Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Три Казани Николая Калинина

Свой взгляд на древнюю историю Казани был у Н.Ф.Калинина (1888-1959). Николай Филиппович преподавал в Казанском университете (он был его выпускником), долгое время (1924-1946) работал в Центральном музее Татарии (заведовал историческим отделом) – (ныне Национальный музей РТ).

Центральный музей тогда занимался и археологическими исследованиями. Проводились экспедиции, организаторами которых были М.Г.Худяков и Н.Ф.Калинин. Археологическая наука переживала свое становление.

С исследованиями Н.Ф.Калинина, начатыми в 1923 году, связано один из динамичных и плодотворных периодов археологического изучения Татарстана и Казани. Благодаря его беззаветному служению науке стало возможным создание Казанской школы археологии.

Начало археологических исследований Калинина в Казани и других районах связано с его краеведческой деятельностью в школах №2 и №3 и Центральном музее республики. Он организовал экспедицию, проходившую по маршруту Казань – Камское устье. Им был открыт ранее не известный Сюкеевский могильник III – V вв. н. э. Работа в музее и преподавание в школе сочетались с деятельностью в Обществе археологии, истории и этнографии при университете – он был избран действительным членом в 1923 году.

Значительным моментом в его научной деятельности была защита в 1947 году кандидатской диссертации «Древнейшее население Татарии». Основной круг интересов Николая Филипповича был связан с историей и культурой Волжской Булгарии и Казани. С 1945 по 1952 год под его руководством было обследовано свыше 160 булгарских памятников. Фундаментальным трудом, написанным Калининым в 1952 году, стал очерк «Казань», в котором он обратился к различным проблемам, связанным с историей города, в том числе к проблеме его возникновения.

Калинин выделял три места, на которых когда-то существовал город Казань. На западных и северных окраинах Казани, в пойме реки Казанки и Волги, археологами обнаружены следы жизни первобытного населения, которое задолго предшествовало возникновению Казани. Их небольшие поселки с землянками располагались в низких местах, у небольших пойменных озер, речек.

Одна из таких форм была найдена у села Сухая река, на северном краю Казани. Датируются эти стоянки II тысячелетием и началом I тысячелетия до нашей эры. Прошли столетия… Люди стали выбирать для поселков места, защищенные оврагами, крутыми склонами речных долин. На левом берегу Казанки, в конце современной улицы Пушкина, на так называемом Федоровском бугре исторические источники указывают Старое городище.

Время его существования относят к I тыс. до н. э. или к I тыс. н. э. К концу I тыс. н. э., когда в Среднем Поволжье сложилось Булгарское государство, местность теперешней Казани и ее окрестностей представляла северную окраину этого государства. По долине Казанки жили предки марийцев, удмуртов, возможно, и мордвы.

В XIII веке Булгарию посетила катастрофа – она была покорена монголами. Булгар, ее столица, был разрушен. Булгария стала вассальным княжеством Золотой орды. «Казанская история» передает предание об основании Казани как Саинова юрта.

Калинин пишет, что это сказание имеет некоторую долю вероятности, однако неправильно рассматривать Саинов юрт как начало Казани, приписывая к тому же ее основание золотоордынскому хану. Археолог отмечает, что в сказании правдоподобно указано место постройки маленькой крепости (но не города) на Змеиной горе. Саинов юрт, существовавший недолго, был лишь военным форпостом для сбора дани в пользу завоевателей.

В 1925 году он совместно с проф. В.Ф.Смолиным проводил наблюдения на водопроводной траншее, проложенной в Кремле южнее башни Сююмбике. Здесь были прослежены и впервые документально зафиксированы культурные напластования, нижний горизонт которых (слой ханской Казани) содержал красноглиняную булгаро-татарскую керамику.

Привлекают внимание материалы, полученные Калининым в 1935 году из небольшого раскопа у северной стены Кремля. В культурном слое мощностью 4,5 м было прослежено 11 стратиграфических горизонтов. Относительно двух последних исследователь заметил: «По своему содержимому они резко отличаются от всех верхних слоев. Все вещи, в них найденные, явно характеризуют культуру татарского населения до эпохи московской колонизации. В них нашли отражение гончарное, кузнечное, медеобрабатывающее, строительное и кожевенное производства».

Обнаруженные в древнейшем слое фрагменты глиняной посуды имели яркие аналогии на золотоордынских и булгарских городищах. В числе датирующих находок Калинин указывал также на железный наконечник стрелы, бытовавший преимущественно в домонгольское время. Однако выделить соответствующие им слои исследователь не рискнул, очевидно, из-за малочисленности и невыразительности находок.

В 1948–1951 годах Калинин проводит разведочное обследование еще двух археологических памятников в пределах города – Зилантовского «городища» и Кабанского городища. По его мнению, основанному на исторических преданиях и некоторых более объективных данных, эти памятники могут представлять собою места первоначальной Казани, существовавшей там до ее окончательного переноса на Кремлевский холм. На Зилантовой (Змеиной) горе Калинин обнаружил всего несколько фрагментов позднеболгарской (?) керамики и обломок белого изразцового кирпича с голубой поливой.

Название горы, вслед за предшествующими исследователями, он связывал с татарскими легендами об обитании множества змей и крылатого змея-дракона Зиланта на месте будущей Казани. Археологические разведки подтвердили вероятность существования небольшого городища со слабыми признаками оборонительных укреплений в северной, возвышенной части Архиерейской дачи. Кладбище XIII–XIV веков с надгробиями на могилах Алтын-Бертек и Хасан-бека, следы которого так и не удалось обнаружить, могло располагаться на южной, более низкой площадке.

Был отмечен слабо насыщенный находками позднебулгарский культурный слой. Калинин принял это городище за остатки укрепленного феодального замка XIII–XIV веков, служившего «резиденцией князя, которому принадлежало Кабанское княжество». Особый интерес к этому булгарскому городку, по мнению исследователя, заключается в том, что он «был одним из зародышей будущей Казани». Первые масштабные археологические исследования на территории Кремля проводились Н.Ф.Калининым в 1953–1954 годах.

Тремя раскопами, заложенными около Тайницкой башни, Калинин вскрыл тогда довольно большую площадь – 280 квадратных метров и выявил мощные отложения древней Казани дорусского времени с богатыми находками. В первом раскопе обнаружились чрезвычайно интересные деревянные конструкции относительно хорошей сохранности, которые в интерпретации археолога представляли собой «части ограды ханского двора, стоявшего внутри Кремля, и части высокой дозорной башни, стоявшей у северо-западного угла этого двора...Ограда ханского двора рисуется, таким образом, крепостью в крепости, с прочными деревянными стенами и двумя высокими башнями».

В других раскопах были изучены жилые и хозяйственные сооружения, ямы, выявлены следы не до конца определенных деревянных конструкций, стратиграфически связанных с нижним слоем культурных отложений. Более древних, чем середина XV века, слоев все же не удалось выделить.

По мнению Калинина, Казань была основана местным населением и булгарскими феодалами. В XIII – XIV веках в бассейне реки Казанки образовались отдельные княжества со своими городками-крепостями и селениями. Одно из таких позднебулгарских княжеств существовало на территории современной Казани еще в XIII веке, задолго до образования Казанского ханства. Это устанавливается письменными свидетельствами, а именно, надписями на каменных надгробных плитах, обнаруженных на территории бывшей архиерейской дачи.

В среднем течении реки Казанки в конце XIII и в XIV веках существовало другое, более крупное княжество, постепенно объединившее земли вдоль реки. Центр его «Казан» носил одинаковое имя с рекой, которая и поныне по-татарски называется «Казан». С возникновением новой Казани на месте современной эта первоначальная Казань получила эпитет «Старая» («Иске»).

Он проводил исследования на Урматском селище и Камаевском городище, которые неоднократно обследовались им начиная с 1945 года, в 1956–1957 годах. Результаты проведенных работ позволили ему локализовать «Иски Казань» на месте Русско-Урматского селища. Этот город возник, по заключению ученого, не раньше середины XIII века и просуществовал до XV века, «когда соперницей ему окончательно стала Новая Казань».

Документальных данных для раскрытия названия города Казани Николай Филиппович Калинин не нашел.

Материал подготовлен на основе книг Н.Калинина «Казань», Ф.Хузина и А.Ситдикова «Древняя Казань» (К., 2005), П.Н.Старостина «Калинин Н.Ф.« (из серии «Выдающиеся ученые Казанского университета»)

«Казанские истории», №10-14, 2005 год