Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шамовскую больницу знают все. Даже когда ее нет

Самым заметным старинным захоронением на Арском кладбище является склеп купца первой гильдии Якова Филипповича, упокоившегося на старообрядческом участке.

Жил некогда в Казани, в бывшей посадской ее части, Филипп Шамов, средней руки торговец старообрядческой веры. И был у него сын Яшка, рожденный в 1833 году. Прошло время, и отдали Яшку в учение к именитым казанским купцам-старообрядцам Фоминым.

Братья Фомины, которых было трое, жили на улице, которая сегодня называется Столбова, в двух домах под единым порядковым номером один. Дома эти стоят и сегодня за бензозаправочной станцией на улице Московской.

Вскоре произведен был Яшка в приказчики, стал именоваться Яковом Филипповичем и сделался ухажером дочери хозяина –  Аграфены Хрисанфовны. Свадьбу сыграли пышно, с купеческим размахом, и за свадебным столом дали братья бойкому приказчику свое «добро» на открытие собственного «дела», обещая помочь советом и средствами.

Дела у Якова Филипповича сразу пошли в гору, и скоро стал он арендатором самой большой в городе мельницы на Казанке в пять этажей. Вскоре деятельный и удачливый купец уже был одним из крупнейших хлеботорговцев Казани и всего Поволжья.

Говорят, имела мельница и еще одну функцию. В периоды особо недоброжелательного отношения властей к старообрядческой ветви православной религии устроил Яков Шамов в ней тайную молельню, куда стекались старообрядцы со всего города. Однажды на таком вот сходе и был избран Яков Шамов главой казанской старообрядческой общины.

Шамовы поселились совсем близко от Фоминых – через улицу, на бывшей Фуксовской (сегодня улица Камала). Дом Шамова под номером два и доныне стоит в самом ее начале. Тогда Яков Филиппович жил только в левой части корпуса дома, а вся правая его половина была определена под склады. За воротами и домом был мощеный двор с одним-единственным деревцем, ибо и двор и дом являлись для Шамова, собственно, торговым предприятием. По всему периметру двора стояли кирпичные кладовые за железными дверями под тяжелыми запорами.

Яков Шамов, как, собственно, и многие казанские купцы, вкладывал часть своих доходов в недвижимость и имел в центральной части Казани еще два дома, стоявших один возле другого на Вознесенской улице. Дома эти целы, стоят на улице Островского. Построены они в стиле классической эклектики и составляют вместе с каменными проездными воротами единый комплекс богатой городской усадьбы – здесь Яков Филиппович отдыхал, будучи уже в возрасте, от дел праведных.

Яков Филиппович за свою жизнь исполнял различные общественные поручения. Начиная с 1881 года, его избирали кандидатом в старейшины, затем старейшиной Казанского биржевого комитета. С 1879 года он был гласным Казанской городской Думы, работал председателем совета Казанского купеческого банка, Казанского общества взаимного кредита. Среди русских купцов и промышленников того времени старообрядцев в городе было немало.

Много внимания Яков Филиппович уделял попечительской деятельности, связанной с большими денежными пожертвованиями. Его избирали попечителем бесплатной школы рисования при Казанском отделении Императорского русского технического общества, попечителем Александровской городской больницы. Он был членом правления Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. Шамов жертвовал немалые суммы на нужды города, участвовал во многих благотворительных подписках.

Но самое большое милосердное дело Шамова – строительство трехэтажной, на цокольном этаже, больницы, на возведение которой купец пожертвовал 400 тысяч рублей. Если смотреть на здание сверху, оно напоминает букву Ш. Больница была построена на Третьей горе, где берет начало современная улица Калинина. До завершения строительства больницы Шамов не дожил. Строительство довела до конца его жена Аграфена Хрисанфовна.

Больница была торжественно открыта весной 1910 года и получила имя «Шамовская». Она сохраняла свое название до наших дней, хотя официально называлась другим именем. Уже далеко не все знают в Казани купца Шамова, но про Шамовскую больницу слышали.

В настоящее время больница закрыта, здание продано малазийским подданным, которые хотят приспособить ее под очередной отель.

Купец Яков Филиппович Шамов скончался 23 октября 1908 года на 73-м году жизни, будучи Почетным гражданином города, в звании купца первой гильдии, председателем совета Старо-поморской староверческой Общины. Он был похоронен с большими почестями.

В настоящее время склеп находится в стадии реставрации

На Арском кладбище ему возвели красивый склеп. Это самый богатый старинный склеп на этом погосте. Мастер из Рыбинска сделал мраморный крест, из этого же зеленого мрамора – гроб, на котором написано:

Казанскiй 1-й гильдии купецъ Яковъ Филипповичъ Шамовъ скончался 30 ноября 1908 года на 73 году отъ рожденiя. День Ангела 23 октября

В склепе три захоронения. Фамилия одного из упокоившихся – Иван Иванович Строков, он скончался 16 октября 1915 года. Кто это, пока узнать не удалось. Прочитать надпись на третьем мраморном гробе невозможно – склеп в строительных лесах. Уже починили крышу, привели в порядок оригинальную макушку с крестом над склепом.

Планировалось завершить реставрацию склепа летом нынешнего года, но не удалось. Как нам сказали работники Арского кладбища, реставрацией надмогильных памятников обещали летом будущего года заняться мастера, работающие в Свияжске. Все работы ведутся на средства старообрядческой общины.

Интересная деталь. Жена Якова Шамова – Аграфена Хрисанфовна – захоронена не рядом с мужем, а неподалеку, напротив склепа. Над ее могилой – обычный металлический крест, на котором на старых снимках надпись - ШАМОВА. Сейчас надписи нет, но старожилы уверяют, что она похоронена именно здесь.

Источники:

http://kazadmin.narod.ru/history/shamov.html

Жизнь дана на добрые дела – купец Шамов

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить