Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Картины, полные достоинства и величия духа предков
- Марина ЕГОРОВА
- 07 августа 2014 года
Очередную свою выставку казанский живописец Фиринат Халиков посвятил юбилею татарстанской столицы, назвав ее трогательно – «Казань вечная». Выставка работала в марте 2005 года в НКЦ «Казань».
И действительно, практически все 32 полотна, включенные в экспозицию, рассказывали об истории нашего города, ее светлых и трагических страницах.
Художник, активно сотрудничая с учеными, архитекторами, археологами, сотрудниками музеев, одним из первых в Татарстане начал масштабно трактовать историю тысячелетней Казани.
«Вечная Казань» – серия картин написанных за период с 1997 по 2004 год. Живописец впервые в истории изобразительного искусства и искусства Татарстана в целом сделал пытку на научной основе воссоздать облик древней Казани с момента ее возникновения в X веке и до периода присоединения к Р уси в XVI веке (картины «Светозарная Казань», «Казанский Кремль зимой», «Приезд послов из Москвы»). Им раскрываются такие, ранее замалчиваемые периоды истории татарского народа, как эпоха Золотой Орды и Казанского ханства. Художник проявил себя как замечательный мастер психологической драмы и батальных сцен (картины «Суд хана», «Прощание Сююмбике», «Сдача хана Ядыгара», «Взятие Казани» и др.).
Образ безвозвратно утерянного города вызывает чувство гордости у зрителя за легендарное прошлое.
Как считает искусствовед Р.Шагеева, Халиков оказался одним из первых в татарском искусстве художников, освоивших в целом частично утерянную с эпохи Фешина и Бенькова систему канонов классического реалистического искусства, стоящуюся на тональной живописи, безупречном знании рисунка и световоздушной перспективы. «Его картины, полные достоинства и величия духа предков, несут громадное нравственно-воспитательное значение и служат формированию нового поколения, не обремененного предвзятостью в отношении к тем или иным народам и фактам истории и не терпящего идеологической фальши.
Он поднял целый самостоятельный пласт в искусстве, решив задачи огромного гражданственного и научного значения в сфере исторической картины. Об этом свидетельствует востребованность его произведений на выставках общенационального и международного уровня, где они, как правило, составляют ядро экспозиции (выставка «Древняя Казань» совместно с Эрмитажем, Государственным русским музеем, ГИМом, 1999 г.; «Ислам и духовная культура татарского народа», Москва, 2000 г.; «Казани 1000 лет»; экспозиция в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж, 2001; выставка в залах Академии художеств. Москва, 2004).
Картины-реконструкции, являющиеся своеобразным портретом домонгольского, золотоордынского и ханского этапов истории татарского народа, находятся в основных экспозициях и хранятся в фондах крупнейших музеев Татарстана. Произведения Халикова украшают помещения общественных, государственных и правительственных зданий столицы республики – Казани, а также ряд представительств и посольств за пределами республики. Картина «Взятие Казани» находится в галерее Президента Республики Татарстан.
«Казанские истории», №10-14, 2005 год