Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Январь | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
1922 – В Казани в здании напротив Александровского пассажа (ныне ул. Кремлевская) открылся Центральный коммунистический клуб. На нем и сегодня есть мемориальная доска, которая сообщает, что здесь был создан первый казанский пионерский отряд имени Спартака
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Петрушка» на Петрушкином разъезде
- 07 февраля 2016 года
Была недавно в Кировском районе и увидела странный памятник – старинный трамвайный вагончик, а рядом – лошадь. Не есть ли это та самая конка, о которой недавно довелось прочитать в одной из казанских газет?
Тамара М.
Ответ от редакции газеты «Казанские истории»
Мы нашли ответ в газете «Республика Татарстан», где 31 декабря 2015 года было рассказано о необычном памятнике недалеко от Петрушкина разъезда.
Бронзовой лошадке, долгое время сиротливо стоявшей близ автобусной остановки, подан долгожданный экипаж – нарядный рессорный вагончик сообщил известный казанский журналист Евгений Ухов.
Немного истории о казанской конке, хотя лучше прочитать публикацию Борис Ерунова. Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в городе Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка. К концу XIX века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км.
Праздник в честь открытия конки
По толковому словарю Даля простонародное название «конка» определяется как «конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми». По Казани ходили маленькие коробочные вагоны, запряженные лошадьми. На крутых подъемах пристегивались дополнительные кони – «петрушки».
Из публикации Евгения Ухова мы узнали много интересного и даже поразительного. Оказывается, задумал поставить памятник конке один человек. Автор проекта, заказчик и его финансовый спонсор – генеральный директор Казанского подшипникового завода Даниал Бикмухаметов. Он надеялся заполучить у ГУП «Метроэлектротранс» раритетный вагончик конки из «ретропарка» на Петербургской улице. Это единственный сохранившийся вагончик.
Но эти надежды не оправдались. На его запрос ответили из Санкт-Петербурга, где Музее трамвайно-троллейбусного управления нашлась «лишняя» колесная платформа старой конки.
«Тотчас в Северную столицу был снаряжен эвакуатор, и вскоре тележка была в Казани. Доставить ее из Санкт-Петербурга оказалось куда проще, чем с казанской улицы Петербургской на улицу Клары Цеткин! Замечу, что случилось это незадолго до подписания договора о сотрудничестве между администрацией Кировского и Московского районов Казани и Адмиралтейским районом Северной столицы. Выходит, гендиректор «подшипника», по выражению Козьмы Пруткова, зрил в корень!
А воссоздать вагончик взялись специалисты строительной фирмы по изготовлению бытовок для районов Крайнего Севера. Они воспроизвели подлинный экземпляр, стоящий у офиса «Метроэлектротранса».
Но и теперь, когда вагон уже на рельсах, до завершения композиции далеко. Чтобы конка предстала во всей своей красе, надо «запрячь» в нее Петрушку, а это та еще морока – дополнительно отлить оглобли, хомут, вожжи, постромки и прочие атрибуты сбруи! И кучера в одежде конца XIX века надо на козлы посадить. Этим и занимается сейчас скульптор Рустем Габбасов, лошадку изваявший.
Спрашиваю Даниала Закировича, во что обошлась ему его затея?
– Считайте: Петрушка – два миллиона рублей, а еще гранитная информационная плита, чугунная ограда, старинный булыжник, ретро-фонари. 100 тысяч рублей – платформа плюс доставка, 450 тысяч – вагончик, без монтажа и установки. Трудно заранее подсчитать предстоящие расходы на кучера, упряжь и прочие аксессуары. Честно сказать, когда замысливал памятник, я не предполагал, что он окажется таким затратным. Но, как говорится, если взялся за гуж…»
http://rt-online.ru/ekipazh-petrushke-podan-zapryagaj/
Как хорошо, что живут еще среди нас такие энтузиасты.
К слову, лошадки таскали вагончики по Казани еще двадцать пять лет. Конка прекратила свое существование только 3 декабря 1900 года, когда в городе появился трамвай.