Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Гордость Казани - Федор Шаляпин

2 февраля 2013 года в центре Казани прошла необычная экскурсия. Ее участники начали движение у памятника Федору Шаляпину на улице Баумана и завершили путешествие на площади Свободы.

 Это были люди разных возрастов и разных национальностей. Некоторые пришли семьями. В этот день их объединила общая забота – спасти от разрушения дом купца Лисицына на бывшей Рыбнорядской улице, во флигеле которого 140 лет назад родился человек, который покорил весь мир.

Среди экскурсантов были помощник Президента РТ Олеся Балтусова, архитектор-реставратор Ирина Аксенова, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Александр Салагаев, журналисты Наталья Топал и Любовь Агеева, старожил Казани Натан Антропов.

Народу оказалось так много, что пришлось разбиться на две группы. В одной экскурсоводом была старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея А.М. Горького Ирина Михайловна Вавиличева, с другой – руководитель Шаляпинского общества Казани Альфия Амировна Тутаева. Экскурсия была инициирована Региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и приурочена к юбилею Федора Шаляпина, который родился 13 февраля 1873 года в Казани.

Об экскурсии и не только о ней рассказывает Любовь АГЕЕВА.

Трудно предположить, что те, кто решил в субботу отказаться от других дел в пользу этой экскурсии, не знакомы с биографией великого певца, не знают, какие дома в Казани связаны с жизнью его семьи. Однако экскурсия даже нам оказалась чрезвычайно полезна.

Рассказ о церкви Богоявления, где крестили маленького Федю Шаляпина, по-другому слушался под сводами храма. Когда-то в этом здании был спортивный зал Казанского государственного университета, сегодня церковь отреставрирована. Ежегодно в день рождения нашего земляка, 13 февраля в 10 часов утра, казанцы приходит сюда на поминальную Литию. Ирина Михайловна, рассказывая о крещении малыша, связывала его будущее с Божией благодатью, которая сошла на него во время обряда. Не зря при крещении мальчика назвали Федором. Федор с греческого – божий дар.

Богу было угодно, чтобы младенец, родившийся в Казани, стал великим певцом. Его называли «поющим актером». Шаляпин сумел, как никто другой, соединить в своем творчестве искусство певца, драматического актера и гениальную пластику мима. Перевоплощение его было не только внешним (костюм, грим тщательно подбирались артистом), но и глубоко внутренним. Его слава, по мнению многих знатоков искусства, еще никем не превзойдена. Шаляпин стал символом России, ее общенациональным достоянием.

Экскурсанты у Богоявленской церкви, где крестили Федю Шаляпина

Как часто бывает, находятся исследователи, которые оспаривают право Казани считаться малой родиной Федора Шаляпина. Но доподлинно известно, что он родился именно здесь. Сохранилась метрическая книга, где есть запись об этом. Теперь она находится в Литературно-мемориальном музее А.М. Горького.

Знакомство с Казанским музыкальным училищем, где когда-то работал переписчиком бумаг Федор Шаляпин, оставило совсем другое впечатление, когда экскурсанты благодаря экс-директору этого учебного заведения Резиды Газизовны Сабитовской прошли по зданию, поднялись на второй этаж по лестнице, по которой наверняка ходил Шаляпин. Как он сам вспоминал, порой ему приходилось задерживаться на работе, и тогда он спал на письменном столе, стоявшем под этой лестницей.

На площади Свободы мы вспомнили, с каким успехом проходили гастроли Шаляпина в Казани, когда он уже был знаменитым артистом. Он выступал на сцене Дворянского собрания. Здесь сейчас Ратуша.

Мы вспомнили многие адреса, связанные с нашим знаменитым земляком. Если считать храмы, в которых он выступал как певчий, получается 39. В Собачьем переулке (ныне улица Некрасова) жили повитухи, из-за которых семья Шаляпиных сняла квартиру именно на Рыбнорядской. Евдокия Михайловна в тот момент уже была беременна. А потом Шаляпины сами снимали жилье в Собачьем переулке.

На Николаевской площади (теперь на этом месте Ленинский садик) юный Федя проводил много времени, наблюдая за балаганными представлениями Якова Мамонова, которые тот устраивал в рождественские, пасхальные и иные всенародные празднества.

Потом его покорил городской театр, расположенный неподалеку. Там он впервые услышал оперу, а потом сам выступал на его сцене. Театр в ту пору находился на месте сегодняшнего памятника В.И. Ленину на площади Свободы.

В доме, где сейчас находится Литературно-мемориальный музей А.М. Горького, Федя Шаляпин никогда не был. Этот дом связан с пребыванием в Казани будущего великого писателя, который жил в нашем городе с 1884 по 1888 год. Здесь Алеша Пешков работал подручным пекаря у А.С. Деренкова. Шаляпин и Пешков жили в Казани в одно и то же время, ходили по одним и тем же улицам, однажды даже пробовались в один и тот же хор (зигзаг судьбы - Пешкова взяли, а  Шаляпин не вышел голосом), однако познакомились много позже, когда Федор Иванович уже известным певцом гастролировал в Нижнем Новгороде.

Судьбе было угодно так, что они снова оказались в Казани, и теперь уже по одному адресу.

Дело в том, что в 1968 году в Музее А.М. Горького  появился раздел "Горький и Шаляпин", еще раньше - шаляпинский фонд. А в 1991 году при этом музее было организовано Шаляпинское общество.

Ирина Михайловна Вавиличева сообщила нам некоторые подробности появления раздела о Шаляпине. Мы обязаны этим первой жене Максима Горького Екатерине Павловне Пешковой. Она помогла музейщикам связаться с дочерью певца от брака с Иолой Игнатьевной Торнаги - Ириной, которая передала в музей некоторые реликвии своего отца, которые бережно хранила. Так в Советском Союзе появилась первая экспозиция о Федоре Шаляпине, здесь после долгого молчания вновь заговорили о нашем великом земляке. Сегодня трудно представить, но работникам музея Горького понадобилось немалое мужество, чтобы открыть такой раздел, ведь после эмиграции Шаляпина его имя практически было вычеркнуто из истории русского искусства.

Сегодня экспозиция о Шаляпине свернута, как, впрочем,  и все другие. Музей находится на реконструкции, но после ее завершения здесь снова будут рассказывать о нашем великом земляке.

К сожалению, Казань утеряла некоторые объекты, связанные с именем великого земляка. И самое главное – не сохранился деревянный флигель, где 140 лет он появился на свет. Флигель был разобран на дрова в 20-е годы прошлого столетия. Этой версии придерживается большинство шаляпиноведов.

До наших дней дошел двухэтажный дом торговца железом Павла Демидовича Лисицына, которому принадлежал этот флигель. Он стоит на красной линии улицы Пушкина и сегодня имеет три этажа.

Как уточнила Ирина Михайловна, этот дом был построен в 1879 году сыном купца. Об этом же пишет сам Шаляпин в своих воспоминаниях.

Как свидетельствует Сергей Гольцман, изучавший шаляпинские места Казани, семья Шаляпиных жила у Лисицына трижды. Он жил не только во флигеле, но и в хозяйском двухэтажном кирпичном доме, построенном в 1860 году (назовем это строение литером А). Здание до наших дней не дожило. Дожил другой дом Лисицыных (строение литер Б). Его адрес – улица Пушкина, дом 10, ранее – дом 14 на улице Куйбышева.

Дом интересен нам не только тем, что принадлежал семье купца Лисицына. Это здание имеет мемориальный характер. Во-первых, с его второго этажа юный Федя впервые услышал звуки фортепиано – играла хозяйская дочь. Во-вторых, в этом доме он учился в частной школе. 

В советское время в этом доме были оборудованы коммунальные квартиры, проведен газ и центральное отопление, заменена часть лестничных пролётов и межэтажных перекрытий. Полностью были переоборудованы и подверглись перепланировке внутренние помещения. Баннер на здании извещает, что дом по улице Пушкина, 10 (литер Б) находится на реконструкции. Есть некоторые следы этой реконструкции – в окнах появились современные пластиковые рамы. Сегодня это видишь после реконструкции практически на всех домах-памятниках Казани.

Это здание было пристроено к основному дому купца Лисицына, когда его самого уже не было в живых. Усадьба принадлежала его сыну. При возведении офиса Пенсионного фонда строение литер А явно мешало строителям, но было обещано, что они не посягнут на него. Посягнули. Теперь от первого дома Лисицына остались только остатки красной кирпичной кладки. А там, где под горой когда-то стояли три деревянных флигеля, теперь забор, отделяющий новые особняки от улицы Пушкина.

Экскурсантам удалось заглянуть на территорию сохранившегося дома Лисицына, и пока нас оттуда не попросили, мы узнали много интересной, скрытой от посторонних глаз информации.

В 1973 году здание было включено в список памятников истории и культуры федерального значения. Тогда на нём была установлена мемориальная доска, свидетельствующая о жизни здесь известного певца Ф.И. Шаляпина. Когда объект из федерального списка памятников был исключен, постановлением Кабинета министров РТ от 23 июля 1997 года его включили в государственный охранный реестр недвижимых памятников истории Татарстана. Не исключено, что здание было включено в реестр с двумя строениями.

Ныне строение литер Б имеет статус памятника регионального значения. Дом находится в собственности ООО «Дром». Мы узнали, что владелец дома отказывается принимать на себя охранное обязательство, которое возлагает на него Министерство культуры Татарстана. В настоящее время идет разбирательство в арбитражном суде между «Дромом» и Минкультом. «Собственник планирует оставить только фасад здания, с чем мы никак не можем смириться», – уточнила Фарида Забирова, заместитель руководителя Регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Оказывается, собственник заказал экспертизу объекта питерским специалистам: Н.М. Петуховой (председатель экспертной комиссии), Сергею Трояновскому и Елене Степановой, не пожалев на это дело 1 млн. рублей. Надо отметить, что работа проведена большая. Достаточно сказать, что произошло уточнение собственников дома Лисицына.

Вот что написано о судьбе усадьбы Лисицыных в публикации на нашем сайте «Шаляпинские места Казани. Публикация первая»:

«Сын купца Лисицина продал дом в начале 1880-х купцу Николаю Пркофьевичу Ворожцову, хозяину соседних рыбных лавок (на углу улиц Пушкина и Некрасова). С этого времени дом стал частью рыботоргового хозяйства, здесь находились склады, конторы, гостиница.

В 1897 году дом купил новый владелец рыбных лавок – мещанин Михаил Васильевич Емелин, которому он и принадлежал до 1918 года. В советское время в доме находились различные мелкие учреждения. С появлением в 90-е годы прошлого века частных торговцев помещения стали использоваться по прямому назначению – как маленькие магазинчики и склады».

Питерские эксперты нашли документ, подтверждающий, что усадьбу Лисицына сын купца продал Биби Магисаровне Багаутдиновой, которая значительно изменила внешний облик здания, надстроила его еще одним этажом. Она купила усадьбу в начале XX века, именно от её имени направлено прошение в 1908 году в городскую Думу о разработке пристроя к её дому, расположенному в 4 квартале по улице Рыбнорядской. Эксперты, изучив большое количество документов, пришли к выводу о том, что под государственной защитой может находиться только фасад здания.

Как указывается в акте, внутренняя планировка помещений, лестничные пролёты, задняя часть двора, подвалы, крыша, по свидетельству актов БТИ подвергшиеся переоборудованию, утраченные в значительной степени или полностью, на момент экспертизы утратили культурную, научную и историческую ценности. Документальных оснований для их реставрации не имеется. Воссоздание и реконструкция утраченных элементов и частей здания, внутренней планировки помещений, лестничных пролётов, строений во внутреннем дворе, подвалов и крыш не имеет научных оснований.

Этот вывод звучит как приговор еще одному старинному зданию в центре Казани. Такое решение возмутило культурное сообщество города, которое встало на защиту мемориального дома. Поскольку акт экспертизы выставлен в Интернете, можно восстановить ход рассуждений питерских специалистов. Они совершенно справедливо сетуют, что в сегодняшней судьбе шаляпинского дома в какой-то степени повинно Министерство культуры нашей республики. Цитирую:

«На объект экспертизы отсутствует учетная карточка и паспорт объекта культурного наследия. Предмет охраны не имеет документального обоснования первичными документами. Объект экспертизы выявлен, как объект культурного наследия, поставлен на охрану как объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального (республиканского) значения, видовая принадлежность объекта не определена, объект не имеет регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Требуется составление учётных документов (учётной карточки и паспорта объекта культурного наследия) для корректировки названия объекта, его границ, предметов охраны и собственника.

Объект экспертизы, как объект археологического наследия – достопримечательное место «Культурный слой исторического центра города Казани XI–XVIII веков», не изучен. А, следовательно, не имеется оснований его специального выявления как объекта культурного наследия, постановки на учёт и внесения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия».

Понять собственника можно. Как известно, снести памятник старины и на его месте возвести новодел, много проще и дешевле. К тому же ООО «Дром» собирается во дворе построить многоэтажное здание. Правда, трудно представить, где оно там может разместиться. Но, как отметили экскурсанты, новодел не сохраняет историческое культурное пространство. Между тем, по мнению известного архитектора-реставратора Ирины Аксеновой, здание вполне можно восстановить в существовавших объемах. Культурное сообщество Казани выражает намерение и в дальнейшем решительно отстаивать исторические места, связанные с именем великого Федора Шаляпина. Видимо, суду придется учитывать и это обстоятельство.

Как подчеркнула Ирина Михайловна Вавиличева, гости Казани, знающие вклад Федора Шаляпина в мировую культуру, попадая в наш город, первым делом просят показать им дом, где родился наш великий земляк. Так что спор между ООО «Дром» и Министерством культуры РТ носит не только материальный характер.

Фото автора

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить