Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сначала была Иски Казан
- Равиль Фахрутдинов
- 30 августа 2005 года
Среди ученых, которые не были согласны с результатами исследований А.Халикова и публично возразили против проведения юбилейных торжеств по случаю 800-летия Казани, был кандидат исторических наук, археолог из Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова КФАН СССР Равиль Фахрутдинов.
В одной из папок Государственного архива историко-политической документации РТ, в которых собраны материалы, рассказывающие о подготовке к юбилейным торжествам (1975-1976), мы нашли печатную рукопись ученого, которая представляет несомненный интерес для наших читателей.
О времени возникновения Казани имеются самые различные противоречивые мнения. Несоответствие взглядов объясняется в основном разнообразием источников, породивших в целом две противоположенные теории по вопросу возникновения города Казани: золотоордынскую и булгарскую.
Теория золотоордынского происхождения Казани была наиболее широко распространена в дворянской и буржуазной историографии (зарубежной и отечественной). В определенной степени ее придерживались также некоторые советские историки. Данная теория, в свою очередь, подразделяется на два варианта. Сторонники первого варианта считают, что основателем Казани является Казан хан. С полной уверенностью можно сказать, что мнение о построении Казани «Казан ханом» основано лишь на внешнем лингвистическом сходстве этих слов и не может быть принято в науке (в истории известен Казан хан, однако он был не из Джучидов Золотой Орды, а выходцем из династии Хулагидов из далекого Ирано-Азербайджанского государства. Это был сын Аргун хана сына Хулагу хана).
Более широко распространенным является второй вариант золотоордынской теории. Его сторонники, основываясь на так называемой «Казанской истории», считают основателем Казани Саин хана сер.XII в.
Как известно, «Казанская история» («Сказание о царстве казанском», «Казанский летописец») создана вскоре после присоединения Казани к русскому государству, в 1562-1564 гг. Нам хочется отметить, что нельзя считать ошибочным все то, о чем говорится в «Казанской истории». Описание событий XIV в., особенно тех, очевидцем которых был сам автор, сделано с большой наблюдательностью. К тому же свои наблюдения он подкрепил и дополнил сведениями значительного количества русских летописей. Необходимо обратить внимание на одну существенную деталь: эти сведения не подтверждаются ни одним другим источником – ни русским, ни татарским и ни арабо-персидским, оставившим какие-либо сведения по истории Казани.
Сравнительно молодая по своему происхождению, выдвинутая и развитая в основном казанскими учеными, теория булгарского происхождения города Казани уже прочно входит в советскую историографию. Источником для нее послужила татарская летопись под названием «Дафтар-и Чингиз-наме» (или, как ее называют часто, «Дастан Акксак Тимур» по наименованию одной главы, составленная на рубеже XVII-XVIII вв.). Молодость этой теории объясняется главным образом молодостью ее источников, начавших входить в научный оборот лишь с конца прошлого столетия.
Несмотря на ошибки летописей и легенд, в большинстве случаев в них отмечается одинаковое время существования Старой (104 года) и Новой (158 лет) Казани. Если из 1552-го, то есть года взятия Казани Иваном Грозным, убавить 158, получится 1399, другими словами – год основания Новой Казани по татарским летописям. На первый взгляд должен был получиться 1394 год, однако здесь нужно учитывать, что мусульманский лунный год на 11 дней короче христианского солнечного. Следовательно, Новая Казань по татарским летописям имеет две даты: 1399 и 1402 гг.
В двух вариантах «Дастана» – вариантах Сейфуллы Ибн Саида и Зиганшина – годом возникновения Старой Казани отмечен 1300. Следовательно, для Иски Казани имеются три сходные даты: 1298, 1300, 1301. Можно обратить внимание на небольшую разницу между ними.
(По данным Р.Фахрутдинова, гибель крепости связана с событиями 1552 года, когда острог бы взят штурмом и разрушен русскими войсками, наступающими на Арск. Впоследствии Иске-Казанские земли были переданы во владение князя Камая и его наследников, и жизнь в Урматском поселении и Камаевском городище прекратилась – Ред.).
Нам остается решить, что взять за исходную дату Новой Казани: 1395 или 1399. Нам думается, что нужно остановиться на 1395 годе, прежде всего потому, что под этой датой мы впервые встречаемся с Казанью в большом числе летописей.
Однако все вышесказанное отнюдь не сводится к отрицанию существования Казани до 1395 года. Если в русских летописях Казань не фигурирует в XIV или в конце XIII века, то это потому, что она находилась в стороне от больших водных путей в виде Камы и Волги, где были расположены крупные булгарские города, на которые обращали внимание летописцы при описании событий внешнеполитического характера. Как мы видели из сообщений татарских источников, Казань вначале была построена именно в стороне от таких больших водных магистралей.
Центром новых булгарских земель в Заказанье была Иски Казань, являющаяся тогда крупным средневековым городом с большой площадью (1200000 кв.м). Археологический материал не только свидетельствует о построении Иски Казани булгарами, но и уточняет ее датировку. Самый древний булгарский камень, сохранившийся до настоящего времени – эпиграфический памятник размерами 145х35х17 см., датированный Г.В.Юсуповым 680 годом, то есть 1281 годом нашего летоисчисления. Этот эпиграфический памятник является более надежным и точно датированным источником.
Наконец, остается выяснить последний вопрос: можно ли вести историю города Казани с периода возникновения и существования Иски Казани? Нам думается, что можно, и есть все основания принимать Старую и Новую Казань за одно целое. Первоначальной Казанью считали Иски Казань все те историки, археологи и краеведы-путешественники, которые ее исследовали или, побывав там, собрали о ней исторические фольклорные материалы (автор называет 23 фамилии – Ред.).
Наконец, Иски Казань весьма почитается местным татарским населением, считающим ее своей святыней. Про Иски Казань созданы многочисленные легенды и предания, нашедшие яркое освещение в русской и татарской литературе.
Подведем краткий итог. Казань была построена булгарами не позже 1281 г. Основываясь на этом, можно отметить 700-летний юбилей Казани в 1981 г.
Равиль ФАХРУТДИНОВ
Фонд 26, оп. 43, дело 577а, лист 134 – 166.
«Казанские истории», №10-14, 2005 год