Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Рушан Шамсутдинов: «Ни на что не променяю историю своих предков»
- 06 августа 2014 года
Есть мастера, которые своим творчеством возвышают культуру народа, дают мощный толчок духовной жизни общества. Такие люди – гордость нации. Известный художник Рушан Шамсутдинов – один из них.
В книге «В мире истории», которая издана в 2002 году на трех языках – татарском, русском и английском, можно прочитать его биографию, многочисленные иллюстрации дают полное представление о его творчестве.
Рушан Галяфович Шамсутдинов родился 25 ноября 1946 года в Казани. Древние улицы и дома Татарской слободы, являющиеся неотъемлемой частью прошлого нашего народа, очень сильно повлияли на тонкую душу мальчика.
В течение столетий род Шамсутдиновых дал много именитых личностей. Среди них были ученые и педагоги, видные предприниматели и религиозные деятели, врачи и музыканты. Род матери – Амины апы, любящей и ценящей музыку, корнями уходит к личности мирзы Сагита, жившего в период Казанского ханства, и переплетается отдельными нитями с родословной Каюма Насыри.
Бабушка со стороны матери была акушеркой, а дед Габрахман преподавал в медресе. Его отец – ахун Мухамед Юсуф хазрат – известен как попечитель детдомов, награжденный Золотой медалью из рук царя. Все они родились в Казани. Бабушка и дедушка художника со стороны отца – Бадриджамал апа и Гайнетдин ага – выходцы из Апастовского края, также образованные люди. Бадриджамал апа любила музыку – играла на курае, аккордеоне, баяне и мандолине. Эта ее любовь к музыке перешла и к сыновьям: отцу Рушана – Галяфу и его брату – Исмаю, который в последующем стал признанным композитором и музыкантом.
Вот в такой высококультурной среде, сохраняющей древние национальные традиции, формируется и взрослеет будущий художник.
В 1961 году он поступает в Казанское художественное училище, начинает выставляться на республиканских, зональных и всесоюзных выставках. Именно в это время Рушан заинтересовался темой, которая в свое время пугала даже именитых мастеров кисти («Прощание Сююмбеки с мужем – ханом Сафа-Гиреем»). Но сюжеты его работ не умещались в традиционные рамки. Рушан вынужден был поменять тему. Картина «Джалиловцы» в 1966 году стала его дипломной работой.
Шамаиль "Пророк"
В 1968-м Шамсутдинов начинает работать в Татарском книжном издательстве художником-оформителем. В 1974-м удостаивается третьей премии конкурса «Казанский сувенир». В 1981-м получает диплом Московского полиграфического института, получив специальность художника-графика.
К настоящему времени свет увидели более трехсот книг, оформленных им. Это избранные произведения Акмуллы, четырехтомник Н.Исанбета, двухтомник С.Хакима, антология татарских пьес, сборники стихотворений Х.Туфана, проза С.Баталла, научные произведения Р.Фахретдина и другие. Он создал иллюстрации к произведениям Меджлиси, Котби, Фирдоуси и других произведений национального наследия.
С конца 1991 года он работал в журнале «Мирас». В 1993-м был назначен главным художником Татарского книжного издательства и заведующим художественно-графической редакцией. Его персональные выставки были организованы в 1993-м (в Музее Г.Тукая), 1995-м (в Национальной библиотеке РТ), 1996-м (в Выставочном зале Союза художников РТ), 2000-м (Музей Ш.Камала).
Творчество Шамсутдинова многогранно. Он пишет пейзажи, портреты, шамаилы, рисует плакаты, готовит открытки-буклеты, делает товарные знаки. Им создано около тридцати товарных знаков, они включены в международный каталог.
«Творчество Рушана Шамсутдинова представляет собой яркое явление в отечественной культуре нашего времени, – пишет в предисловии народный художник СССР, действительный член Академии художеств РФ Харрис Якупов. – Как художника его занимают проблемы культурно-исторической эволюции не только татарского, но и всех народов, входящих в общее понятие «тюркский мир».
Р.Шамсутдинова увлекает ретроспективность. Будучи одновременно и исследователем, художник углубляется в языческую и мусульманскую древности и создает ряд графических и живописных работ совершенно нового, особенного понимания историзма.
Живописный темперамент художника всегда связан с поэтическим даром. Он и творит как поэт. В своих произведениях неиссякаемо изобретателен: в них изображение и поэзия дополняют друг друга. Эти стороны его творчества отчетливо проявились в графических сериях и иллюстрациях к литературным произведениям: в эпосе «Идегей», в поэме Кул Гали «Книга Юсуфа», в сборнике «Пять богатырей», в книгах «Мусульманские праздники», «Булгарские ханы», «Ханы Золотой Орды», «Казанские ханы», «Поэты прошлого, «Героические предки».
Обложка альбома Рушана Шамсутдинова
Произведения Рушана Шамсутдинова – это всегда нечто новое, то, с чем вы не сталкивались никогда и нигде. У него свое видение этого удивительного мира, где есть восходы и закаты, леса и поля, великая река Итиль, жизнь и смерть, герои и полководцы, кровавые битвы, пожары в разрушенных городах, степи, где никнет ковыль и станут тела убитых, бесконечно глубокое небо с летящими ангелами и пророками. Художник показывает нам быт и нравы наших предков с таким трепетным волнением и таким изобилием подробностей, что власть прошлого окончательно овладевает нами».
Его образы завораживают нас, влекут в самые дальние дали, в глубь исторического бытия, к истокам народной судьбы. Только в том случае, когда мы глубоко проникнемся народным духом, хорошо изучим свое прошлое и научимся использовать накопленный опыт, мы сможем построить будущее, добьемся красоты – тем самым сможем предотвратить любую катастрофу.
«Казанские истории» не раз обращались к творчеству Рушана Шамсутдинова, иллюстрируя его картинами и портретами материалы на исторические темы. Вы видите его работы и в нынешнем номере, а потому мы сочли уместным рассказать о художнике.
«Казанские истории», №10-14, 2005 год