Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Жёлтый аист – привет из Китая

В рамках юбилейных торжеств памяти  Назиба Жиганова в Министерстве культуры РТ композитор Леонид Любовский представил балет «Легенда о Жёлтом аисте»

5 апреля в Министерстве культуры прошло совещание с участием членов  экспертного совета по музыкальному искусству и руководства правления Союза композиторов республики, на котором композитор Леонид Любовский представил балет «Легенда о желтом аисте» – сочинение, созданное им на основе балета Назиба Жиганова.


Начал он с добрых слов о Назибе Жиганове, которого считает своим учителем. Леонид Зиновьевич показал ноты «Симфонических новелл», созданных на основе музыки балета о желтом аисте, с дарственной надписью автора, а также яркую фотографию фигурки аиста, привезенной Назибом Гаязовичем из Китая. Фотографию ему подарила Нина Ильинична Жиганова, когда просила Любовского довести балет до премьерного спектакля.

Вместе с начальником отдела по развитию искусства Министерства культуры РТ Зульфирой Салеховой (в центре снимка) они рассказали об истории жигановского балета, о причинах, по которым он не был поставлен, а также о перспективах нового музыкального проекта.

В целом собравшиеся оценили новое сочинение позитивно, некоторые даже восторженно. Художественный руководитель балета Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Владимир Яковлев отметил, что новое сочинение легко переносится на сцену, поскольку оба композитора «думали о ногах балерины».

По его словам, постановка балета в Казани будет предпочтительнее, чем в Москве, в театре Вячеслава Гордеева, где уже идет работа над ним. Однако для этого нужно дополнительное финансирование.

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский высоко оценил музыкальные достоинства сочинения, выразив желание исполнить музыку балета, если по каким-то причинам он и на этот раз не будет поставлен.

Александр Сладковский и Резеда Ахиярова

Маэстро предложил представить балет как часть культурной программы Татарстана на Универсиаде в Китае, которая будет проходить нынешним летом.

Состоялся обмен мнениями по поводу творческого содружества двух композиторов. Профессор консерватории Шамиль Монасыпов отметил, что Леонид Любовский вполне мог бы поставить на афише свое имя первым, на что композитор ответил, что по-другому сделать не может: первым в афише будет стоять имя его учителя – Назиба Жиганова.

Дарственный автограф Назиба Жиганова

 

 Мысль о том, что Жиганова в новом сочинении мало, не нашла поддержки не только  у композитора Резеды Ахияровой, но и у других. Она заметила, что в сочинении Леонида Любовского музыка Назиба Жиганова, воплощенная им впоследствии в «Симфонических новеллах», нашла почти полное воплощение. Проректор консерватории, профессор Александр Маклыгин был единственным, кто не разделил позитивных оценок.

По его словам, балет, конечно, поставить нужно – для молодежи и силами молодых исполнителей.  На сцене театра имени Джалиля  он вряд ли соберет большую публику, поскольку пентатоника сегодня интереса не вызывает. О том, что композитору Любовскому стоит уменьшить ее долю в балете, говорила и композитор Луиза Батыр-Булгари.

По ее мнению, даже китайские музыканты все дальше уходят от пентатоники. Однако большинство придерживалось мнения о том, что музыка как раз этим и ценна, что она отражает специфику содержания. Какого-то официального характера обсуждение нового балета не имело. И на его судьбу вряд ли могло повлиять на его судьбу.

Тем не менее композитор Леонид Любовский прощался со всеми в надежде на новую встречу, уже на премьере.

***

В Казанской консерватории праздничные  программы памяти Назиба Жиганова подготовили студенты и педагоги почти всех специальностей.

14 марта в исполнении студентов фортепианного факультета звучала фортепианная музыка Назиба Жиганова. 18 марта состоялся концерт кафедры концертмейстерства, на котором исполнялись песни, романсы, арии из опер. 31 марта с программой «Назиб Жиганов и его современники» выступил оркестр народных инструментов. 2 февраля состоялся открытый конкурс ансамблей для исполнителей на духовых и ударных инструментах учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений города.

***

6 апреля в консерватории проходила Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, аспирантов, студентов «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность», четвертая по счету.

В программу пленарного заседания были включены выступления ректора консерватории Р. Абдуллина, проректора по научной работе А. Маклыгина, заведующего кафедрой теории и истории исполнительского искусства В. Яковлева, педагогов Е. Бурундуковской, В. Спиридоновой, А. Игламовой, Г. Мухамедовой, Ш. Монасыпова (Казань) и Р. Шайхутдинова (Уфа).

Работали секции «Теория исполнительского искусства», «История исполнительского искусства», Методика и педагогика». В программе конференции были выступления гостей из Астрахани, Саратова, Владивостока и Новосибирска.

***

20 апреля в Казани будет проходить международная научно-практическая конференция «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности». Ее организаторы – Министерство культуры Республики Татарстан, Казанская государственная консерватория имени Н.Н. Жиганова, Национальный музей РТ. К участию в конференции приглашены преподаватели музыкальных вузов, средних специальных учебных заведений, детских музыкальных школ, научные сотрудники НИИ художественного профиля.

Основные тематические направления научно-практической конференции:

– Творчество Н. Жиганова: музыкальный театр, мир симфонической музыки, вокальные и камерно-инструментальные сочинения;

– Н. Жиганов как крупный музыкально-общественный деятель;

– Н. Жиганов и становление композиторской школы в Среднем Поволжье;

– Н. Жиганов и система музыкального образования в Среднем Поволжье;

– Жизненный путь Н. Жиганова: новые страницы биографии;

– Архивное наследие Н. Жиганова: проблемы хранения и изучения;

– Н. Жиганов и становление академической музыкальной культуры в Татарии;

– Н. Жиганов и многонациональная российская музыкальная культура;

– Творчество Н. Жиганова в средствах массовой информации.

***

21 апреля будут подведены итоги Международного конкурса композиторов имени Н.Г.Жиганова. Торжественное заседание в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля планируется  в июне.

Фото Альберта Тахавиева

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить