Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
2000 – Президент М. Шаймиев, поддерживая инициативу республиканских общественных объединений, объявил 2001-й Годом молодежи в Республике Татарстан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Казанская Богородица» все-таки возвращается
- Любовь АГЕЕВА
- 18 июля 2005 года
Где будет установлен список Казанской иконы Божией матери, в случае если Патриарх Московский и всея Руси Алексий II привезет ее в Казань, еще не ясно, сказал секретарь Казанского епархиального управления Александр Павлов на пресс-конференции, посвященной открытию главного православного собора Татарстана, в Агентстве РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа» 18 июля 2005 года.
СМИ оповестили россиян о том, что икона Казанской Божьей Матери, которая находится в личных покоях Папы Римского, скоро будет возвращена в Россию. Иоанн Павел II решил-таки расстаться с иконой, и скоро делегация из римских кардиналов привезет ее в Москву.
Первоначальным условием ее возвращения был визит папы Римского в Россию. Теперь официально заявлено, что, хотя Понтифик на российскую землю и не ступит, икона вернется домой. Вопрос – куда?
Скорее всего, именно казанские «эмиссары», посетившие Ватикан в 2000 году, подвигли святого отца на это решение. Но поселится ли икона в Казани, пока доподлинно не известно. Икона будет передана руководству Русской православной церкви, и оно будет решать, что с ней делать дальше. Миряне должны смиренно принять любое решение Московской патриархии. Символично, что этот долгожданный акт состоится 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. Это праздник, означающий конец страданий, начало новой жизни.
«Икона должна быть доступна верующим, то есть перед ней должны совершаться богослужения. Благовещенский собор будет открыт для поклонения только на Пасху и Рождество, поэтому там икона пребывать не может», – сказал Александр Павлов.
Он заявил также, что в Казанской епархии не располагают точной информацией о том, привезет Патриарх список иконы или нет, однако известно, что Алексий II решил, что Казанскую икону Божией матери необходимо разместить в том месте, где она явлена, то есть в Богородицком монастыре.
«Решение Патриарха для Казанской епархии закон», – подчеркнул Александр Павлов. По словам секретаря Казанского епархиального управления, среди возможных мест временного пребывания списка иконы рассматривался Зилантов монастырь и другие православные храмы Казани, но Раифского монастыря среди них нет.
Теперь доподлинно известно, что икона из Ватикана не является подлинником XVI века, а значит, она никак не может быть той самой, которую в июне 1904 года злоумышленники похитили из собора Богородицкого женского (девичьего) монастыря в Казани. Специальная комиссия с участием представителей России, в апреле 2003 года исследовав святой образ, пришла к выводу, что это один из многочисленных списков Казанской Богоматери, сделанных «не позже начала XVIII века». Один такой список уже находится в Казани.
Напомним, что в июне 2002 года московские специалисты обследовали икону из храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Как оказалось, она тоже датируется XVIII веком. Зная о заключении специалистов, Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, сказал журналисту «Эфира», что Ватиканская икона к Казани не имеет никакого отношения. Однако глава администрации города Камиль Исхаков, собрав 15 июля журналистов на пресс-конференцию, не был столь категоричен. Неопределенное – «не позже начала XVIII века» в заключении специалистов по-прежнему питает его надежды на возвращение чудотворной иконы «к месту обретения.
Возможен, на его взгляд, даже такой вариант – церемония возвращения иконы будет происходить на казанской земле. Естественно с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия, как он сам однажды предположил в разговоре с К.Исхаковым. Камиль Шамильевич так зримо все это представил…
Правда, тут же иронично подвел итог: «Размечтался…».
А уже вечером собственный корреспондент ИТАР-ТАСС Николай Сорокин сообщил казанцам через программу «Город», что решение о возвращении иконы в Казань принято: новость сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров. К.Исхаков напомнил журналистам, что папа Римский готов был по дороге в Монголию сделать остановку в Казани, чтобы передать икону православным верующим нашего города, но в дело вмешалась большая церковная политика. Разногласия между Папским престолом и Московской патриархией не позволили этому факту свершиться.
Журналисты оказались людьми прагматичными, а потому их вопросы касались практических сторон этого события. Какой храм примет чудотворную икону, если уже 28 августа она прибудет в Казань? Готов ли город к массовому наплыву верующих, которые решат поклониться святому образу? Вопросы, еще вчера казавшиеся чисто теоретическими, сегодня приобретают пугающую актуальность.
Мэр Казани сообщил, что в случае, если Ватиканская икона будет передана Казанской епархии, она будет временно находиться в действующей церкви (в какой конкретно, пока не решено, но «вариантов решения этого вопроса много»), а после реконструкции сохранившегося храма Богородицкого монастыря ее «дом» будет там.
Как сообщил К.Исхаков, подготовка к встрече иконы идет уже давно: изучены архивные документы, фрагменты киота той самой, украденной иконы (они хранятся в Национальном музее РТ). Новый киот будет хотя и современный, обеспечивающий безопасность иконы, но сделан по образцам старинного.
Специальный киот предусмотрен и в Благовещенском соборе, где икона будет находиться во время крупных православных праздников.
Глава администрации лично побывал в крупных паломнических центрах, созданных на месте явления Божьей Матери – во французском Лурде и испанской Фатиме. Изучал опыт их работы. Из выступления мэра вытекало, что о восстановлении церкви Николы Тульского, месте первого пребывания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, разговор пока не идет. Вряд ли возможно воссоздание собора Казанской Божьей Матери, где «жила» икона до похищения. Строительство каменного храма, первый камень в фундамент которого заложил император Павел I, приехавший в Казань специально для этого, началось 30 мая 1798 года. Храм находился на том месте, где в тридцатых годах ХХ века построили три кирпичных «хрущевки». А собор взорвали…
С воссозданием всего комплекса Богородицкого монастыря пока придется повременить. «Мы движемся в этом направлении шаг за шагом», – сказал К.Исхаков. Пока на очереди – реконструкция Крестовоздвиженской церкви на Большой Красной, где сейчас находится факультет русской филологии педагогического университета.
Как выяснилось, факультет уже сидит на чемоданах: для будущих педагогов строят новое здание – на углу улиц Кирова и Межлаука. На том месте, где была обретена икона, планируется построить часовню. Там произведены археологические раскопки. Есть желание восстановить монашеские кельи – в этом здании долгие годы было общежитие.
Пока не решен вопрос с отселением табачной фабрики. Все это требует огромных денег, а пока рассчитывать приходится только на бюджет, лучше – федеральный, поскольку храмовый комплекс включен в целевую программу сохранения исторического центра Казани.
Как заметил К.Исхаков, культовые учреждения и в Татарстане, и в России восстанавливаются в основном на деньги государства. Конечно, есть в этом историческая справедливость, поскольку забирали в первые годы советской власти не развалины. Однако нельзя с грустью не заметить, что не находится среди новых богатых – русских ли, татар ли – крупных благодетелей. Видать, у них другие отношения с Всевышним, чем у предшественников – купцов и промышленников дореволюционной России.
Очень хочется верить, что основания для оптимизма, которым журналистов зарядил К.Исхаков, все-таки есть. Как бы там ни было, у всех православных в России – большая радость. Тем более важно, что новость эту мы узнали в преддверии 21 июля – праздника явления Казанской иконы Божией Матери.
Мы можем гордиться тем, что Казанская икона получила не только общероссийскую, но и мировую известность. И не столь важно, возвращается та самая икона или другая. Важно, что возвращается… Даже если Ватиканская икона «поселится» не в Казани, повода для огорчения нет. Как верно заметил на пресс-конференции Камиль Исхаков, Казань в любом случае остается городом явления образа Богородицы. А такое случалось в истории христианства считанные разы.