Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Все величие Булгара наследовала Казань»
- Любовь АГЕЕВА
- 30 августа 2005 года
Невозможно представить историю Казани, не зная общей истории народов нашего края, их взаимоотношений, с одной стороны, с Булгарским государством, с другой – с Золотой Ордой, с третьей стороны – с Русью, позднее – Россией.
Заключения ученых о тысячелетнем возрасте Казани во многом меняют наши представления об истории средних веков в регионе. Уже другими глазами смотришь на Волжскую Булгарию, которую большинство знает по нескольким историческим фактам, попавшим в школьные учебники истории.
Многие казанцы бывали на развалинах древнего Булгара (сегодня город Болгар) – некогда цветущей столицы этого государства. В X – XI веках его северная граница проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, южные пределы доходили до Самарской Луки. Позднее юго-восточные владения простирались до реки Урал (Яик).
Любознательные знают о булгарском поэте Кул Гали, написавшем поэму «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Юсуфе»), а также о посещении Булгарии багдадским посольством, секретарем которого был Ахмед Ибн Фадлан, оставивший потомкам ценный отчет об этом путешествии. Широко известен факт о принятии булгарами ислама (это случилось в 922 году), связанный с этим посещением.
У жителей Татарстана была возможность ближе познакомиться с историей Булгарского государства – в 90-е годы прошлого века, эпоху всеобщего национального возрождения, в Казани было образовано обществом «Булгар аль Джадид», которое на первом этапе своего существования ставило гуманитарные цели – лучше узнать историю своих далеких предков – булгар. Но потом оно занялось политикой, вызвав гнев сородичей по нации: это могло растащить татар в разные стороны.
Татарской нации, действительно, грозил раскол: одни видели себя потомками Чингисхана, взявшего под свой контроль полмира, другие, категорично отрекаясь от этого родства, предлагали отказаться от этнонима «татары» и начать жизнь с чистого листа, в миру с другими народами, в том числе с русским, которые никак не могут забыть татаро-монгольского ига. Споры эти выплеснулись на площади, а потому не могли быть продуктивными. Историков к этим дискуссиям не приглашали, а если кто в них и участвовал, то четко занимал какую-то одну сторону баррикады.
Если проецировать события древности на наше время, то вряд ли можно найти в средневековых войнах правых и виноватых – настолько за много веков все перемешалось на нашей земле. И теперь живут рядом предки булгар и предки монголов, а чаще всего вверх тянется новое древо – булгаро-монгольское или булгаро-татарское (кому как нравится).
Кстати, о булгарских корнях татары вспомнили в 90-х годах не впервые. В 1862 году в Казани был образован кружок татарской интеллигенции, ставящий своей целью возрождение названия «булгары», так как этноним «татары» они считали чуждым.
В это же время появилось мнение, что потомки булгар – вовсе не татары, а чуваши. Выступления булгаристов отмечались и в первые годы советской власти.
Чтобы лучше представить, какой была древняя Казань, я перерыла гору литературы. Ведь новая дата рождения города – не просто начало его истории с нового времени – это новая историческая эпоха. Золотоордынская Казань и одно из городских поселений Волжской Булгарии – далеко не одно и то же. Булгарское поселение X века и булгарское поселение XII века – это тоже разные вещи.
Что же удалось узнать? История Булгарского государства, особенно на ранних этапах его развития, отражается в истории Российского государства лишь косвенно, что вполне понятно. Как сообщает наш земляк – профессор КГУ А.С.Королев в книге «Загадки первых русских князей» (Казань, 2002), в распоряжении историков нет ни одной летописной рукописи X – XIII веков. При этом ранние летописи редактировались, сокращались или дополнялись.
«Беря в руки летопись, невозможно знать заранее, кому принадлежит интересующий нас текст: автору середины XI века, либо редактору или переписчику, жившим на 100 или даже 500 лет позднее», – пишет он. Если же почитать книги историка Василия Татищева и все, что написано о нем самом, то вообще ни одному источнику верить не будешь.
Как оказалось, только с 60-х годов XI века киевское летописание стало вестись с указанием дат. Булгарские письменные памятники ученым не известны. Сильно путает ученых разница между лунным календарем у мусульман и солнечным календарем у славян.
Есть еще одно обстоятельство, которое заставляет с недоверием относиться к некоторым фактам. Оказывается, волжских булгар иногда путали с дунайскими болгарами. Об этом говорила на международном симпозиуме в Казани в сентябре 1998 года московская исследовательница Ирина Коновалова.
Как же развивались события на территории современного Татарстана в средние века?
В конце VII – начале VIII века на территории Средней Волги появляются племена булгар, вытесненные с Нижнего Поволжья хазарами. Их привел один из пяти сыновей Кубрата – хан Кодрак. В конце IX – начале X века на Средней Волге и Нижней Каме сложилось первое государство в крае, на территории которого проживали прямые потомки современных татар. Основную часть населения составляли тюркоязычные народности, смешавшиеся с финно-угорскими племенами, пришедшими сюда в IX веке из районов Верхнего Прикамья.
Были тут и древние венгры, которые вскоре покинули территорию Волго-Камья. Русские летописи называли жителей этого государства то булгарами, то бессермянами, с XIV века – казанцами.
Древняя Булгария играла роль торговых ворот во взаимоотношениях Европы и Средней Азии, благодаря чему с IX века сведения о ней появлялись во всех крупных географических сводах. Все арабские путешественники по Восточной Европе X – XIV веков, оставившие записки о своих поездках по этому региону: Ахмад Ибн Фадлан, Абу Хамид ал-Гарнати и Ибн Батута – посетили столицу Волжских Булгар. Вот как пишет о «болгарах волжских» В. Татищев:
«… как довольно известно, что в сей стране только болгары в такой древности великие города имели, народ был ремесленный и купечеством во всей сей стране главный»; «народ в хитростях, рукоделиях и купечестве весьма преизяществовал»; «В плодах земных они преизобиловали, так, что неоднократно и Россию во времена недородов обеспечивали».
«Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы – магистральных водных путей Восточной Европы, – еще в X в. превращается в крупнейший центр международной торговли, – написано в «Тартарике». – Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем».
Сами булгары в Персию, Грецию, в русские города, в Швецию «и далее ездить не ленились». Роия Мукминова из Ташкента, выступая в 1998 году на научной конференции в Казани, отмечала, что заметное место среди предметов торговли занимали ремесленные изделия, сырье и полусырье из приволжских городов. Отдельные товары доходили до границ Китая. В X – XI веках из Булгарского царства по Волге экспортировались высокосортная кожа, получившая известность во многих странах мира под названием «булгари» – юфть, и изделия из нее.
В IX – первой половине X века Волжская Булгария находилась в политической и экономической зависимости от Хазарского каганата. После вытеснения хазар с Волги (киевский князь Святослав в 965 году разгромил Хазарию) для Булгарии открылся путь на юг, к кавказским народам, что еще более укрепило ее позиции во взаимоотношениях с европейскими странами.
Решающее значение для истории Восточной Европы имели тесные связи Булгарии с Русью. Великий Волжский путь соединял Русь со Средней Азией и арабским Востоком, так что у русских и булгар всегда были общие торговые интересы. Торговля была взаимовыгодной, что подтверждают многочисленные археологические находки.
С возникновением в конце XI века Владимиро-Суздальской Руси (прародительницы Московского государства) основные связи Булгарии с русскими землями шли через это княжество, в котором правил Юрий Долгорукий. Впрочем, общность интересов не мешала булгарам и русским изредка нападать друг на друга.
Как пишет Андрей Сахаров, «Великое Владимиро-Суздальское княжество впервые столкнулось Булгарским государством с конца XII века, когда интересы Руси начинают переходить с западных границ на восток. На запад их не пускали новые государства: Польша, Венгрия, в дальнейшем Литва, Швеция».
В пору обострения отношений булгары пытались блокировать русскую торговлю на Волжском пути, перекрывали дорогу на Каспий, на Восток. Из учебного пособия для основной школы «История Татарстана» (руководитель проекта Б. Султанбеков, Казань, 2001) узнаем, что в течение X века Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию – в 977, 985, 994 и 997 годах.
В книгах по российской истории рассказывается о том, что русские дружинники во главе со Святополком по пути в Хазарию (после 964 года) дотла разрушили столицу государства – Булгар. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора на вечные времена. Мирный договор был заключен и в 1224 году, в 1228-м продлен еще на 6 лет. Это было очень важно в период угрозы с Востока.
Как писал В. Татищев, «по истории русской нахожу, что болгары хотя когда-то с русскими воевали, однако ж видно, что немного в том прилежали и не искали чужого приобрести, но свое более защищать старались, из-за чего их по Геродоту или Аристею святыми именовали».
Киевлянин Александр Моця, выступая на семинаре 1998 года, отмечал, что ближе к эпохе феодальной раздробленности (начиная с 1088 года) русско-булгарские трения в Поволжье фиксируются все чаще, вплоть до 1120 года. Русских понять можно: их, скорее всего, не булгарские города и земли интересовали, а возможность свободно торговать по Волге с государствами Средней Азии и Востока.
Особенно сильной борьба за Волжский торговый путь была во время княжения Андрея Боголюбского (1157-1174). После его убийства целых три года булгары не знали нападений со стороны северного соседа. Вполне можно предположить, что именно эта угроза заставила булгар поставить военные крепости на своих северных рубежах, в том числе и в устье Казанки.
В эпоху монгольского нашествия сюда стали стекаться в поисках «тихого местечка» и жители южных регионов. Ученые подчеркивают важную роль города в излучине Казанки в самом начале его истории и впоследствии для торговых отношений Булгарии с соседними странами и народами Поволжья.
Поселение постоянно развивалось и со временем стало альтернативой старой столице Булгарского государства. По свидетельству археолога Константина Руденко, район современной Казани в XI – XII веках был достаточно освоенным и Казанская область как княжество в составе Булгарского государства могла существовать уже тогда (статья «Начало Казанского княжества», журнал «Казань», №1, 2004).
Ученый задается вопросом: почему экономическая и политическая жизнь в булгарских землях стремительно стала перемещаться к северу? И отвечает: «История этого процесса уходит в эпоху Золотой Орды».
В 1236 году Волжская Булгария после нескольких попыток была завоевана армией Батыя. Булгар и Биляр перенесли судьбу многих древнерусских городов-крепостей, взятых монголами. Булгарское государство потеряло свою независимость. Но страна была покорена лишь после ожесточенного и длительного сопротивления.
Как-то не вяжется такая история с общепринятыми представлениями о золотоордынском прошлом Казани. Ведь название нашего города до сих пор воспринимается как символ татаро-монгольского ига, несмотря на то, что российские ученые в последние годы кардинальным образом изменили толкование многих исторических фактов во взаимоотношениях Русского государства и Золотой Орды.
Практически во всех источниках сообщается, что Булгария, войдя в состав нового государственного образования в качестве одного из территориально-административных элементов, сохраняла в течение XIII-XIV веков определенную автономию. Как пишет К.Руденко, несмотря на весь ужас нашествия, к концу XIII века булгарские земли восстанавливают, хотя и не в полной мере, свой экономический потенциал. Однако последовавший после этого распад мировой империи и междоусобицы коренным образом изменили как политическую, так и культурную жизнь региона.
Ослабление ханской власти в Золотой Орде привело к обособлению городов на окраинах империи. В русских летописях этого периода упоминаются князья булгарские, жукотинские и казанские.
Сопоставляя факты из разных источников, поражаешься, сколь сложным было положение Казани в те годы. Приведу два свидетельства известного казанского историка Саляма Алишева из его последней книги «Все об истории Казани».
В 1395 году Тамерлан разрушает все города и грабит землю Закамья. Его войска, по всей вероятности, не доходили до Казани и ее земель. С конца XIV века Казань становится центром населения, покинувшего Закамские булгарские земли. В 1431 году город Булгар был разгромлен посланником московского великого князя Василия I князем-воеводой Федором Пестрым, больше о нем в источниках не упоминается. К Казани полностью переходит роль политического, экономического и культурного центра в Среднем Поволжье.
Как писал Шигабутдин Марджани, Казань наследовала все величие Булгара.
Итак, с одной стороны – монгольские завоеватели, с другой – русские войска. Поневоле начнешь защищаться. В русских летописях Казань к концу XIV – началу XV века уже фигурирует как защищенная крепость, которую берут в 1391 году новгородские ушкуйники, а в 1395-м – князь Юрий Дмитриевич.
Начиная со второй половины XIV века (есть данные, что с 1438 г.), вполне реально существует Казанское княжество (или Казанский эмират) со всеми своими функциями и атрибутами. По мнению учителя истории Мидхата Ижбулатова, активно изучающего булгарскую историю, в то время произошла лишь смена династий: булгарская была ликвидирована, установилась золотоордынская. 1445 год – всего лишь эпизод в развитии Казанского государства – так считает и Салям Алишев (Казанское ханство. Казань. Татарское книжное издательство, 2002).
Далее начинается новая страница в истории региона и в истории Казани, более описанная и в книгах, и в художественной литературе. Город становится центром Казанского ханства – одного из государств, появившихся в результате крушения Золотой Орды. Но это уже другая история…
Тот факт, что упоминаний о средневековой Казани нет в письменных источниках, со счетов не сбросить. И то, что монгольское нашествие начала XIII века не оставило в казанской земле своих следов – факт очевидный. По всему видно, что это был город – как бы он ни назывался или вообще был без названия – даже по тем временам небольшой. Но это нисколько не умаляет его значения ни в ту пору, ни в исторической ретроспективе.
По мнению Фаяза Хузина, развитие экономических отношений и государственности в разных регионах подчиняется общим законам и, как правило, тенденции совпадают по времени. X век был временем возникновения городов и начала международной торговли. Так что объективные предпосылки для появления Казани именно в это время были.
И еще одно мнение – Михаила Худякова, большого знатока истории Казанского ханства. «Местная культура выдвинула иной тип городского строительства, чем в России, – не военное, а мирное, торговое поселение, каких в Казанском ханстве имелось, конечно, немало», – писал он в своей знаменитой книге.
Чаще всего такие поселения располагались на берегах рек. Жители их в основном занимались ремеслами и торговлей. Благодаря помощи руководства Института истории мне удалось прочитать много отчетов, справок, экспертных заключений. Поразительно, но разнобой мнений присутствует даже сегодня, когда абсолютное большинство ученых склоняется к тому, что начало Казани – в домонгольском времени.
Так, А.Мухамадиев считает, что древний город основали хазары, которые, опасаясь враждебных племен, «окапываются рвами», М.Закиев пишет о казанцах – племенах, называемых Казан, которые входили в состав Булгарского государства. Эти племена возвели и другой средневековый город – Кашан, который был центром Кашанского княжества в составе Булгарского государства.
Большая часть ученых склоняется к тому, что древний город основали булгары. Сначала это была крепость, которая входила в первую оборонительную линию города Болгара, затем, во времена феодальной междоусобицы на Руси в 1175-1177 годах, булгарский царь Ибрагим имел возможность укрепить ее, превратив в достаточно крупный центр Волжской Булгарии.
Неспециалисту довольно сложно переваривать научные трактаты с их специфическим языком, соотнося новую информацию с теми знаниями, которые нам в свое время давали в школе, в вузе. Но это такое увлекательное путешествие во времени…
«Казанские истории», №10-14, 2005 год