Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1956 – Начало работы в Казани Выставки народного хозяйства Татарской АССР
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Иски Казан» – не отсюда ли все начиналось?
- 30 августа 2005 года
Долгое время особое внимание в исследованиях по истории основания Казани ученые уделяли версии о городище «Иски Казань» в 45 километрах от современной столицы Татарстана, в среднем течении реки Казанки. Красивейшие места вокруг деревни Камаево Высокогорского района Татарстана таят в себе немало загадок.
Как писал А.Халиков, мнение о кратковременном существовании промежуточной Казани было основано на сообщении «Казанской истории» о том, что хан Улу-Мухаммед «…постави себе древяный град крепок на новом месте, крепчише старого, недалече от старые Казани, разоренныя от русской рати».
Была ли Старая Казань прародительницей Новой Казани? Об этом – мнение от народа (его высказывает автор многочисленных публикаций об истории Казани Борис МИЛИЦЫН) и мнения ученых: Альберта БУРХАНОВА, Фаяза ХУЗИНА, Равиля Фахрутдинова и Рашита ГАЛЛЯМОВА.
ЗАПИСКИ ДИЛЕТАНТА
Исторические холмы Заказанья
Начальная история Старой и Новой Казани окутана пеленой легенд и сказаний. В одной из легенд говорится о том, что любимая жена хана часто жаловалась мужу: тяжело было гонять скотину на водопой с крутых склонов. И ушел хан с ратниками, любимыми женами и детьми вниз, к устью Казанки, к реке Итиль (Волга). Тут были и огромные пастбища для скота, и множество рыбы, зверей, и широкая волжская гладь. А в верховьях Казанки осталось только поселение мастеровых и ремесленников. И стоит уже много веков старинная деревня Камаево среди заливных лугов и моря цветов.
В книге Ферхег-Наме имеется рассказ о том, что после разгрома Булгара Тимуром сыновья последнего булгарского хана Абдуллы, погибшего при падении города, – царевичи Алтун-Бик (Алтынбек) и Алим-Бик (Алимбек) – успели бежать в леса. Первому было 9 лет, а второму – 7. Через несколько лет они основали острог в среднем течении реки, позднее названной Казанкой. (Н.Рыбушкин. «Поездка в старую Казань», 1833).
Некоторые исследователи полагают, что городище было основано примерно в 1236-1240 годах, со временем оно стало центром Иски-Казанского княжества, а в конце XIV века было поглощено Новым Булгаром (старое название Казани).
В старинных источниках есть другая дата основания Старой Казани – 1361 год.
На территории Камаевского городища имеется кладбище, где сохранились три каменные плиты с арабскими надписями. На одной надпись не прочитать, на второй есть дата – 1486 год, на третьей – 1494 год. Второе кладбище находится в половине версты, на поле деревни Старый Урмат, на берегу ручья, который назывался Ханским. Когда-то ручей был полноводнее.
В полутора верстах от Камаево, около деревни Тат.Айша, находится могила княжны Гайши-Бике. Возможно, здесь похоронены те, кто бежал в эти места после разрушения государства волжских булгар.
По архивным документам, в 1771-1773 годах в Иски Казани (деревня Князь-Камаево) находились земли нескольких владельцев: Еремеев Кирилл Ильич (имел 18 крепостных), Наумова Екатерина Петровна (43), Пальчикова Марья Михайловна (6) и Татищев Петр Алексеевич (65). В начале XIX века деревня принадлежала отставному генералу Л.Н.Энгельгардту.
В отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки КГУ (дело №4078, документы за 1815-1840 гг. помещика села Каймары Казанского уезда по его имению) есть посемейный список Князь-Камаево. Всего 52 семьи. Как известно, поэт Е.Боратынский в 1826 году женился на дочери отставного генерала – Анастасии Львовне. Евгений Абрамович жил в Князь-Камаево в конце мая – первой половине июня 1832 года: приезжал по вопросам ведения хозяйства после того, как старый генерал отошел от дел.
Последние владельцы поместья – Екатерина Ниловна Леонтьева (урожденная Матерн) и Вера Петровна Львова. Хозяйственная усадьба с винокуренным заводом, кирпичным заводиком и большой пасекой – все было уничтожено в 1918 году, а Львова (прозвище “Цимбалиха”), по свидетельству очевидцев, была увезена в Арск и расстреляна.
Сегодня на месте усадьбы и сада – деревенский погост, густо заросший порослью сирени и малины.
На месте древней крепости, от которой сохранились только остатки стен, бьет святой ключ – здесь место паломничества мусульман со всей округи. В 50-х годах прошлого, XX столетия директор плодоовощного совхоза М.Билялов распорядился уничтожить «гнездо религиозного дурмана». Родник зацементировали, но серебряная водица из глубины земных недр вновь пробила себе дорожку. И продолжают идти к роднику люди за эликсиром здоровья и долголетия.
Эти места давно притягивают ученых: историков и археологов. Многократно еще с XIX века здесь велись раскопки, но они никогда не принимали большого масштаба и не получали законченного завершения. Так было и в 40-50-х годах (руководитель А.Халиков), и в 1995-2004 годах (руководитель А.Бурханов). В 1947 году, будучи школьником, я вместе с членами исторического кружка при краеведческом музее ТАССР под руководством Альфреда Халикова, тогда аспиранта, впоследствии замечательного ученого, археолога, профессора КГУ, участвовал в раскопках могильников на высоком холме у деревни Камаево.
Музей Иски-Казанского историко-культурного и природного музея-заповедника раньше располагался в здании деревенской школы, теперь заканчиваются отделочные работы и монтаж экспозиции в новом двухэтажном кирпичном здании. Здесь собрано много интересных находок, в том числе гуннский бронзовый котел, бронзовое зеркало, железные орудия труда, амулеты, посуда, монеты… К новому зданию музея протянулась асфальтированная дорога. Жаль, что гостей здесь бывает немного.
Современное Камаево переживает трудные времена. Некогда большое селение представляет собой убогое зрелище. Сейчас здесь постоянно проживают четыре десятка семей. Деревню окружают многочисленные дачные участки, они есть даже на территории историко-культурного комплекса. В Камаево нет магазина. Нет моста через Казанку. Ежегодно летом сооружались временные переправы, а теперь и этого нет. Приходится идти к святым, заповедным местам кружным путем в три километра через соседнюю деревню Тат.Айшу. Железнодорожная платформа полуразрушена. Одна радость – в 2002 году в деревню пришел газ…
Снимки предоставлены автором
МНЕНИЯ УЧЕНЫХ
Иски Казан – центр сильного княжества
Создание в 1992 году Иски-Казанского государственного музея-заповедника в Высокогорском районе позволило приступить к углубленному изучению, сохранению и использованию памятников в его охранной зоне и в целом в Заказанье, а также возобновить крупномасштабные и систематические археологические исследования.
Относительно хорошо изучены 2 наиболее важных объекта – Урматское поселение (Русско-Урматское селище) и Камаевское городище, сыгравшие большую роль в истории не только Заказанья, но и в целом Среднего Поволжья средневековой эпохи.
Во второй половине XIII века в Заказанье проникает масса переселенцев из центральной Волжской Булгарии: лесные места стали убежищем от монгольского нашествия. В связи с образованием сильного и стабильного государства Улус Джучи, в состав которого вошли и булгарские земли, привели к возникновению новых сельских и городских поселений в Заказанье. Среди них особое место занимает Иски Казан (Эчке Казан – Внутренняя Казань) на месте Урматского поселения.
Это было ядро образованного в составе Улуса Джучи сильного княжества, объединившего земли всего Заказанья. Урматское поселение – это, скорее всего, городище, а не селище, как традиционно пишется в археологической литературе. Нашествие Тимерлана и погром крупнейших городских центров на основных землях Улуса Джучи, а также междоусобная борьба господствующих кланов в государствах и регионах, постоянные нападения с севера ушкуйников привели к изменению политической, экономической и культурной ситуации. Ослабевают производительные силы Урматского поселения, часть населения уходит в более безопасные места, в том числе в усиливающуюся Новую Казань. В связи с этим жизнь в Иски Казани к началу XV века начинает затухать.
В конце XIV – начале XV века в связи с проникновением массы этнических кипчакизированных групп во главе со своими беками в Заказанье возникает несколько новых укрепленных поселений-крепостей, среди которых важное место заняло Камаевское городище. Вероятно, в короткий отрезок времени Урматское поселение и Камаевское городище существовали параллельно, образуя как бы единый политико-экономический организм.
Камаевское городище в период Казанского ханства становится его региональным центром (в Заказанских землях), хорошо укрепленным опорным и стратегическим форпостом на северных границах государства, а также местом политической ссылки неугодных для ханов деятелей, тюрьмой для военнопленных.
Крепость упоминается в русских летописях под 1536 год в связи с убийством там казанского хана Джан-Али (Еналея) в результате государственного переворота.
Альберт БУРХАНОВ
Выдумка краеведов XVIII – XIX веков
Мнение о «Старой (Иски) Казани» как предшественнице современной, основанное лишь на устных преданиях татар, среди широких слоев населения чрезвычайно популярно и сегодня.
Расположенное на высоком мысу левого берега Казанки, Камаевское городище было впервые обследовано в XVIII веке путешественниками-естествоиспытателями Н.Рычковым (1772) и И.Г.Георги (1774), которые, основываясь на рассказанных им местными жителями легендах и преданиях, высказали мысль о существовании здесь в булгаро-татарские времена города Иски (Старой) Казани, перенесенной потом, в силу ряда обстоятельств, на место Новой Казани.
Единственный автор, не соглашавшийся с такой постановкой вопроса – М.Хомяков (1911) – основывал свое мнение отсутствием на городище следов древних построек и незначительной мощностью культурного слоя. Он был убежден, что Камаевское городище является всего лишь остатками хорошо укрепленной крепости, скорее всего, резиденцией печально известного по событиям 1552 года князя Камая.
Глава советских булгароведов – профессор А.Смирнов – утверждал, что на Камаевском городище располагался целый город, вошедший в историю под названием «Иски Казань» (1962). Одновременно он считал, что Новая Казань возникла тоже очень рано, еще в домонгольское время, не позднее XII века.
В течение ряда лет, начиная с 1972 года, на этих памятниках проводил раскопки известный татарский археолог Р.Фахрутдинов. Согласно его концепции, изложенной в ряде научно-популярных работ и в книге «Очерки по истории Волжской Булгарии» (М., 1984), Иски Казань передала свою политическую и этноконсолидирующую роль Новой Казани.
Легендарная Иски Казань – всего лишь выдумка краеведов XVIII – XIX веков. Новые археологические открытия в Казанском Кремле лишают эту легенду главного аргумента в обосновании реальности Иски Казани как прародительницы Новой Казани – Старая Казань намного моложе Новой. Конечно, было бы ошибкой не видеть исторических связей между этими двумя памятниками, существовавшими практически одновременно на достаточно большом хронологическом отрезке времени.
Фаяз ХУЗИН
Старой Казани не было – была Казань Внутренняя
Читатель наверняка обратил внимание на разночтения в названии старого городища вблизи Камаево – Иски-Казан, Иски-Казань, Иске Казань. Разные варианты порой видишь даже в пределах одного сообщения.
Можно было бы подумать, что это простой недогляд корректора, если бы такое не встречалось в самых различных книгах, в том числе учебниках.
В татарских географических названиях чаще встречаются варианты с «ИСКЕ»: русский перевод – старая. Однако будем придерживаться академического образца – Татарского энциклопедического словаря, где есть статьи «Иски-Казанский историко-культурный и природный музей-заповедник» и «Иски-Казань» (Иске Казан – Ст.Казань)» – булгаро-татарский город на реке Казанке.
Более принципиальным нам показалось суждение о названии Старой Казани казанского ученого Рашита Галлямова, которое он высказал на международной конференции «Средневековая Казань: возникновение и развитие». Во-первых, он объясняет, почему мы говорим «Иски-Казань». Это «русский» вариант булгарского названия. Именно так называлось городище в Писцовой книге Казанского уезда 1565-1568 годов. С той лишь разницей, что раньше говорилось и писалось – «Ички Казань» (4 случая) и «Ычки Казань» (7 раз). Последнее соответствует татарскому «Эчке Казан».
Название«Иски Казань»в Писцовой книге отсутствует. Р.Галлямов полагает, что у писцов не было никакой необходимости менять звуки «с» на «ч», «и»на «ы», ведь они есть и в русском, и в татарском языках. Была на том месте еще «речка Ички Казань», никак с рекой Казанкой не связанная. Очевидно, что эта речка называлась «Эчке Казан» – то есть «Внутренняя казанская речка». Ученый не знает случаев, когда реку называли бы Старой или Молодой.
Таким образом, делает вывод Р.Галлямов, древнетатарский город в среднем течении Казанки изначально носил название «Эчке Казань» («Ички Казань», «Ычки Казань»), что буквально означает «Внутренняя Казань» или «город во внутренних пределах государства».
Это дает ему возможность утверждать, что Казань древнее Иски-Казанского Эчки-Казанского городища. Оно так называлось в период Казанского ханства и позднее, вплоть до XVIII века.
«Возникает логический вопрос, – пишет Р.Галлямов, – когда, на каком этапе развития исторической науки произошла трансформация понятия «Ички Казань» («Эчке Казан») в «Иски-Казань»?
Можно предположить, что данное явление – либо результат творческого наследия, новшества историков XVIII-XIX веков, либо результат отражения в них исторической психологии народа, в восприятии которого всякий ископаемый, разрушенный или полуразрушенный исторический памятник является «старым».
Публикации подготовлены на основе сообщений,
сделанных учеными на международной научной конференции
«Средневековая Казань: возникновение и развитие» (июнь 1999)