Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Опера «Алтынчеч» – 70 лет истории
- 18 июня 2011 года
17 июня 2011 года в музей-квартиру Н. Жиганова пригласили тех, кто имел отношение к постановке на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля оперы «Алтынчеч».
Встреча была посвящена 70-летию со дня премьерного спектакля. Это был день воспоминаний о работе над спектаклем, об общении с композитором Назибом Жигановым.
Владимир Васильев, который не раз дирижировал оперой, когда она шла на сцене театра имени Джалиля, напомнил известные факты и сообщил некоторые эксклюзивные подробности. Солист Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля Руслан Аминов вспомнил о работе в спектакле 1978 года, когда он пел партию Джика.
Заведующая кафедрой Казанской консерватории, профессор Альфия Заппарова рассказала о новой постановке «Алтынчеч» силами студенческого театра. Работа идет к завершению, и в сентябре планируется показать спектакль либо в концертном зале имени Салиха Сайдашева, либо на сцене оперного театра.
Опера Назиба Жиганова «Алтынчеч» в разных источниках называется по-разному. На первой афише – «АЛТЫН ЧЕЧ». В программке для зрителей первого спектакля и газетах того времени писали «Алтын-чеч». В более поздние времена закрепилось два названия – «Алтынчеч» и «Алтынчач».
Черновики воспоминаний, письма родным Назиба Жиганова, бережно хранимые и собираемые сотрудниками музея Н. Жиганова, позволяют узнать историю создания оперы «Алтынчеч» из уст самого Назиба Гаязовича.
Автор либретто оперы «Алтынчеч» М. Джалиль положил в его основу памятники устно-поэтического творчества татарского народа, в частности, героический эпос «Джик-мерген» (или Джик-Мерген), а также народные сказки «Алтынчеч», «Золотое перо» и другие. Он передал свою поэму «Алтынчеч» московскому композитору Б. Асафьеву, и в начале мая 1939 года в Казани состоялось прослушивание его оперы, однако отоперы Б. Асафьева театр отказался. Вскоре Художественный совет оперного театра предложил дирекции театра поручить написать новую оперу на либретто М. Джалиля композитору Н. Жиганову.
С этой же просьбой к композитору обратился его учитель по Московской консерватории Генрих Литинский:
Назибушка дорогой!
Так уж, видимо, предназначено Татарии: явиться застрельщицей в создании оперы на современный советский сюжет, то есть дать нечто такое, что до сих пор не смогла дать русская оперно-музыкальная культура, несмотря на богатейшее ее прошлое. Как и следовало ожидать, здесь потребовали оперы на современный советский сюжет.
<...> Оперу надо написать молниеносно, чуть ли не в пять месяцев (клавир), не имея еще ни точной темы, ни сценария, ни – тем более – либретто. Мои доводы насчет «Ирек» (при условии коренной переделки или написания заново либретто) успехом не пользуются: считают здесь, что заканчивать спектакль Октябрьской революцией – недостаточно, нужно советскую Татарию вывести, установление Тат[арской] республики и т. д. и т. п.
<...> Если бы Вы взялись за это дело – решение вопроса было бы таким, каким его можно ждать, зная Вас. Но где Вы возьмете физические силы? Говорить о других невозможно: Музафарову – не под силу и не по таланту, Хабибуллину – не под силу – слишком медлительный, Яруллину – может быть, и можно было бы поручить, при условии, что он будет сдавать музыку в клавире по сценам (а не по актам), с тем чтобы немедленно репетировать, а оркестровку сделать летом при обязательном Вашем участии и, в крайнем случае, при частичной моей работе над партитурой. Сам не знаю, что советовать. Слова «нет» не существует, ибо может на время заглохнуть дело Декады, а это равносильно отмене ее. Опера должна быть. <...>
Новую оперу затевать рискованно в смысле срока. Но если прикажут – делать надо будет, и очень хорошо, и основательно, как бы трудно это ни было. Надо. Подумайте, напишите мне, пожалуйста. Как последняя картина «Алтынчач»? <...>
Буду Вас держать в курсе всех дел, а Вы меня информируйте. Ну, всего лучшего. Обнимаю Вас и желаю всяческих успехов.
Всегда Ваш Литинский.
Москва – Казань. 27 сентябрь 1940 года
Совместная работа Назиба Жиганова и Мусы Джалиля началась во второй половине мая 1940 года. Через шесть месяцев, 10 сентября, Жиганов представил оперу «Алтынчеч» руководству театра и республики. В ноябре он был участником совещания мастеров советского искусства, проходившего в Москве, на котором опера «Алтынчеч» была отмечена среди лучших сочинений этого жанра.
Июнь 1940 года. Назиб Жиганов и Муса Джалиль в санатории "Васильево" работают над оперой "Алтынчеч"
В музее-квартире композитора сохранилась рукопись с распределением ролей в первом спектакле. В заглавной партии записаны Г. Кайбицкая и Ш. Кутдусова, в роли Джика - Ф. Насретдинов и Н. Даутов, в роли Тугзак - М. Рахманкулова и Забирова. Дирижер-постановщик - Д. Старжиганов (такой тогда была фамилия брата композитора Д. Садрижиганова), художник Б. Матрунин, хормейстер В. Гаврилов, балетмейстер Г. Тагиров. З. Сафин значится как ассистент режиссера. Позднее он покажет публике свое видение оперы Жиганова.
Опираясь на народно-национальные основы татарского музыкального искусства и широко претворяя принципы классической оперной драматургии, Жиганов создал самобытное произведение, впечатляющее масштабностью и эпическим размахом.Основная направленность сочинения выражена в символическом образе Матери-родины – Тугзак, предводительницы рода. Два романтических образа – богатырь Джик-мерген и красавица Алтынчеч – воплотили идеалы народа о мужественности, силе и красоте.
Дата премьеры спектакля в разных источниках разная, хотя в данном случае это имеет принципиальное значение: до начала Великой Отечественной войны или после? Пришлось познакомиться с подшивкой газеты "Красная Татария" за июнь-июль 1941 года.
Премьера оперы «Алтынчеч», включенная в программу Декады татарского искусства, которая должна была состояться в августе 1941 года. Газета «Красная Татария» внимательно следила за тем, как шла работа над спектаклем.
Первая публикация появилась 15 сентября 1940 года. 12 ноября того же года было опубликовано интервью Г. Литинского о творческой работе татарских композиторов и либреттистов, из которого читатели узнали, что опера «Алтынчеч» была высокого оценена на совещании мастеров советского искусства в Москве. 22 марта 1941 года он же написал о репетициях нового спектакля. В номере за 19 ноября в рубрике «Говорят участники декады» о работе над своими партиями в газете рассказали: С. Садыкова (Алтынчеч), М. Рахманкулова (Тугзак), М. Алеев (Хан). В номере от 2 марта художник Б. Матрунин рассказал о том, как будет оформлен спектакль. 28 марта газета сообщила о репетициях, 30 мая – о том, что подготовка спектакля идет к завершению.
В первой половине июня – сразу две публикации. «Творческий подъем» – так называлась беседа с музыкальным руководителем декады А. Маргуляном о предстоящей премьере оперы «Алтынчеч» (3 июня). 5 июня о работе над либретто оперы рассказал заведующий литературной частью М. Залилов (Муса Джалиль). В номере от 6 июня появляется объявление о том, что 9 июня в помещении Казанского драматического театра состоится премьера спектакля «Алтынчеч».
В преддверии войны, а потом во время боевых действий спектакль о борьбе булгар с иноземными поработителями находил горячий отклик зрительном зале. Премьера оперы состоялась 9 июня 1941 года.
В номере от 21 июня, накануне начала Великой Отечественной войны, в газете опубликован материал о постановке оперы, подписанный режиссером-постановщиком Л. Баратовым.
С 22 июня из газеты уходят все темы, кроме фронтовых новостей. О культурной жизни можно узнать из объявлений на последней полосе. Поздние объявления сообщат, что премьерные спектакли проходили 12, 13 и 21 июля.
Как свидетельствует Р. Мустафин, осенью 1941 года, когда шли тяжелые бои с фашистами, Муса Джалиль был на одном из спектаклей «Алтынчач». Он сказал тогда композитору: «А ведь в образе пришельца Хана я узнаю современных фашистов, которые на своем пути сжигают, уничтожают все живое. Гибнут старики, женщины, дети».
В 1943 опера «Алтынчеч» была возобновлена с новым режиссерским и художественным решением (дирижер Дж. Старжиганов, постановщик З. Сафин, художник П. Сперанский, хормейстер В. Гаврилов, балетмейстер Г. Тагиров).
Когда М. Джалиль попал в плен, спектакль сняли с репертуара. Однако в 1944 году он снова появился в репертуаре театра. Как пишет А. Мирханова в журнале «Казань» (Высокие отношения. Эпизоды из жизни героев «эпохи самородков». 2010, №3), Н. Жиганов и З. Сафин пообещали убрать его фамилию из афиши, чтобы спасти спектакль, однако в программке за 1944 год, которая хранится в фондах музея Н. Жиганова, автор либретто указан. Однако опера претерпела изменения: композитор внес в нее ряд существенных сюжетных поправок, рекомендованных Институтом истории, литературы и языка Казанского филиала Академии наук СССР с учетом требований постановления ЦК ВКП(б) «О недостатках в идеологической и массово-политической работе в Татарской парторганизации».
31 мая 1957 года опера была показана в Москве в рамках Декады татарского искусства и литературы. А потом ее увидели и услышали ленинградцы.
«Алтынчач» – монументальное произведение, ярко и полно представляющее тип подлинной национальной оперы. Оно сочетает эпос с драмой, лирику со сказочной фантастикой, отличается богатством и разнообразием ситуаций. Развитие и исход интриги выдержаны в лучших традициях народного искусства – после великой, мужественной борьбы добро и справедливость торжествуют над злом и насилием, могучий свет победы рассеивает мрак поражений.
Большая ценность оперы – в народной энциклопедичности ее образов. Здесь равно представлены и героика, и быт, и величавая самоотверженность, и нежная трепетность чувства, и высшая просветленность, и низменное коварство человеческих душ. Течение и развитие действия становится остро драматичным трагичным, а местами растворяется в тихо изящной и тонкой лирике. Это многообразие светотеней позволяет воспринимать спектакль с неослабевающим интересом.
Многосторонности сюжета соответствует многосторонность музыки оперы. Даровито композитора подкрепляется его незаурядным мастерством и широкой музыкальной культурой. В музыке «Алтынчач» заметно очень благотворное влияние русских оперных классиков (отчасти М. Мусоргского, А. Бородина и в особенности Н. Римского-Корсакова).
Но это – влияние, далекое от пассивной подражательности. Используя заветы эпоса, драмы и лирики, оставленные русскими классиками, Н. Жиганов опирается на основу народного, татарского фольклора. Верность принципам фольклора – замечательное достоинство его музыки.
Композитор очень метко улавливает и ярко воплощает темперамент татарской музыкальной речи, пылкость и чеканность народных танцев, силу интонаций страдания в горе народном, целомудренную сдержанность и этическую узорчатость лирических образов, дикость и свирепость звериного облика врагов.
Органично и слияние оркестра с хором солистами, достигающее естественной и отрадной гармонии без какого-либо насилия оркестровой звучности над голосами. Хоры звучат очень хорошо, а пение и речитативы солистов выпукло выделяются на оркестровом и хоровом фоне... (10).
Ю. Кремлев
Из рецензии на спектакль «Атлынчач» Татарского театра оперы и балета
Газета «Вечерний Ленинград», 1957 17 июля
После московских гастролей большая группа артистов, композиторов, писателей, художников получила правительственные награды. Н. Жиганову было присвоено звание «Народный артист СССР».
В спектаклях в разные годы выступали выступали: Г. Кайбицкая, Ш. Кутдусова (Алтынчач); А. Измайлова, М. Рахманкулова, М. Булатова, X. Забирова (Тугзак); Ф. Насретдинов, Н. Даутов (Джик-мерген); Т. Ростовцев (Хан); У. Альмеев (Урмай).
Тугзак - Марьям Рахманкулова
Джаик-мерген - Фахри Насретдинов
В 1956 году зрители увидели обновленную версию спектакля. В постановочную группу входили дирижер Дж. Садрижиганов, режиссер-постановщик Н. Даутов, художник В. Людмилин, хормейстер В. Гаймерль, балетмейстер Ш. Байдавлетов. Роль Тугзак исполняли М. Булатова, Х. Забирова и М. Рахманкулова; Алтынчеч – В. Шарипова, Р. Билялова, А. Галимова; Джика-мергена – А. Аббасов, Н. Даутов и Ф. Насретдинов; Хана – Б. Апполонов, Ю. Гизатуллин, X. Тухватуллии; Урмая – У. Альмеев и Л. Маев.
Некоторые изменения в исполнительском составе спектакль претерпел в 1964 году. В роли Тугзак зрители увидели М. Булатову, Х. Гиниятову, Н. Зайцеву, в роли Алтынчеч – Д. Баранникову, Р. Билялову, в роли Джика – А. Аббасова, Ф. Насретдинова, в роли Хана – Б. Аполлонова, Ю. Гизатуллина, в роли Урмая – А. Зайнуллина, Л. Маева.
В 1978 году за дирижерский пульт встал дирижер В. Куценко. Изменилось оформление спектакля (художник Э. Нагаев). В постановочную группу вошли балетмейстер Л. Исакова и хормейстер И. Рахимуллин. В обновленной постановке выступили артисты нового поколения, выпускники Казанской консерватории: З. Сунгатуллина, Г. Казанцева, Э. Хабибуллина (Алтынчеч); Х. Гиниятова, Р. Нуриева (Тугзак); Х. Бигичев, Р. Даминов (Джик-мерген); Р. Сахабиев, М. Якупов (Хан).
В роли Алтынчеч Зиля Сунгатуллина
В 1994 году «Алтынчеч» была поставлена в новой музыкальной редакции. Работу над ней Ф. Мансуров начал еще при жизни композитора. Он стал музыкальным руководителем новой постановки. В постановочную группу также входили режиссер Г. Панков (Москва), художник В. Семизоров (Алма-Ата), хормейстер Н. Джураева, балетмейстер С. Хантимирова. Роли исполняли Тугзак – Г. Ластовка; Алтынчеч – В. Ганеева, З. Сунгатуллина, Р. Узбекова; Джик-мерген – Х. Бигичев, Р. Даминов; Р. Сахабиев (Хан); А. Файзрахманов, Р. Якупов (Урмай).
С оперой «Алтынчеч» Назиба Жиганова я познакомился более сорока лет назад, еще будучи в Алма-Ате. Меня тогда потрясла эта яркая эмоциональная музыка. И теперь, когда мною исполнено почти все, что написано Жигановым, я возвращаюсь вновь к его замечательной опере.
Назиб Жиганов не раз говорил о своем желании пересмотреть партитуру оперы «Алтынчеч» с учетом требований современного театра, тяготеющего к динамичному действенному спектаклю. Мы неоднократно обсуждали возможные варианты новой редакции. К сожалению, нам не пришлось завершить эту работу вместе.
Более чем четвертьвековой опыт работы в Большом театре позволил мне творчески компетентно разобраться в музыкальной драматургии сложной партитуры оперы и осуществить ее новую редакцию. Я очень рад, что мне удалось вернуть этот бесценный шедевр оперного искусства на сцену театра. Убежден, что «Алтынчеч» может достойно представлять музыкальную культуру татарского народа на самых высоких уровнях.
Фуат МАНСУРОВ
Из программки к премьерному спектаклю 1994 года
Публикация «Кзыл Татарстан»
Самостоятельную концертную жизнь обрели многие номера оперы: из Пролога – ария Тугзак «Сыны мои! Бескрайна степь!», Плач Каракаш «Край мой милый»; из 1-го действия – ария Алтынчач «У подножья каратау», ариозо Хана «Отчего тревожно сердце мое», ария Джика «Дремучий лес», дуэт Джика и Алтынчач «Как тростник речной стройна»; из 2-го действия – рассказ Джика «Имени не знаю я», ария Тугзак «Здесь, у волжских берегов», речитатив и ария Алтынчач «Потемнело перо», «Лебедь мой, ко мне лети»; из 3-го действия – ария Джика «Держите откуда путь» и др.
В сценической истории оперы «Алтынчеч» – постановки в Алма-Ате и Уфе.
В Башкирском театре оперы и балета она была поставлена в 1946 году. В постановочную группу входили дирижер Х. Фазлуллин, режиссер Г. Хабибуллин, художник М. Арсланов, балетмейстер – Е. Войтович. Основные партии исполняли: Б. Валеева, 3. Гайнутдинова (Алтынчач); М. Ахметзянова, М. Салигаскарова (Тугзак); Г. Нигмедзянов, С. Хуснияров (Джик-мерген); И. Кудашев (Хан); 3. Алмаев, М. Хисматуллин (Урмай).
В Казахском академическом театре оперы и балета имени Абая опера оперы «Алтынчеч» (в казахской транскрипции «Алтын-шаш», «Алтын Шаш, «Алтыншаш») ставилась дважды.
В 1948 году в постановочную группу входили дирижер Л. Шаргородский, режиссер К. Байсеитов, художник В. Колоденко, балетмейстер Ю. Рейнке. которая перевела текст на казахский язык. К. Байсеитов перевел текст оперы на казахский язык. В преддверии премьеры он приезжал в Казань на встречу с автором музыки.
Основные партии исполняли: К. Байсеитова и Ш. Байсекова (Алтынчеч); Ф. Альмухамедова и О. Симонова (Тугзак); М. Абдуллин и Б. Досымжанов (Джик-мерген).
В 1966 году оперу поставили дирижер Ф. Мансуров, режиссеры Б. Досымжанов и В. Жданов, художник В. Семизоров. Основные партии исполняли: А. Байкадамова (Алтынчач), Б. Ашимова, Э. Епанешникова, О. Симонова (Тугзак); Б. Досымжаев, А. Умбетов, Н. Каражигитов (Джик-мерген).
"Меня очень взволновала и обрадовала весть о постановке моей оперы на сцене казахского театра. «Алтынчеч» хорошо была поставлена в Казани и в Уфе, но то, что я увидел в Алма-Ате, превзошло все ожидания. Меня глубоко тронула огромная любовь, с какой работал коллектив над созданием спектакля".
Так писал Назиб Жиганов.
Экспонаты музея Назиба Жиганова, рассказывающие об истории оперы Назиба Жиганова "Алтынчеч".
Фрагмент книги Любови Агеевой "Симфония судьба. Назиб Жиганов: композитор, педагог, личность"