Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Такая выпала им судьба

24 июля 1957 года было объявлено заключение генерального прокурора СССР Р.А. Руденко по делу бывшего командующего Западным фронтом, генерала армии Д.Г. Павлова, а также подчиненных ему трех генералов, расстрелянных 22 июля 1941 года по приговору Военной коллегии Верховного Совета СССР.

Суду предлагалось отменить приговор, вынесенный более четверти века назад, дело прекратить – в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, по вновь открывшимся обстоятельствам. Военачальники реабилитированы, им возвращены добрые имена.

Генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов, Герой Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина и тремя орденами Красного Знамени, участник шести войн, 1897 года рождения, уроженец Костромской губернии, деревня Вонюх.

Павлов был арестован 4 июля 1941 года в Довске. Ему было объявлено, что он действовал в предательской, изменнической форме, особенно во время командования Западным фронтом, в результате чего противнику удалось глубоко вклиниться на нашу территорию.

На допросе следователь Павлов отвечал четко и ясно. Было превосходство противника, как численностью, так и качеством техники. Господство авиации противника было полное. По всем аэродромам была выбита техника, не поднялись в воздух самолеты.

Не уступая офицерам вермахта в личной храбрости, а в большинстве случаев даже превосходя их, красные командиры значительно отставали от своих противников по уровню военного искусства.

Летом 1940 года на сборах командиров Красной Армии из 225 человек, ни один не имел академического образования, лишь 25 окончили военные училища, а остальные 200 – только курсы младших лейтенантов.

Только перед концом своей жизни маршал Жуков вынужден был чистосердечно сделать горькое, нелегкое для себя признание:

«Мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией».

Безрассудность, упрямство бездумных приказов было предостаточно, особенно в первые дни войны. Основной причиной всех бед Павлов считает огромное превосходство танков противника и огромное превосходство авиации противника. Причина тяжелейшего поражения Красной Армии в первые месяцы войны и в том, что войска, сосредоточенные на западной границе, не были готовы к оборонительным боям.

В вероятность нападения Гитлера не хотело верить все высшее политическое и военное руководство страны. Немало написано на тему о том, как Сталин боялся спровоцировать вторжение Германии.

Кто-кто, а Павлов, командующий приграничным округом, знал, что значит оказаться между молотом и наковальней. Незавидна судьба сорокачетырехлетнего генерала армии. Смотри в оба, не дай спровоцировать себя. Может, война, а может, и нет.

На восьмой день войны пал Минск.

На четвертый день следствия суд – 22 июля 1941 года. Судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР. Судили генерала армии Павлова и подчиненных ему генералов в Москве. Председательствовал армвоенюрист В.В. Ульрих.

Последние слова Дмитрия Григорьевича Павлова:

«…Я прошу доложить нашему правительству, что на Западном особом фронте измены и предательства не было. Все работали с большим напряжением. Мы в данное время сидим на скамье подсудимых не потому, что совершили преступления в период военных действий, а потому, что недостаточно готовились в мирное время к этой войне…».

После судебного заседания, за пять минут совещания председательствующий объявил:

«Именем Союза Советских Социалистических Республик суд приговорил подвергнуть к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего личного принадлежащего им имущества. Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит».

В проекте приговора, представленном предварительно на ознакомление Сталину, записано:

«Передайте, пусть выбросят всякую чепуху вроде «заговорщической деятельности». Остальной текст годится…»

Так судьба генералов была решена.

При желании прочитать более полный текст смотрите книгу Н. Зенькович «Маршалы и генсеки»

(Интриги, вражда, заговоры). Москва, «Олма-Пресс», 2000)