Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Владимир Маяковский в Казани

Поэт Владимир Маяковский побывал в Казани трижды. Впечатления о нашем городе нашли  отражение в стихотворениях «Казань», «Три тысячи и три сестры», «По городам Союза».

Владимир Маяковский. Фото 1929 годаВладимир Маяковский. Фото 1929 года

Поэт впервые видел город в 1914 году. Это было во время нашумевшего турне футуристов по Российской империи. Футуристы, называвшие себя так потому, что они стремились создать искусство будущего (футурум – будущее), изощрялись в поисках необыкновенных форм и при этом меньше всего заботились о содержании создаваемых произведений, отрицая традиционную культуру.

«Учредителями» футуризма в России были Василий Каменский, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Эта группа с декабря 1913 по 1914 год проехала по России с «поэзо-концертами», выступив в 17-ти городах.

В Казани их выступление состоялось 20 февраля 1914 года в Колонном зале Дворянского собрания¸ на Театральной площади (ныне Ратуша на площади Свободы).

Давид Бурлюк в Казани уже бывал – он учился здесь в художественном училище. С Маяковским они познакомились в 1911 году, во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Уже тогда Маяковский стремился к общению с огромной аудиторией.

Как отмечала тогдашняя казанская пресса, на встречу собралось такое количество студентов, что «яблоку негде было упасть». Они так горячо приветствовали поэта, что полицмейстер 6 раз прерывал выступление. Многое в этом выступлении было скандальным, нарочитым и вызывало вопли негодования части публики. Тройка друзей тщательно и долго распивала чай на сцене, стакан за стаканом, не обращая внимания на зрительный зал. В руках у одного из них был огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил.

Скандальность выступлению Маяковского придавала его жёлтая рубашка и жёлтый галстук. Но когда он начал говорить, большинство присутствующих было покорено содержательностью, ясностью и выразительностью его монолога.

Кстати, эта желтая кофта дала название одному из современных казанских кафе, известного культурного центра города.

 

Владимир Маяковский в Казани

Вот как вспоминала 50 лет тому назад об этом незабываемом для неё событии школьная учительница литературы П. Лазарева:

«Его речь опиралась на образы, на сравнения, неожиданные и меткие. Даже самые враждебно настроенные или равнодушные подчинились этому голосу. Особенно когда речь Маяковского, сама по себе ритмичная, естественно переходила в стихи. Он знакомил слушателей с новой поэзией. Непонятый многими ревнителями классической литературы, он привлекал молодёжь своим новаторством, энергией, ломкой традиционных представлений о поэзии, что и выделяло его из всех и так привлекало к нему».

Есть сведения о том, что в 1914 году в Казани у Маяковского была  встреча, с членами студенческого литературного кружка, которая состоялась у братьев Барановых в одном из домов на сегодняшней улице Вишневского (тогда она называлась Первая Академическая).

Вскоре футуристические «скандалы» кончились. Определяющими для Маяковского были всё же не футуризм, не программа маленькой эстетской группы, а огромные социальные потрясения, переживаемые страной. Основное направление творчества у него в это время – ощущение грядущей революции, громадных преобразований в обществе. После Октябрьской революции он пишет: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет, и всю свою звонкую силу поэта» отдаёт борьбе за утверждение нового строя.

Два раза был Маяковский в Казани после Великой Октябрьской революции.

«Сказанием встает Казань – столица Красной Татарии»,– восклицает поэт. В рамках лекционной поездки по городам он посетил наш город в 1927 году. В эти годы Маяковский был уже признанным поэтом-трибуном. Выступал в Татарском театре (ныне в этом здании на улице М. Горького, 13 Татарский  театр им. К. Тинчурина). 20 и 21 января состоялись два его творческих вечера, в театре и университете. Поэт делился своими мыслями о литературе, читал стихи. Встречи вылилась в настоящий праздник.

Вот как вспоминал об этом сопровождавший его в поездках П.И. Лавут в статье «Маяковский едет по Союзу»:

«…билеты на оба вечера расхватали в один день. Театр осаждён – толпа катастрофически разрастается. Появляется конная милиция– такое я наблюдал впервые. Студенты требовали входных билетов и дирекции пришлось согласиться. Толпа хлынула в театр...

Пора начинать, а Маяковского нет. Странно, и на него не похоже. догадавшись, что он не может попасть на свой собственный вечер, я взываю к милиции. Его извлекают из толпы, уже изрядно помятого. Но он приятно возбужден... Маяковскому долго не давали начать: буря аплодисментов, которую не могла остановить ни его поднятая рука, ни призывы...».

Газета «Красная Татария» писала о Маяковском:

«Такой же большой и мощный, как и его образы. Над переносицей вертикальная морщина. Тяжёлый, слегка выдающийся подбородок. Фигура волжского грузчика. Голос – трибуна... Па эстраде чувствует себя как дома. К аудитории относится дружески-покровительственно».

21 января днём Маяковский выступал в университете, в актовом зале. Зал был переполнен. Вдохновенно, взволнованно читал он свою поэму «Владимир Ильич Ленин».

В тот же день Маяковский побывал в редакции газеты «Красная Татария». Поэт поделился с журналистами мыслями о советской литературе, говорил об огромной ответственности писателя, поэта, художника перед народом, рассказал о впечатлениях после заграничной поездки.

Редакция находилась в двухэтажном здании, в котором долгое время здесь находилась городская стоматологическая поликлиника (ул. Дзержинского, 29),  напротив Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля со стороны памятника Габудуллы Тукая.

Факт встречи с Маяковским спас старинной постройке жизнь: его уже приговорили к сносу и уже даже начали сносить. В феврале 2010 года собственник здания – ОАО «Городская стоматология» – через суд добивался, чтобы Правительство республики и Министерство культуры РТ исключили объект из реестра охраняемых зданий (занесен в него 30 октября 1959 года) на основании того, что Маяковский встречался с журналистами в другом здании. Как сообщила газета «БИЗНЕС Online», «Татинвестгражданпроектом» был подготовлен проект строительства четырехэтажного дома на месте этого дома.

Но когда дело, благодаря СМИ, начало принимать форму скандала, истец заявил о снятии своего требования. К тому же руководитель управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Мусин тогда пояснил газете «БИЗНЕС Online», что «представленные тезисы недостаточны и нет причины для снятия статуса с этого здания». Сообщалось также, что по результатам предварительного заключения Института татарской энциклопедии и исследования Института истории Академии наук Татарстана факт пребывания Маяковского в этом здании не подтвердился.

Тем не менее в 2012 году в СМИ появились сообщение о том, что в многострадальном доме на улице Театральной в ноябре 2012 года начаты противоаварийные работы. Сообщили об этом и «Казанские истории».

По словам советника Президента РТ Олеси Балтусовой, для республики не так важно, бывал здесь великий поэт или нет. Особняк XIX века значим как культурный центр, его посещали немало известных людей. В дворовом флигеле дома в 1912-1932 годах жил доктор химических наук, профессор Казанского университета, заслуженный деятель науки и техники Алексей Васильев.

В третий раз Маяковский посетил Казань в 1928 году. Во многих источниках сообщается, что 23 января  он выступал в здании Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, который тогда располагался по адресу: улица Горького, дом 13. Поэт сделал доклад о современной литературе. В книге «Летопись Казанского университета» (А.П. и Е.П. Исаковы, 2004, том 1) сообщается, что 28 февраля  Маяковский выступал перед студентами этого вуза. 

В номер гостиницы «Казанское подворье» на улице Баумана, дом 9/10, где дважды останавливался поэт, непрерывным потоком шли молодые поэты, журналисты. С большим интересом Маяковский знакомился с достижениями молодой татарской советской литературы. Он встречался с поэтами Аделем Кутуем и Хасаном Туфаном, драматургами Ризой Ишмуратовым, Габдрахманом Минским, одним из первых переводчиков произведений.

С казанским поэтом Аделем Кутуем Маяковский познакомился, когда прочитал поэту переведённый на татарский язык «Левый марш», за что получил крепкое рукопожатие в знак благодарности. Эта встреча нашла своё отражение в известных в советское время строках из стихотворения «Казань»: «Входит татарин: я на татарском вам прочитаю «Левый марш».

Из стихотворения «Казань» мы узнаем, как ему читали «Левый марш» на трех языках: на татарском, чувашском и марийском.

Во время этого посещения Казани Маяковский с большим интересом знакомился с достижениями трудовой Татарии, с расцветом татарской поэзии. Приятное впечатление произвела на поэта Казань советского времени. Но, пожалуй, ничто не взволновало его так, как знакомство со славным университетом, в котором учился Ленин.

В Национальной библиотеке Республики Татарстан бережно хранятся книги поэта: первый сборник избранных произведений «Просто как мычание», вышедший в 1916 году в издательстве «Парус, пьеса «Мистерия-буфф», издания в 1919 году, и второе издание пьесы «Клоп».

В память о пребывании поэта на гостеприимной казанской земле одна из улиц нашего города названа его именем. Живут в сердцах казанцев и сегодня строки стихотворения Владимира Маяковского «Казань».  

Источники изучала Любовь Агеева

Казань

Стара,
   коса
стоит
   Казань.
Шумит
   бурун:
«Шурум…
     бурум…»
По-родному
      тараторя,
снегом
    лужи
       намарав,
у подворья
     в коридоре
люди
   смотрят номера.
Кашляя
    в рукава,
входит
   робковат,
глаза таращит.
Приветствую товарища.

Я
 в языках
      не очень натаскан —
что норвежским,
        что шведским мажь.
Входит татарин:
        «Я
          на татарском
вам
  прочитаю
       «Левый марш».
Входит второй.
       Косой в скуле.
И говорит,
     в карманах порыскав:
«Я —
  мариец.
      Твой
         «Левый»
дай
  тебе
    прочту по-марийски».
Эти вышли.
     Шедших этих
в низкой
    двери
       встретил третий.
«Марш
    ваш —
наш марш.
Я —
  чуваш,
послушай,
     уважь.
Марш
   вашинский
так по-чувашски…»

Как будто
     годы
        взял за чуб я —
— Станьте
     и не пылите-ка! —
рукою
   своею собственной
             щупаю
бестелое слово
        «политика».
Народы,
    жившие,
        въямясь в нужду,
притершись
      Уралу ко льду,
ворвались в дверь,
         идя
           на штурм,
на камень,
     на крепость культур.
Крива,
   коса
стоит
   Казань.
Шумит
   бурун:
«Шурум…
    бурум…»

1928 г.