Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
София Губайдуллина: «Я пришла сказать людям…»
- 20 сентября 2005 года
Хотя композитор София Губайдуллина родилась в Чистополе, казанцы считают ее своей землячкой, ведь в нашем городе она училась в школе, а потом в консерватории.
Она по праву считается одним из гениальных композиторов второй половины XX века. Ее голос – важнейший в интернациональном хоре современных музыкантов еще и потому, что происхождением своим, жизнью и музыкой она объединяет Восток и Запад. Отец Софии Губайдуллиной – татарин, мать – русская.
Ее дед и прадед были муллами, а она приняла православную веру, но никогда не забывала про свои татарские корни. По ее словам, «национально разъединиться и обособиться – это нечто негативное, дьявольское». Даже имя ее – София, символизирующее общемировую мудрость – христианскую, мусульманскую, буддийскую – кажется, дано ей не случайно.
София Губайдуллина родилась 24 октября 1921 года в Чистополе. В детстве очень любила танцевать. Именно любовь к танцам привела ее к музыке. Сама София Асгатовна говорит об этом так:
– Вы знаете, если бы не танцы, я, может, и не стала бы заниматься музыкой.
Когда она была еще маленькой, в их дворе на улице Тельмана (семья тогда уже жила в Казани) жил мальчик, больной шизофренией. Соседи называли его Шурка-дурак. Но он так божественно играл на гармошке! Они вместе устраивали дворовые концерты. Он играл, она танцевала. Это заметила учительница музыки и привела маленькую Софию на прослушивание в музыкальную школу. Казанскую консерваторию она закончила по классу фортепиано, подавала надежды как пианистка, проявляла интерес к сочинению музыки. Первые уроки композиции она брала у известного татарского композитора Назиба Жиганов, это он посоветовал ей продолжить учебу в Москве. Она уехала туда в 1954 году.
София Губайдуллина известна многим по музыке к мультсериалу «Маугли», фильмам «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Балаган» и целому ряду других. Она написала музыку к фильму «Вертикаль», который снял Станислав Говорухин. Однако большая часть сочинений Софии Асгатовны носит явно экспериментальный характер, а потому требует осмысления, понимания. А значит – интересна не всем. Этим и объясняли музыкальные чиновники невостребованность ее творчества в СССР.
В начале перестройки она впервые побывала за границей, а потом, в 1991 году, уехала из России совсем. Уехала не за славой и деньгами. Уехала, чтобы стать свободной в творчестве. К счастью, времена меняются. Сегодня музыка ее востребована, сама она – желанная гостья и в Москве, и в Казани.
Как пишет Наиля Гареева (журнал «Казань», №1, 2002), «великий композитор современности София Асгатовна Губайдулина – обычный земной человек, но словно живущий в ином многомерном измерении и объединяющий в своей музыке небесное и земное.
«Ее появление на музыкальном Олимпе, словно мессии, оказалось весьма своевременным, новым, загадочным и необычным явлением, воспринимаемым, как мне показалось, неким мистическим предзнаменованием. И если существует астральная связь с космосом, то в первую очередь я отнесла бы это именно к ней, потому что так почувствовать эпоху и мир человека, иметь такое широкое философское, религиозно-космологическое (кроме православно-христианского и мусульманского, влияние религий других народов) мировоззрение и затем воплотить это в музыке может только человек необыкновенного дарования. Способность быть над своим временем, умение сказать свое веское слово в музыке, затронув острые проблемы современности, ставят Софию Асгатовну на особый пьедестал наравне с великими классиками мирового музыкального искусства.
В музыке Губайдулиной есть некоторое таинство. И как любое новое явление подобного рода, это таинство вызывает желание проникнуть в суть его и познать изнутри, так же как и попытаться найти что-то единое и закономерное в самом явлении гениальности. Как часто бывает, любое новое явление остается в лучшем случае не понято или не желаемо быть понято, невостребовано при жизни или в худшем – изгоняемо или предано забвению, даже на столетие (яркий пример – судьба И.С.Баха). Подобный случай и в жизни Софии Асгатовны. С той разницей, что, если Баху не суждено было купаться в лучах своей славы при жизни, то София Губайдулина, пройдя испытания на своей Родине, начиная от запретов на исполнение ее музыки до гонения и шельмования (в чем остается только покаяться), все же смогла испытать радость и счастье признания при жизни, пусть хотя бы даже и запоздалого. Настало время, когда Отечество вслед за большинством стран мира (София Губайдулина вынуждена была уехать в Западную Германию, где и живет в настоящее время под Гамбургом) признало ее как великого композитора, пригласило и воздало заслуженные почести (так и звучат в ушах часто повторяемые ею слова: «Я счастлива! Я абсолютно счастлива!..», а глаза, с легкой грустинкой, наполняются тихой, но внутренне ликующей радостью).
Имя Софии Губайдулиной стало всемирно известным прежде всего благодаря ее гениальности. Однако, справедливости ради, следует заметить и то, что в своей стране в самые трудные для нее дни рядом оказались близкие друзья, музыканты-единомышленники, которые уже тогда, впервые по достоинству оценив творчество Софии, приложили немало усилий для продвижения и исполнения ее произведений за рубежом (о чем София Губайдулина вспоминает с благодарностью).
… Свобода духа и свобода созидания... Как творец музыки, София ценила это превыше всего. «...Свобода – это возможность сполна реализовать свою сущность, прислушаться к себе, к тому, что личности дано в ситуации истории. Как скрипачу, пианисту, чтобы иметь хороший звук, надо иметь свободные руки, так композитору или писателю надо иметь совершенно свободную душу», – таково мнение Софии Асгатовны.
В связи с этим хотелось бы подчеркнуть не только ее целеустремленность, но и огромную волю. Глядя на Софию Асгатовну, поражаешься, как эта хрупкая, тонкая, как ивовый прутик, женщина явила мощную корневую систему, прочно устояла на своих позициях, не отказалась от своих твердых убеждений и прошла все испытания на прочность».
В общем-то она и сама понимает сложности своей профессии.
«Путь композитора, если он хочет подлинности в своей жизни и своем художестве, нигде не усеян розами», – однажды сказала София.
Удивительная сила звучания, экспрессия, масштабность произведений в сочетании с глубиной содержания остаются загадкой как результат противоречий между мягкостью, застенчивостью и скромностью ее натуры с воплощенным в ней мощным зарядом энергии. Сложные жизненные условия не только не сломили Софию Губайдулину, но и научили быть требовательной к себе и своему творчеству, без чего она, как музыкант, не состоялась бы.
«Для того чтобы родиться на свет и жить, сочинение обязательно должно быть обожжено в огне концертного исполнения и облито холодной водой отношений к нему слушателя и критика. Без этого невозможен рост композиторского сознания и умения», – таково высказывание по этому поводу Софии Асгатовны.
Сегодня она – признанный миром композитор-классик. Заслуженный деятель искусства России, девятикратный лауреат различных премий, обладатель медали Гете – за особые заслуги в международном культурном обмене и ордена «За заслуги в науке и искусстве, которым в разные годы были награждены Чарльз Дарвин, Джузеппе Верди, Роберт Кох, Альберт Эйнштейн, Рихард Штраус и другие достойные люди. Она – второй после П.Чайковского член Шведской Королевской академии искусств.
В 2001 году София Асгатовна приехала в Россию, где готовились торжественно отметить ее семидесятилетний юбилей. В Москве и на ее малой родине, в Казани, прошел фестиваль с необычным названием – «Я пришла сказать людям…».
София Губайдуллина и Камиль Исхаков, глава администрации Казани
Тогда и был открыт на улице Тельмана, в доме, где она жила, Центр современной музыки Софии Губайдуллиной.
Часть комнат – музейные, кроме того, здесь нотная библиотека, фонотека, музыкальный зал. Так что у Софии Асгатовны теперь есть собственный «угол» в нашем городе, куда она в любой момент может приехать без приглашения.
Ее именем названа стипендия для одаренных студентов композиторского факультета Казанской консерватории.
«У меня от пребывания в Казани остались очень светлые приятные воспоминания, – говорила потом София Асгатовна, – и я понимаю, что без казанского периода ничего не могло бы случиться».
Она приехала в Казань после важной мировой премьеры – ее «Страсти по Иоанну» (оратория для солиста, двух хоров, органа и оркестра), написанные в 2000 году, стали частью масштабного проекта «Passsion-2000». К 250-летию со дня смерти Баха четырем композиторам были заказаны «Страсти» по одному из Евангелий. София Асгатовна выбрала Евангелие от Иоанна. Мировая премьера прошла в Штутгарте, Берлине и Санкт-Петербурге. Критики назвали ее сочинение самым трогательным и искренним.
София Губайдуллина подарила миру музыку, в которой слышны вздохи, придыхание, стоны, смех, плач, дрожь, трепет – все оттенки душевных переживаний.
«Музыка Губайдуллиной открывает нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно», – писали о ней в западной прессе.
Ее произведения с триумфом исполняются лучшими оркестрами мира в Америке, Европе, Японии, Китае, России. А она более всего любит сам процесс творчества, когда не звучат овации, когда нет рядом восторженных поклонников. Есть только МУЗЫКА.
Рузана Танасева
«Казанские истории», №15-16, 2005 год
Производственная практика в редакции 2005 года