Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В большой истории нет места для маленького города

По книгам о Татарской Автономной Советской Социалистической республике, изданным в годы советской власти, судить об истории Казани средних веков практически невозможно. Об отдельных фактах можно только догадываться.

В книге «История Татарской АССР» 1968 года издания известный казанский ученый-археолог Альфред Халиков, автор глав об истории средних веков, сообщает, что в XII – начале XIII века происходит небольшое расширение северных границ за счет освоения правого берега Камы и низовий реки Меши. «Результатом развития ремесла и торговли явилось возникновение в X веке городов и поселков городского типа». Среди ведущих городов называются Булгар, Биляр и Сувар. Они были окружены мощными земляными валами, по которым шли высокие дубовые стены с башнями. Несколько меньшими по площади были города – центры небольших княжеств. Многочисленную группу составляют небольшие, но очень сильно укрепленные двумя-тремя рядами валов, феодальные замки, обычно окруженные несколькими неукрепленными селами. На окраинах булгарских земель выделяются городки – военные крепости с мощными оборонительными сооружениями. Такие крепости были на Каме, например, Чертово городище у Елабуги и на Волге – Кабанское около Казани.

Большинство домов было деревянными, хотя в X веке еще встречались и легкие переносные юрты. Дома знати и купцов нередко сооружались из сырцовых кирпичей.

В статье о политическом строе Булгарии времен Золотой Орды упоминается город Кирман, где в середине XIII века булгарские князья восстанавливают чеканку монет на основе местной денежной системы. В этом номере нам еще встретится город с таким названием. В статье «Судьба булгарских городов» снова находим это слово – «Кирман» как центр удельного княжества. Тут же упоминается новый город Иски-Казан.

Приведем цитату из этой книги, которая дает представление о новых городах, имея в виду то, что одним из них могла быть древняя Казань:

«Характерной особенностью этих городов является увеличение размеров кремлей, вокруг которых концентрируются обычно неукрепленные посады. Раскопками в Иски Казани открыты остатки деревянных домов, а также металлургических и гончарных горнов. Следовательно, эти города возникают не как крепости, а в первую очередь как ремесленные центры».

Город с названием «Казань» датирован в этом издании последней четвертью XIV – началом XV века. Уже как центр Казанского княжества, вокруг которого начинает консолидироваться население Булгарии в поисках спокойной жизни. Последнее упоминание о древнем Булгаре относится к 1431 году, когда князь Федор Пестрый окончательно разрушил город.

В Казани создается мощный экономический и политический центр.

«Ослабевшая под ударами русских князей, нанесших под руководством Дмитрия Донского в 1380 г. жестокое поражение войскам Мамая на Куликовом поле, а также внутренними феодальными распрями, Золотая Орда уже не была в силах препятствовать стремлению казанских князей к экономической и политической самостоятельности».

Начинается возвышение Казанского княжества и его столицы – Иски Казани. На первых порах город традиционно сохраняет имя прежней столицы – Булгар (Булгар аль-джадит, Новый Булгар). Также традиционной остается материальная и духовная культура и этнический состав населения, в коренной своей части представляющего потомков населения Волжской Булгарии.

В издании 1973 года сведений и того меньше – эта книга раза в два тоньше. Здесь нет даже намека на Казань до XIV века. Правда, в качестве нового города упоминается Иски-Казан. Есть также ссылка на Кабанское городище, где были найдены надгробья сына эмира Хасан-бека и внучки – принцессы Алтын Бертек (Золотая Крупица). Казань появляется во второй половине XIV века – уже как центр Казанского княжества.

Примечательна глава о средневековой Казани в издании 1980 года, тоже написанная А.Халиковым. Вышла эта книга уже после того, как казанские ученые нашли доказательства 800-летнего возраста Казани и научный мир им не поверил. Зная, как серьезно в то время проверялись не только учебники, но даже обычная литература, диву даешься, как Альфред Хасанович сумел, а научный редактор, профессор М.К.Мухарямов разрешил написать такую крамолу: «В XII в. на северо-западной границе Булгарии закладывается крепость Казань».

Слава об искусстве булгарских строителей была настолько распространенной, что они приглашались воздвигать белокаменные здания в городах Владимиро-Суздальской Руси. Автор называет города: Сувар, Джукетау и древнюю Казань.

В 1988 году в Татарском книжном издательстве выходит первый том двухтомника «История Казани», подготовленный авторским коллективом Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР. И здесь автор главы о средневековой Казани – Альфред Халиков, который настаивает на своей дате основания Казани – 1177 год.

Ученый, однако, не скрывает, что «не все историки соглашаются с этой датой основания города, но в последнее время получен ряд существенных, как археологических, так и общеисторических, данных, которые позволяют считать указанную дату (1177) наиболее реальным временем основания города Казани». Халиков ссылается на свою статью «О времени, месте возникновения и названия города Казани», опубликованную в 1976 году в книге «Из истории культуры и быта татарского народа и его предков».

Как видим, казанские ученые, особо не стремясь изменить мнение московских коллег по поводу новой даты основания Казани, здесь, в Казани, продолжали следовать выводам А.Халикова и его коллег.

 «Казанские истории», №10-14, 2005 год