р.Хакимов.
Исходя из желания всемерно способствовать наибольшему ознакомлению жителей республики с хранящимися в Государственном Эрмитаже памятниками мировой культуры и искусства, расширению культурных связей между Эрмитажем и учреждениями культуры Татарстана, реализации образовательных программ, в том числе, для детей, юношества и молодежи, принимая во внимание положения Программы подготовки к празднованию 1000-летия города Казани, учитывая опыт музея Санкт-Петербурга в подготовке и реализации культурно-просветительных и образовательных программ за пределами столицы на Неве, учитывая опыт Эрмитажа в подготовке и реализации культурно-просветительских и образовательных программ по созданию экспозиций Эрмитажа в Сомерсет Хаусе (Лондон) и Эрмитаж на Амстеле (Амстердам), стороны приняли на себя обязательства участвовать в разработке программы и создании научного, культурно-просветительного и образовательного центра с рабочим названием "Эрмитажный центр" - как учреждения культуры, финансируемого из бюджета РТ.
По словам министра культуры Ильдуса Тарханова, не исключено, что Эрмитажный центр разместится в здании бывшего городского магистрата, построенного в Казани по указу Петра I (Баумана, 3). Естественно, после того, как из него выедет один из заводов АО "Татхлеб" и здание будет реконструировано.
Городские власти заверили руководство республики и Государственного Эрмитажа, что Эрмитажный центр в нашем городе откроется в 2005 году, к торжествам по случаю 1000-летия Казани. По мнению М.Пиотровского, высказанному во время пресс-конференции, которая состоялась перед открытием выставки в НКЦ, на отработку действенного механизма работы нового выставочного комплекса в Казани потребуется несколько лет. Работа двух предыдущих выставок – "Сокровища хана Кубрата" (1997 г.) и "Сокровища Золотой Орды" (2000 г.) показала, насколько серьезно подходят здесь к организации подобных мероприятий.
Организаторы и тогда, и сейчас остались вполне удовлетворены и системой охраны бесценных экспонатов (по оценке М.Пиотровского – по самым высоким европейским стандартам), и информационным обеспечением, включающим издание афиш, буклетов и каталогов, а главное – взаимодействием с местными музейщиками. Что в Музее изобразительных искусств РТ, где работали обе предыдущие выставки, что сейчас в НКЦ "Казань".
Реставрационную подготовку экспонатов из Эрмитажа осуществили художники-реставраторы отдела научной реставрации Эрмитажа, они были упакованы работниками компании "Хепри", которая также отвечает за транспортировку произведений искусства из Санкт-Петербурга в Казань и обратно.
Нет сомнений, что с открытием Эрмитажного центра, главным направлением его деятельности будет организация регулярных художественных выставок произведений из собраний Эрмитажа и музеев Татарстана. В частности, обсуждалась возможность экспонировать в Казани художественные полотна в жанре натюрморта. Время открытия Эрмитажного центра, даже предположительно, сейчас определить трудно. Однако и без выставок у Казани и Санкт-Петербурга есть много общих задач.
Согласно Протокола о намерениях, программа сотрудничества предопределяет, кроме выставочного, следующие направления деятельности:
– научная деятельность, включающая в себя реализацию специальных научных программ, в том числе, подготовку и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов, других форм общения и обмена информацией научных сотрудников, взаимных стажировок научных сотрудников музеев двух городов;
– научно-реставрационная деятельность, включающая в себя специальные программы подготовки художников-реставраторов музеев РТ;
– научно-методическая деятельность, включающая в себя, в том числе, специальные программы оказания консультативной помощи научных сотрудников и художников-реставраторов Эрмитажа сотрудникам музеев и других учреждений культуры РТ;
– образовательная деятельность, включающая в себя специальные образовательные программы, в том числе, для детей, юношества и молодежи, включая организацию специальных образовательных поездок групп учащихся Школьного центра Государственного Эрмитажа в Татарстан, и учащихся школ республики – в Санкт-Петербург; – другие формы культурно-просветительной деятельности, в том числе, комплексные программы, включающие в себя музыкальные фестивали и концерты, проводимые в Татарстане и Санкт-Петербурге с участием оркестра Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерити», Государственного струнного квартета Республики Татарстан, муниципального оркестра «Ля Примавера» (Казань) и других творческих коллективов и исполнителей.
В целях подготовки и обсуждения концепции программы "Эрмитажный центр" и задания на возможное архитектурное проектирование в I - III кварталах 2002 года будут проведены рабочие встречи как в Казани, так и в Санкт-Петербурге представителей обеих сторон с приглашением представителей архитектурных мастерских, образовательных и культурно-просветительных фондов, творческих объединений, образовательных, концертных и иных организаций. Стороны пришли к соглашению, что проект программы будет проходить экспертизу в установленном законом порядке, будет обсуждаться общественностью.
Подготовка и реализация программы "Эрмитажный центр" будет осуществляться при поддержке постоянного представительства Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для реализации Протокола о намерениях в двухмесячный срок, то есть к марту 2002 года, будет создана рабочая группа. Кроме того был подписан Протокол о намерениях об условиях подготовки и реализации культурно-просветительной программы Государственного Эрмитажа и Казанского Совета народных депутатов «Эрмитаж - Казань», который конкретизирует задачи, поставленные в главном Протоколе.
Напомним, что Государственный Эрмитаж уже имеет соглашения о сотрудничестве с Министерством культуры Республики Татарстан, Институтом языка, литературы и искусства.
Гости из Санкт-Петербурга отбыли домой, пообещав казанцам привезти сюда еще 8 выставок из фондов Эрмитажа.
«Казанские истории», №2-3, 2002 год