Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1956 – Начало работы в Казани Выставки народного хозяйства Татарской АССР
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Такая разная Казань: средневековый город в историографии
- 30 августа 2005 года
По истории средневековой Казани накопилась обширная литература. Благодаря выходу книги «Древняя Казань» Фаяза Хузина и Айрата Ситдикова, в которой систематизированы материалы в этой области, мы можем познакомить читателей с казанской историографией, насчитывающей десятки источников, научных и ненаучных, написанных в разные годы истории нашего края.
Первый этап
Изучение средневековой Казани принято начинать с историко-художественного сочинения под названием «Казанская история» («Казанский летописец»). В большинстве его списков время возникновения Казани увязывается с золотоордынским ханом Саином, основавшим Саинов юрт на месте будущей Казани.
В трудах русских историков Казань как предмет исследования вновь появляется в книге А.Лызлова, который поддержал золотоордынскую версию основания Казани Сартаком, сыном Батыя.
Проблемы истории Казани нашли свое место в трудах историков XVIII века – «Истории России с древнейших времен» В.Татищева [1768] и «Опыте Казанской истории» П.Рычкова [1767]. Рычков признал недостоверными легенды об основании Казани в джучидскую эпоху. Он обратил внимание на то, что в некоторых русских летописях «болгары-казанцы» начинают упоминаться с XII в. В XVII–XVIII вв. предпринимаются попытки изложения начала средневековой Казани в произведениях татарского фольклора, например, в «Дафтар-и Чингиз-наме» неизвестного автора. Эти предания и легенды с известной оговоркой принимаются за первые исторические сочинения.
Возникновение Казани в большинстве из них увязывается с разорением г.Болгара Аксак-Тимуром. «Старая Казань», согласно преданиям, через 104 г. после основания была перенесена на новое место – в устье Казанки, на Зилантау и Кремлевский холм, где она просуществовала еще 158 лет до взятия ее русскими войсками в 1552 г.
В исследованиях историков XIX в. нашла отражение преимущественно политическая история Казанского ханства, но в них затрагивались также проблемы ранней истории города Казани. Так, Н.Карамзин считал, что Казань основал преемник Бату – Саин-хан в конце XIII в. и после разрушения 1399 г. восстановил Улу-Мухаммад в 1438 г. Н.Полевой предполагал, что Казань была заложена в начале XIII в. и взята монгольскими войсками в числе других болгарских городов.
Значительный вклад в изучение истории Казани внес профессор Казанского университета К.Фукс. Ранним летописным упоминанием Казани он считал 1396 г. Одной из интереснейших, но содержащих большое количество фактических и хронологических ошибок, является работа М.Рыбушкина «Краткая история города Казани» (1834). По его мнению, опасный сосед России и столица царей ордынских «город Казань под именем Саинова юрта (кочевья) основан около половины XIV столетия после нашествия монголов на наше отечество Саином или Сартаком, сыном Батыевым, может быть, и по повелению самого Батыя».
Работа Н.Баженова во многом повторяет основные положения, существовавшие в историографии средневековой Казани начала XIX века. В ней используется как достоверный факт предание о разрушении Булгара Тимуром и основании Казани болгарским князем Алим-беком в начале XIV в.
Особое место в историографии Казани занимает фундаментальная книга С.Шпилевского, изданная в 1877 г. Пытаясь примирить русские летописи и татарские предания с их четкими датами основания Казани, он стремится доказать, что упоминаемый в татарских преданиях Тимур – это Менгу-Тимур, который после похода на Болгар в 1299 г. подарил только что основанную болгарским князем Алим-беком Казань («Иске-Казань») князю Федору Черемному. Иске-Казань, по его предположению, в конце XIV – начале XV в. была перенесена на Федоровский бугор в пределах современной Казани, а оттуда Улу-Мухаммад в 1445 г. переместил ее на Кремлевский холм.
По мнению М.Пинегина (XIX в.), первое достоверное упоминание Казани в летописях относится к концу XIII века, но он не исключал существование города и раньше, так как о булгарах-казанцах говорится якобы еще при описании событий 1164 г.
Книга Н. Загоскина интересна тем, что в ней использованы некоторые результаты первых археологических наблюдений на территории Кремля. В начале XX в. выходит в свет несколько оригинальных работ.
Н.Спасский в своем «Очерке по родиноведению», изданном в 1912 г., затрагивал и проблемы ранней истории Казани. В представлениях автора Казань является городом, основанным Батыем на Федоровском бугре (Саинов-юрт). А на месте «Иски-Казани» (Камаевское городище) город заложили булгары, пришедшие сюда вместе с ханом Алим-беком после нашествия Менгу-Тимура на Болгар в 1279 г. Иске-Казань была разрушена русскими в 1399 г. В 1437 г. Улу-Мухаммад основал Казанское ханство, переселив оставшихся жителей Иске-Казани на Федоровский бугор, и только в 1446 г. его сын Махмуд перенес город на современный Кремлевский холм.
Построения автора, понятно, никакими источниками не подкреплены.
М.Хомяков категорически возражал против размещения первоначальной Казани в Иске-Казани и на Зилантовой горе. В качестве гипотезы ученый выдвинул предположение о возможной локализации раннего города на Кабанском городище. По справедливому заключению Хомякова, положительные результаты по определению местоположения древней Казани будет возможным получить в конечном итоге лишь при изучении объектов, находящихся под землей, т.е. путем археологических изысканий.
В конце XIX – начале XX в. к изучению проблем средневековой Казани проявила интерес возрождающаяся татарская историческая наука. Среди первых татарских исследователей истории средневековой Казани можно назвать Ш.Марджани, Г.Баттала, Г.Ахмерова, Х.Атласи, Р.Фахретдина, А.Валиди, Г.Газиза, Г.Губайдуллина. В их работах превалирует анализ политических событий XIV–XVI веков. Характеризуя их работы в целом, важно отметить, что они говорят о культурно-исторической и этнической преемственности Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Марджани считал, что Казань основана ханом Газаном (Хасаном), внуком Батыя, о чем, по его мнению, может свидетельствовать найденный на Архиерейской даче надгробный камень конца XIII века, поставленный на могилу Хасан-бека. В 1436 г. Улу-Мухаммад основал столицу Казанского ханства уже на новом месте.
Ахмеров указывал, что еще до основания города в середине XII в. здесь проживали болгары-казанцы. По его мнению, поселения древних болгар в результате их развития перерастают после монгольского нашествия в города Старая Казань и Новая Казань. Вслед за Марджани основание Казани он связывал с именем хана Казана, жившего до 1288 г., и отвергал легенду о появлении города после нашествия Тимура.
В книге Атласи татарские устные предания об основании Казани признаны не соответствующими действительности. На основе детального изучения русских летописей он пришел к выводу о том, что первое упоминание Казани относится к концу XIV в. Любопытно, что «Иске-Казань» Атласи локализовал на Зилантовой горе. Имя города он выводил из названия реки Казанки.
Определенным итогом первого этапа изучения средневековой Казани можно считать труды М.Худякова. Автор полагал, что Казань была основана после разрушения Болгара Булак-Тимуром (1361) на месте «Иске-Казани», оттуда перенесена на Старое городище (Федоровский бугор), а после прихода Улу-Мухаммада – на Кремлевский холм.
Вопрос о месте и времени основания города занимал тогда практически всех исследователей, но он так и остался нерешенным.
Второй этап
Изучение истории Казани в 1925–1958 гг. связано в основном с именем Н.Калинина, известного советского археолога, крупнейшего знатока средневековой истории нашего города.
В 1928-1929 гг. научными учреждениями Казани была организована экспедиция по изучению булгарских городов. Наряду с раскопками на Билярском и Джукетауском городищах экспедиция начала археологическое изучение и Казанского кремля. К северу и востоку от Благовещенского собора под руководством И.Бороздина была заложена серия шурфов, один из которых расширили до масштабов раскопа. Эти раскопки, как признавался позднее Бороздин [1929], для истории древней Казани «почти ничего не дали».
Другого мнения был Калинин, который отмечал, что во всех шурфах прослеживалась довольно четкая стратиграфия культурных отложений с остатками древних сооружений. Нижний слой «немалой толщины», содержащий булгаро-татарскую керамику, исследователь датировал временем Казанского ханства. Кроме того, в одном из шурфов, заложенном на краю холма за Благовещенским собором, были вскрыты руины белокаменной крепостной стены, время строительства которой было определено предположительно XVII в.
Как было установлено позднее А.Ситдиковым, основание ее относится к более раннему времени: концу XII – началу XIII в.
Плодотворные раскопки Калинина завершили второй этап археологических исследований древней Казани.
А.Халиков, позднее А.Ситдиковустановили, что при раскопках Калинина были обнаружены даже отдельные находки домонгольского времени, но сам исследователь не смог правильно их датировать, или же, скорее всего, не придавал им особого значения, считая пережиточными. В то же время складывается впечатление, что Н.Калинин особо и не стремился искать более ранние, чем середина XV в., следы обитания булгар на Кремлевском холме, хотя прекрасно знал о неоднократных находках джучидских монет из прежних сборов. Возможно, он оказался в плену собственной гипотезы, которой оставался верен до конца жизни и согласно которой первоначальная Казань отождествлялась с «Иски Казанью».
Третий этап
Важное значение имели археологические исследования Казани в 1970-1980-е гг. Они проводились под общим руководством профессора А.Халикова, внесшего огромный вклад в изучение древностей средневековой Казани. Главной целью возобновившихся исследований было установление местоположения первоначальной Казани и времени ее возникновения.
В начале 1970-х гг. преподаватель кафедры истории СССР Казанского университета, большой знаток средневековых русских письменных источников, В.Степанов еще раз обратил внимание историков на дату основания города, упомянутую в «Казанской истории». Эта дата – 1177 г. – серьезно заинтересовала Халикова, и он решил проверить ее археологически. Ученый обращается сперва к старым коллекциям, собранным еще в прошлом столетии, а также к материалам раскопок В.Смолина, И.Бороздина и Н.Калинина.
Археологические раскопки начались в 1971 г. с проверки имеющихся гипотез о расположении первоначальной Казани на Зилантовой горе, Кабанском городище и на месте Старого городища, упоминавшегося в ряде источников XVI в. на посадской территории. Основным достижением археологических исследований 1970-х гг. можно считать создание основ стратиграфии и хронологии культурных отложений Кремля.
В результате дата первого упоминания города в «Казанской истории» второй половины XVI в. получила, казалось бы, археологическое подтверждение. Однако не все согласились с этой датой. Такие современные исследователи, как В.Егоров, В.Кучкин, Р.Фахрутдинов, позднее и Л.Шавохин считали Казань городом, возникшим не раньше второй половины XIV в.
В итоге вопрос о времени возникновения Казани остался не решенным. Между тем, домонгольский возраст города у многих ученых не вызывал уже больших сомнений. Предложенная Халиковым дата была принята авторами серьезных научных трудов, в том числе и составителями энциклопедии «Города России» [1994].
Четвертый этап
Последний этап в истории археологического изучения Казани начался в 1994 г., когда был создан Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Эти раскопки, финансируемые музеем-заповедником и Казанским Советом народных депутатов), проводила объединенная археологическая экспедиция Института истории АНТ, Казанского университета и самого музея-заповедника под руководством Ф.Хузина.
В последние годы охранно-спасательного характера археологические раскопки и наблюдения проводятся и за пределами Кремля, в исторической части города. В результате накоплен огромный фонд археологических источников, изучение которых позволяет воссоздать древний облик средневековой Казани, определить ее статус в разные исторические эпохи, решить многие дискуссионные проблемы, имеющие зачастую принципиальный характер.
«Казанские истории», №10-14, 2005 год