Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казань — средневековый город
- 30 августа 2005 года
В преддверии юбилея в исследование истории Казани включились не только ученые, но и краеведы и даже писатели. Предлагаем фрагмент из книги Рената БИКБУЛАТОВА и Рафаэля МУСТАФИНА «Казань и ее слободы».
Венецианский путешественник Иосифат Барбаро, побывавший в наших краях в 1436-1452 годах, писал о Казани:
«Это – торговый город; оттуда вывозят громадное количество мехов, которые идут в Москву, в Польшу, в Пруссию и во Фландрию. Эти меха получают с севера и северо-востока, из областей Дзагатаев и из Мордовии».
Помимо торговли, в городе были развиты ремесла: гончарное, кузнечное, кирпичное, плотницкое, столярное (в слободе Бишбалта строились крупные речные суда). Особого развития достигло ювелирное производство. Археологические раскопки на территории нынешнего Кремля показывают, что здесь производились изделия из стекла (женские украшения и посуда) и обувь из кожи особо тонкой местной выделки – сафьяна.
К XV веку Казань сделалась и крупным политическим центром. Она стала точкой притяжения не только для татар, но и для многих народов Поволжья и Приуралья. Андрей Курбский, участвовавший во взятии Казани, оставил свидетельство, что в Казанском ханстве, кроме татарского, были в ходу еще 5 языков: «мордовский, чувашский, черемисский (марийский), воитецкий або арский (удмуртский), башкирский».
Казань, как и все средневековые города Восточной Европы, состояла из двух основных частей: кремля и посада.
Укрепленный мощными стенами и башнями кремль – это место ханской резиденции, административно-управленческого аппарата, высшего мусульманского духовенства и военного гарнизона. В XV веке крепость занимала северную часть нынешнего Кремля. На самом высоком месте располагался ханский дворец, состоявший из нескольких каменных двухэтажных палат и прилегающих построек. До нас дошло упоминание лишь о дворце князей Ширин, ханских тюрбе – усыпальницах и «мурованных», т.е. сложенных из камня, мечетях и медресе при них. Одна из них была соборной, т.е. главной.
Крепостные стены, окружавшие кремль, в основной части были деревянными, сложенными из толстых дубовых бревен, а с северной стороны – каменными. Через равные промежутки в стенах были устроены крепостные башни с проездными воротами (всего их было около десятка). Названия казанских ворот связаны либо с дорогами, которые начинались от них (Арские, Ногайские), либо с именами исторических личностей (Муралеевы – от имени Нур-Али, Аталыковы и др.).
Верхний посад располагался на Кремлевском холме вплоть до нынешней площади Тукая. Нижний, как следует из названия – под кремлем вдоль Булака, а также в начале улиц Федосеевской и Большой Красной.
В начале XVI века посад также был обнесен крепостной стеной. Он занимал довольно значительную территорию.
Уже в XV – первой половине XVI века к Казани примыкали слободы. Крупнейшей среди них была Кураишева – на левом берегу Булака с собственной каменной Отучевой мечетью (Yтэш мэчете). Другая слобода выявлена археологами в районе нынешнего вокзала. Они соединялись с городом дорогами и мостами, перекинутыми через Булак.
Несколько селений располагались в районе озерной системы Кабан. На месте нынешнего зоопарка находилась слобода Кульмаметово, чуть далее к востоку – татарское село Аметьево. До нас дошли предания о загородной даче казанских ханов. Она находилась там, где нынче расположена так называемая Архиерейская дача. Согласно легендам, здесь был красивый сад ханши Сююмбике с аллеями, цветниками и летними постройками.
В районе нынешней Суконной слободы когда-то была Армянская слобода. Здесь жили купцы и ремесленники из Армении. На другом конце города, на юго-западе, были татарские деревни Бишбалта и Жилэкле (Ягодная). Невдалеке от Бишбалты находилась Бакалдинская пристань на Волге.