Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Бесстрашный трибун Мулланур Вахитов

22 августа  2015 года исполнится 130 лет со дня рождения пламенного борца за народное дело Мулланура Вахитова. В нашей газете он упоминается во многих публикациях, но полного очерка до сих пор не было.

В начале марта 1917 года в городском театре состоялось собрание мусульман города Казани. Ораторы один за другим выходят на трибуну, говорят пышные фразы о свободе, о братстве.

Звучали аплодисменты, возгласы одобрения. Вдруг неожиданно прозвучало из задних рядов:

– Дайте слово!

К сцене шел красивый молодой человек. Он подошел к барьеру, окинул зал взглядом и, обращаясь к сидящим, сказал:

– Товарищи! Здесь выступало много ораторов, но все они грызли голову одной рыбы. Они говорили: нет мусульманина-рабочего, мусульманина-бедняка, нет мусульманина-богача – все равны!. А куда вы денете тысячи рабочих-мусульман, гнущих свои спины на Алафузовых, Крестовниковых, на пороховом заводе?

Его слова, подобно взрыву бомбы, ошарашили многих присутствующих. Они оцепенели, долго не могли прийти в себя. Потом зал взорвался: крик, шум мешали говорить оратору.

– Долой, не нужна нам русская речь! – кричали одни.

– Пусть говорит, он – татарин! – перебивали другие.

Когда молодой человек сел на свое место, еще долго зал не утихал,

Оратором, который обрушился на татарскую буржуазию, был Мулланур Вахитов.

Родился Мулланур Вахитов 10 (22) августа 1885 года. Долгие годы считалось, что место его рождения – деревня Казаево Кунгурского уезда Пермской губернии.

Исследователь его биографии полковник в отставке Вазых Валеевич Валеев установил, что родился будущий революционер в Казани. Двоюродный брат Мулланура – художник Хаджи-Мурат Казаков показал ему угловой дом Прянишникова на улице Большой Георгиевской (в прошлом Свердлова, ныне Петербургская). На доме 9 июня 1977 года была установлена мемориальная доска.

Позднее было установлено, что мать Мулланура Эммигульсум Мустафьевна оказалась проездом из Кунгура в Нижний Новгород.

Мать М. Вахитова

Отец М.Вахитова Мулла-Зян Вахитов

В 1899 году Вахитовы переехали в Казань. Между отцом и матерью Мулланура произошел разрыв. Мальчик остался с матерью.

В день своего рождения, т. е. 10 августа 1899 года, Мулланур Вахитов был зачислен в первый класс реального училища, которое размещалось за Булаком (ныне одно из зданий Казанского федерального университета, здесь тоже есть мемориальная доска).

Учился Мулланур хорошо. Годы его обучения в реальном училище совпали с годами бурного революционного подъема трудящихся масс против своих угнетателей. Учащаяся молодежь и студенты горячо сочувствовали борющемуся пролетариату. Студенты университета, ветеринарного института, реалисты, учащиеся гимназии часто проводили демонстрации в знак протеста против произвола царских властей.

Профессор Р.И. Нафигов в своей книге «Мулланур Вахитов» отмечает, что Вахитов свои первые революционные шаги сделал в Казани, будучи учащимся реального училища. В 1906 году по инициативе Вахитова был создан кружок, где изучали марксистскую литературу.

В 1907 году, закончив седьмой дополнительный курс училища, Мулланур Вахитов подает прошение о допуске его к экзаменам в Петербургский политехнический институт. В мае 1911 года просит отчислить его из числа студентов института. В июле этого же года поступает в Петербургский психо-неврологический институт на юридический факультет.

М.Вахитов (4-й слева) среди студентов Петербургского политехнического института. 1907-1911 годы

В этот период Вахитовы переживают нужду. Порой Муллануру даже трудно было найти деньги, чтобы внести плату за учебу. Возможно, что из-за недостатка средств Мулланур, не закончив четвертого курса, уходит из института.

Обучаясь в психо-неврологическом институте, М. Вахитов большую часть времени живет в Казани и лишь изредка бывает в Петербурге. В эти годы он переезжает из частной квартиры в номера «Булгар» (угол улиц Московской и Татарстан, ныне снесены и заменены новоделом).

После Февральской буржуазно-демократической революции Мулланур Вахитов – в гуще народных масс. В апреле 1917 года возник Мусульманский социалистический комитет. Он размещался на Московской улице (ныне Москвоская, дом 37). Его идейным вдохновителем стал Мулланур Вахитов. В комитет вошли Вали Шафигуллин, Каюм Саттаров, Амина Мухутдинова. В его работе принимали участие Камиль Якубов, Шагит Ахмадеев и другие.

Центральная мусульманская военная коллегия перед отъездом из Москвы в Казань на Восточный фронт. Слева направо: А.Маликов, М.Вахитов, Н.Вахитов. 1 августа 1918 года

При комитете был организован рабочий клуб, курсы социальных наук, издавалась газета «Кзыл Байрак», где пропагандировались идеи пролетарского интернационализма, основные лозунги партии большевиков, велась систематическая борьба против буржуазных националистов и Временного правительства.

Мулланур Вахитов вошел в историю как страстный поборник защиты прав угнетенных народов, как пламенный трибун, до конца своей жизни боровшийся за победу социализма.

Все, кому довелось его слушать, поражались его ораторскому искусству. Он часто выступал на митингах и собраниях.

Старый большевик Я. Чанышев, вспоминая схватки Мулланура с националистами, отмечает:

«Бесстрашный трибун, прекрасно владевший искусством сарказма, он убедительно и логично разбивал своих противников, вызывая бурю одобрительных возгласов со стороны рабочих и солдат-татар и бешеную злобу наемников буржуазии. Я бывал на многих митингах – на Юнусовской площади, в Большом театре на Проломной, в цирке, Алафузовском театре, на которых происходили схватки М. Вахитова с Ф. Туктаровым. Эти схватки буквально потрясали аудиторию»

(Цит. по книге: Р.И. Нафигов. Мулланур Вахитов. Казань, Таткнигоиздат, 1960, с. 67).

Вахитов проявил себя как талантливый публицист, умевший писать страстно и неповторимо ярко. В 1912-1914 годах печатался в «Мусульманской газете» – поднимал вопросы научного прогресса, возрождения ислама. Он был одним из редакторов газеты «Игенче», сотрудничал с газетами «Чулпан», «Кызыл Армия», «Красное знамя», был редактором газеты на турецком языке «Ени дунья» («Новый мир»).

С марта 1917 по январь 1918 года М. Вахитов жил на Московской улице. Сейчас на доме №60 установлена мемориальная доска.

24 и 25 октября 1917 года Мулланур участвовал в вооруженном восстании за установление советской власти в Казани. Вошёл в Казанский Временный Революционный комитет (Ревком), созданный 26 октября. Вместе с левыми эсерами и меньшевиками-интернационалистами, выступившими за «однородное социалистическое представительство», вышел из Ревкома 28 октября.

Был избран членом Учредительного Собрания от Казанского избирательного округа (мусульманский социалистический список).

На 3-м губернском крестьянском съезде в декабре 1917 года заявил:

«Народ в великие Октябрьские дни сверг врагов народа и призвал к власти Советы РСКД... Учредительное Собрание должно только закрепить народные завоевания» («За Землю и Волю», Казань, 1917, 13 дек.).

Вахитов приехал в Петроград 6 января 1918 года, опоздав на открытие Учредительного Собрания. 7 января он встретился с В.И. Лениным, который посоветовал мусульманским депутатам Учредительного Собрания – сторонникам Советской власти – сформировать центральное мусульманское учреждение и начать разработку декретов, касающихся мусульманского населения. Учитывая недюжинные организаторские способности Вахитова, Ленин назначил Вахитова руководителем Комитета по делам мусульман Внутренней России. И тот оправдал возложенные на него надежды.

Он был в числе подписавших Положение о Татаро-Башкирской Советской Республике Российской Советской Федерации. По инициативе Вахитова в марте 1918 года в Москве была созвана 1-я Всероссийская конференция рабочих-мусульман, которая создала Центральный мусульманский социалистический комитет. Вахитов был избран в его состав и стал председателем исполнительной коллегии комитета.

С согласия Ленина по указанию Вахитова в Казань для ликвидации в марте так называемой Забулачной республики был направлен отряд матросов.

С апреля Вахитов был председателем Военной коллегии при ЦМК. В мае участвовал в совещании по созыву в Москве Учредительного съезда Татаро-Башкирской Советской Республики. Вошёл в комиссию по подготовке съезда. Руководил формированием мусульманских частей Красной Армии.

Вахитов многое сделал для устройства жизни и быта угнетенных ранее наций и народностей, призывая их на борьбу против врагов революции. Его пламенные речи, острые статьи разили наповал националистов и шовинистов. Недаром националисты открыто угрожали расправой «главному татарскому большевику» М. Вахитову.

В июле 1918 года Совнарком направляет М. Вахитова чрезвычайным комиссаром по продовольствию в Поволжье. Это было трудное для молодой республики время. Вскоре Мулланур Вахитов едет на Восточный фронт. 4 августа прибывает в Казань. Вместе с представителями Казанского губкома ВКП(б) делает все, чтобы защитить город от белогвардейцев и белочехов.

Силы были неравные. Казань пала. Советского комиссара схватили и бросили в тюрьму.

Арестовали его в селе Богородском, под Казанью. Он приехал сюда вместе с красноармейцами, чтобы переждать временную оккупацию города. Солдат расстреляли на месте, а красного комиссара увезли в Казань.

Сохранились воспоминания людей, которые вместе с Вахитовым сидели в тюрьме, но чудом остались живы. Все они говорят, что Мулланур вел себя мужественно, спокойно, стараясь подбодрить тех, кто пал духом, И когда ночью белогвардейцы пришли за ним, он, уходя, сказал:

«Прощайте, товарищи, если будете свободны, то боритесь против насилия и произвола кучки наемной своры, гоните буржуев».

На рассвете 19 августа 1918 года жизнь его оборвалась. Мать Мулланура вспоминала, что сидел он в Плетеневской тюрьме. Когда она пришла его повидать, сына уже не было в живых.

Из многих источников М. Валеев знал, что Вахитова расстреляли на гауптвахте пересыльной тюрьмы и похоронили на кладбище Спасо-Преображенского монастыря в кремле. Однако духовенство потребовало перезахоронить безбожника в другом месте.

Новое место захоронения М. Валеев узнал случайно от одного из участников митинга в день 25-летия Октября на Архангельском кладбище. Оказалось, что прах его покоится здесь. Вазыху Валеевичу удалось отыскать единственную свидетельницу перезахоронения Анну Федоровну Бряндину, дочь могильщика.

В августе 1918 года ей было 12 лет, но она хорошо запомнила место за кладбищенской оградой, где были захоронены убитые белогвардейцами революционеры, и в их числе Мулланур Вахитов. Она подтвердила, что это было именно там, где показал незнакомец на митинге.

Заявление дочери могильщика Архангельского кладбища А.Ф. Бряндиной о месте захоронения М.Вахитова. 1975 год

В Центральном государственном архиве историко-политической документации РТ, в фондах партийного архива Татарского обкома КПСС, отдела истории партии Татарского обкома ВКП(б), Казанского губкома РКП(б), хранятся документы, фотографии и воспоминания о жизни и деятельности М. Вахитова, об увековечении его памяти.

Интерес вызывают фотографии М. Вахитова среди студентов Петербургского политехнического института, среди членов Центральной мусульманской военной коллегии, фотографии его родственников, письмо М. Вахитова матери из Петербурга (1907 г.), письмо комиссара по делам мусульман Внутренней России М. Вахитова заводскому комитету завода «Богатырь» (1918 г.).

Наибольший интерес представляет документы, включенные в Республиканский реестр уникальных документов архивного фонда Республики Татарстан:

– письмо М. Вахитова отцу из тюрьмы Плетени (август 1918 г.);

– письмо М. Вахитова мачехе Варваре Захаровне из тюрьмы Плетени (август 1918 г.).

Память о комиссаре Муллануре Вахитове живет, о нем написаны стихи и песни, его именем названы школы и предприятия. В 1922 году бывшая Николаевская улица Казани стала носить имя Мулланура Вахитова.

В Казани на холме в центре города установлен величественный монумент революционеру. Это было уже второе скульптурное изображение.

Первый памятник был много скромнее. Он был установлен в 1922 году.

Открытие памятника М.Вахитову на Юнсусовской площади. 1922 год

Памятники Мулларуру Вахитову есть в Агрызе, Бугульме, Лениногорске.

 Памятник в Лениногорске

Зиля Бикметова у памятника Муллануру Вахитову. К сожалению, она не написала, в каком городе живет

 

За основу очерка взят текст с сайта http://kitap.net.ru/kazan/12.php, использован очерк Ольги Файнберг, опубликованный в газете «Вечерняя Казань», другие источники

Фото с сайта http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/3ipd/931vyst/52_vahitov