Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Юрий Благов: «В этом доме я домовой»

Рыцарь театра – так назвали Юрия Благова, заведующего театральным музеем при Казанском академическом Большом драматическом театре им. В.И.Качалова, на празднике в честь его 70‑летия, который проходил в театре в феврале 2007 года.

14 марта Юрия Алексеевича чествовали в Национальном музее РТ, на очередном заседании клуба «Хранитель древностей». 

И хотя в дни больших юбилеев всегда произносится много возвышенных слов, на этот раз такое определение не показалось чрезмерным. А еще его называли «ходячей энциклопедией», «живой памятью». И это тоже правда.

Есть у Юрия Алексеевича него и знаки официального признания: он заслуженный деятель искусств РТ, имеет золотую медаль Иоганна Гердера за вклад в развитие российско-германских культурных связей.

Даже бегло довольно трудно представить все этапы его жизни. Историк по первому образованию, он когда-то преподавал историю в школе №94, организовал там любительский театр, где в 1956 году поставил свой первый спектакль по пьесе Карла Гольдони «Слуга двух господ».

Успешно закончил режиссерский факультет театрального училища имени Б. Щукина. С 1967 года – в театре имени В.Качалова, с 1975 года – в Казанском театре юного зрителя, где заведовал литературной частью. Как режиссёр он поставил в тюзе 17 спектаклей.

На малой сцене, организованной Благовым, идут «Степан Разин» В.Каменского, «Бедные люди» по Ф.Достоевскому, поэтические спектакли по произведениям А.Ахматовой, С.Есенина, Ю. Тынянова. Юрий Алексеевич участвует в спектаклях театра и как актёр. Среди наиболее значительных его ролей инспектор Потапов («Казанский университет» Д. Валеева) и Серебряков («Дядя Ваня» А.Чехова).

1993 год – новая веха в его биографии. Он принимает музей театра имени В.И. Качалова, приходя на смену легендарной личности – Игорю Германовичу Ингвару.

Юрий Алексеевич не мог распрощаться с первой своей профессией, правда, в Казанском театральном училище он преподавал уже не историю, а актерское мастерство и режиссуру. Потом работал еще и в Институте культуры. Три актёрских курса – три выпуска: два курса в училище, один курс – в институте. Среди его учеников заслуженный артист России С. Гердт, заслуженная артистка Татарстана Е. Ненашева.

Поздравляют ученики

Научные исследования Юрия Алексеевича в области истории театра и его крупнейших деятелей вылились в восемь книг и более ста статей в научных сборниках, журналах, газетах. Совместно с Казанской студией телевидения выпущено 5 фильмов. Около пятнадцати лет продолжается сотрудничество с Институтом Татарской энциклопедии.

Юрий Алексеевич принимал участие в организации более 20 выставок в театре и на других площадках (в Доме актёра, Музее А.М. Горького, Выставочном зале Дома художников, Национальном музее РТ).

В Казани помнят о его концертной деятельности. Организатор литературно-музыкальных вечеров в Музее изобразительных искусств РТ (1980-е годы), Литературного театра «Логос» в Музее А.Горького (1989-1990 годы), ведущий ряда концертов в Государственном Большом концертном зале им. С.Сайдашева, первый исполнитель на русском языке Концерта для чтеца и симфонического оркестра голландского композитора Тео Ловенди «Соловей», чтец в спектакле Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля «Романса чудные страницы» (режиссер В. Раку) — таков творческий портрет заслуженного деятеля искусств ТАССР Ю.А. Благова.

Юбиляра приветствовали актеры, среди которых много его учеников (они поздравляли учителя особенно нежно: пели, танцевали, декламировали стихи), коллеги из других театров, театроведы, представители Министерства культуры РТ, Союза театральных деятелей РТ, работники музеев, и среди них – первый заместитель генерального директора Национального музея С. Измайлова.

Как одного из активных авторов юбиляра поздравляли главные редакторы газеты «Казанские истории» Любовь Агеева и журнала «Казань» Юрий Балашов.

С юбилея Юрий Алексеевич ушел с памятным республиканского знака «За достижения в культуре», горой цветов и кучей подарков, среди которых было больше всего книг. Передали видеокамеру от генерального директора торгово-развлекательного комплекса «Тандем» Шамиля Зарифова, который когда-то учился у Благова.

Семейное фото

Юрий Алексеевич, человек скромный, не привыкший к такому всеобщему вниманию, время от времени снимал с себя маску серьезного человека, приличествующую такому важному событию, как юбилей, и кружился в танце вместе со своей ученицей Еленой Ненашевой, принимал дружеские рукопожатия лиц мужского пола и жаркие поцелуи пола женского. Как мальчишка, улыбался, когда представители музея КГУ подарили ему копию студенческого дела (он выпускник историко-филологического факультета) и сохранившуюся в университетском архиве зачетку. А в конце вечера с удовольствием позировал фотожурналистам вместе с другими участниками праздника. В зале долго не смолкали аплодисменты...

Он знает, что такое овации. Слышал их как актер и режиссер. Но «архивариус» Благов, сохраняющий дыхание старого Качаловского театра посреди суеты XXI века, понимает цену аплодисментов в своем сегодняшнем статусе.

За праздничным столом Юрий Алексеевич подчеркнул, что не имеет ничего против нового театра, однако прежний ему ближе. Наблюдая его «мирный» диалог с главным режиссером Качаловского театра Александром Славутским, можно было представить градус подобных разговоров в тиши служебных кабинетов.

В этот день в театре часто вспоминали театр прошлых лет и веков, отдельных актеров и режиссеров. Особо тепло говорили об актрисе Людмиле Миловой. Казалось, что вся Казань шла за ее гробом в холодном феврале 1949 года. Особо приятны эти слова были для ее внука – предпринимателя Виктора Лебедева, которого юбиляр представил собравшимся и как друга музея, и как своего спонсора.

– В этом доме я домовой, – подытожив увиденное и услышанное, сказал Юрий Алексеевич. – В нем живут тени великих мастеров, пред которыми я преклоняюсь.

Фото Владимира Зотова

«Казанские истории», №3, 2007 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить