Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Август 2022 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1930 – Опубликовано постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 30 июля 1930 о передаче клиник высших медицинских учебных заведений и медицинских факультетов университетов в ведение местных органов здравоохранения

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Историческая география Среднего Поволжья — международный симпозиум 1998 года

«Историческая география,  торговые пути и города Среднего Поволжья IX - ХII веков»— так назывался международный симпозиум, который проходил в Казани с 8 по 10 сентября 1998 года.

Он был организован Институтом истории Академии наук РТ, Казанским государственным университетом и Обществом востоковедения РАН при организационной и материальной поддержке Казанского Совета народных депутатов. В его работе приняли участие ученые из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Перми, а также из различных научных учреждений Украины, Азербайджана, Узбекистана, Чехии, Венгрии, Швеции, Финляндии, Египта, Ирана и других стран.

Первый блок проблем, обсуждавшихся участниками симпозиума, был связан с источниковедческими аспектами изучения Волжской Булгарии. По этой теме с интересными докладами выступили московские и петербургские ученые Т.М.Калинина, Т.Н.Джаксон, И.Г.Коновалова, А.Б.Халидов, А.В.Гадло др. Дискуссия разгорелась вокруг некоторых положений доклада М.З.Закиева, пытавшегося локализовать легендарную Биармию скандинавских саг на обширной территории Средней Волги, Верхнего Прикамья и севера Восточной Европы. Данная точка зрения, высказанная еще Н.М.Карамзиным в начале XIX в., не находит подтверждения в источниках и поэтому, как подчеркивалось выступавшими (Т.Н.Джаксон, И.Л.Измайлов и др.), должна быть отвергнута.

Второй круг проблем включал в основном доклады археологов, в которых рассматривались широкие международные связи Булгарского государства с сопредельными регионами, со странами Востока и Запада. Новые факты о роли и значении Балтийско-Волжской магистрали в международной торговле, в возникновении и становлении средневековых городов Восточной Европы содержали доклады Е.А.Мельниковой, А.Н.Кирпичникова, И.В.Дубова, Е.П.Казакова и И.Л.Измайлова. С интересом были заслушаны также выступления И.Янссона, Т.Тальвио, посвященные роли Волжской Булгарии в восточной торговле скандинавских стран. Следует отметить доклады А.П.Моци, А.М.Белавина, И.Сламы, И.Фодора, Ч.Балинта и др., в которых освещались малоизученные стороны международных связей народов нашего региона в свете новых данных, накопленных в последние годы исторической наукой. Участники симпозиума в своих выступлениях неоднократно подчеркивали актуальность и необходимость дальнейшего изучения темы «Международные торговые пути и возникновение средневековых городов».

Большой интерес вызвали выступления участников круглого стола по теме «Средневековая Казань: возникновение и развитие». Основные доклады на нем сделали Ф.Ш.Хузин и С.Г.Кляшторный, содокладчиками выступили Я.Хаскова, Д.Г.Мухаметшин и А.Г.Мухамадиев. На основе новых археологических материалов, добытых раскопками Казанского Кремля в 1994-1998 гг., Ф.Ш.Хузин предложил «удревнить» возраст города Казани до рубежа Х-ХI вв. Он охарактеризовал древнюю Казань как укрепленное поселение (военная крепость) и центр торговли на северной границе Волжской Булгарии. Данное заключение было подкреплено некоторыми нумизматическими находками (сообщения Я.Хасковой и Д.Г.Мухаметшина) и анализом сочинения Ибн Фадлана, проведенным египетскими учеными (сообщения А.Совелама и М.Гамаледдина).

В прениях по докладам А.Н.Кирпичников, А.П.Моця и А.М.Белавин высоко оценили открытия казанских археологов на территории Кремля, высказали пожелание дальнейшего продолжения работ в этом направлении и скорейшей публикации материалов экспедиции. А.Н.Кирпичников, кроме того, обратил внимание на важное значение радиоуглеродных дат для определения времени накопления древнейшего слоя Кремля и предложил обсудить проблемы археологии и истории ранней Казани на специальной конференции. Данное предложение получило одобрение всех участников симпозиума.

Впервые научному сообществу были предъявлены доказательства того, что Казань была основана на рубеже X – XI веков. Участники и гости симпозиума побывали на раскопках Казанского Кремля, ознакомились с находками и полевыми материалами экспедиции.

Предлагаем вашему вниманию сообщения А.Кирпичникова и Ф.Хузина из программы этого симпозиума. Ряд других публикаций номера подготовлены на основе докладов, сделанных в 1999 году.

 И появлялись на Волге города…

В истории народов Европы и Азии Великий Волжский путь в эпоху раннего средневековья приобрел выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое, международное и межгосударственное значение. Он способствовал контактам и общению славянских, финно-угорских, тюркских и других народов и племен Старого Света в их стремлении узнать друг друга, обогатиться благами человеческой цивилизации и коллективными достижениями в области экономики, техники и культуры. В тот период названный путь послужил стимулом невиданного до тех пор прогресса евразийского общества, повлиял на ускорение социальных и хозяйственных процессов многих стран и регионов, способствовал созданию единого наднационального экономического пространства в масштабах значительной части Евразии. Функционирование данного пути в VIII-XI вв. решающим образом сказалось на возникновении нового для своей эпохи явления, которое можно назвать глобализацией мировой экономики.

Особую роль сыграл Великий Волжский путь (далее ВВП) в развитии славянских, финно-угорских, тюркских и скандинавских народов Европы в отношении организации городов, транспорта, ремесла, путей сообщения, международных рынков, а в конечном итоге становления государств, властных институтов, производственных отношений.

Волжскому пути, каким он сложился в эпоху раннего средневековья, посвящено немало работ, в том числе и монографических. Однако его всесторонняя характеристика тормозилась по ряду идеологизированных причин, связанных с оценкой в советской историографии торговли в жизни древних обществ. Внимание к этой стороне человеческой деятельности считалось характерным для буржуазной исторической науки. Достаточно вспомнить суровую и продолжительную критику так называемой торговой теории В.О.Ключевского. Показательно в этом отношении заключение Б.Д.Грекова, рассмотревшего историю волжских булгар, их торговую деятельность и, тем не менее, написавшего, что не она определяла хозяйственный облик страны, а земледелие и скотоводство. Ныне полоса недооценки изучения торговли и обмена миновала, и это направление обрело свою научную полноценность, свободную от догматических ограничений.

Исторически Волга не только не разъединяла народы, а, наоборот, притягивала к своим берегам новых поселенцев. Она как бы являлась осью, вокруг которой в разные времена группировались аланы, хазары, мадьяры, печенеги, гузы, половцы, буртасы, булгары, мордва, мурома, мещера, весь, чудь, славяне (включая северян, радимичей, вятичей, словен новгородских), югра. Хорошо был знаком ВВП арабам, персам, азербайджанцам, армянам, евреям, балтам, скандинавам, фризам, саксам, западным славянам. Эти люди исповедовали разную веру: были язычниками, христианами, иудеями, мусульманами, что не мешало им вступать в длительные деловые контакты и договариваться между собой. В истории мировой цивилизации то был едва ли не самый редкий период всеохватывающей веротерпимости и межэтнической уживаемости людей, объединенных торговой необходимостью. Наличие Волги и рек ее системы способствовало расселению и земледельческому освоению Северо-Восточной и Северо-Западной Руси славянами. С особой интенсивностью этот процесс протекал в Волго-Окском междуречье. Не случайно здесь возникнут крупные города Муром, Суздаль, Ростов, позже Владимир. Создалась новая обстановка и в степной части Волги. Достигнув этой реки, кочевники, случалось, переходили к частичной или полной оседлости и воздвигали здесь постоянные становища.

Развитие региональной, особенно дальней торговли в Восточной Европе явилось тем поворотным моментом, который сопровождался взрывом урбанизации. Евразийская по своему размаху коммерция имела своим результатом основание ряда новых и преобразование прежних городов и поселений, находящихся в зоне речных и морских путей, в том числе и ВВП.

Именно в системе Волжского пути возникло большинство раннесредневековых городов и торговых факторий. Эти населенные пункты не обязательно находились на берегах морей, рек и озер, некоторые строились в глубине территорий в целях большей безопасности и более удобной связи с сельскохозяйственной или сырьевой округой (выделено редакцией).

Поселения той эпохи по преимуществу были многофункциональными: одновременно являлись административными, военными, ремесленными, религиозными центрами, сосредоточием ремесленников и международной торговли. Здесь находились склады местных и транзитных грузов, устраивались ярмарки, существовали верфи по изготовлению судов, их оснастки и ремонту, строились гостиницы, корабельные пристани, станции по обслуживанию водного транспорта, заставы по сбору пошлин и даней. В северной частив ВВП обозначились особые города-порты, сходные с западноевропейскими. Устройство таких центров было подчинено интересам торговли, товарного ремесла, близости к водным коммуникациям, доступности купеческому транспорту. При всем индивидуальном различии торговым городам были свойственны некоторые общие черты: они имели не аграрный, а торгово-ремесленный характер, в них действовали разнообразные мастерские по выделке изделий, необходимых в быту горожан и для внегородской продажи, существовали кварталы мастеров, купцов и воинов.

Среди городских образований в системе ВВП выделялись ключевые города-лидеры своих территорий, располагавшиеся на определенных отрезках торговых магистралей. Они находились в стратегически важных местах на скрещениях дорог, перевалочных остановках, у гаваней, где имела место стоянка и разгрузка кораблей и были удобны контакты как с горожанами, так и с окружающим местным населением. Перечислим такого рода торговые города, имевшие прямое или косвенное отношение к ВВП, функционировавшие в VIII-XI вв. и позже. На Средней Волге находились: поселение, предшествующее современной Казани, Булгар, а также Биляр, Сувар, Ошель и другие торгово-ремесленные пункты. В дельте Волги помещалась столица Хазарии Итиль.

Мощное развитие, начиная с конца IX в. получила Волжская Булгария, образовавшаяся в Среднем Поволжье. В середине Х в. она стала независимой от Хазарии и унаследовала необычайно продвинутую торговую миссию. На территории этого государства скрещивались главнейшие водные и сухопутные дороги, соединявшие его с основными торговыми партнерами Востока и Запада. Процветание Волжской Булгарии нашло отражение в необыкновенной плотности основанных в домонгольский период укрепленных поселений – их насчитывается около 170. В отличие от Хазарии, разгромленной в 960 годах, Булгария сохранила свое значение важнейшего экономического и культурного центра и транзитного узла вплоть до монгольского нашествия в 1236 году.

Анатолий КИРПИЧНИКОВ

(Санкт-Петербург)

Городская цивилизация на Средней Волге

Последние два-три десятилетия уходящего столетия ознаменовались крупными открытиями в области булгарской истории и археологии. Эти открытия значительно пополнили источниковую базу булгароведческих исследований, позволили по-новому подойти к решению многих проблем средневековой истории татарского народа, поставить новые исследовательские задачи.

По мере расширения наших знаний о Булгарском государстве появляются все больше фактов, свидетельствующих о его широких международных связях. Отсюда – наши робкие попытки определить место этого государства в системе международных связей. Мы исходим из мысли, что всемирная история как единый процесс зародилась не вдруг, а складывалась постепенно, вовлекая в свой круговорот все новые страны и народы, среди которых оказалась и Волжская Булгария, возникшая в конце IX – начале Х вв. на основе консолидации тюркоязычных и финно-угорских племен.

Практически с момента своего возникновения Булгар – так коротко называли страну и ее столицу современники – становится заметным явлением средневековой цивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев, западноевропейских путешественников и торговцев. Это вполне объяснимо: самая северная в тогдашнем мире мусульманская страна – факт сам по себе незаурядный – быстро завоевала себе славу могущественной торговой державы. И не только благодаря своему удачному геополитическому положению. Основу экономического могущества страны, способствовавшей активной и равноправной международной торговле, составляли в первую очередь высокоразвитые сельское хозяйство (пашенное земледелие и скотоводство) и ремесленное производство. Их продукция была рассчитана как на удовлетворение внутренних потребностей страны, так и на экспорт.

Равноправные партнерские отношения в торговле и в других областях международной деятельности возможны лишь тогда, когда страны, участвующие в них, обладают примерно одинаковым экономическим и духовным потенциалом, стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгария по всем этим показателям мало чем уступала своим партнерам – Древней Руси, странам Западной Европы и Востока. Домонгольский период ее истории представлен большим количеством археологических памятников (около 170 городищ, более 700 селищ и пр.), сосредоточенных в основном на территории Татарстана и соседних областей –Ульяновской, Самарской, Пензенской, а также в Чувашии. Булгария занимала гораздо большую территорию, чем современная Республика Татарстан.

Наличие городов является признаком любой цивилизации. По наблюдениям доминиканского монаха-миссионера из далекой Венгрии Юлиана (1235 г.), «Волжская Булгария – великое и могущественное царство с богатыми городами». Это действительно так: с Х в. Булгария становится вторым после Древней Руси мощным центром урбанизационных процессов в Восточной Европе. В свете новых археологических открытий есть все основания говорить о своеобразной городской цивилизации на Средней Волге. Булгарские города были более крупными по своим размерам, следовательно, и по количеству населения, по сравнению с синхронными древнерусскими и западноевропейскими. Укрепленные площади некоторых из них достигали 100 и более гектаров.

К числу городов-гигантов средневековой Евразии относится Биляр – Великий город, столица страны, простиравшийся на территории около 800 гектаров (укрепленная площадь 620 га). Он состоял из трех топографических частей – внутреннего города, окруженного двумя рядами мощных деревоземляных укреплений, внешнего города с тремя линиями укреплений, и пригородных поселков. Административно-культовый центр располагался во внутреннем городе.

В крупных городах Булгарии археологически прослежены элементы городского благоустройства: деревянные и каменные мостовые на улицах и площадях, колодцы (только в Биляре более 20), специальные мусорные ямы и отхожие места. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне градостроительной культуры и домонгольских волжских булгар.

Фаяз ХУЗИН (Казань)

«Казанские истории», №10-14, 2005 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского