Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Кавалерист-девица» Надежда Дурова

Среди участников войны 1812 года особое место принадлежит Надежде Дуровой – легендарной «кавалерист-девице».

В городе Елабуге, где она прожила последние годы своей жизни, открыт музей Надежды Дуровой.

Надежда Андреевна Дурова появилась на свет в Киеве 17 сентября 1783 года в семье гусарского офицера Андрея Васильевича Дурова. Мать девочки страстно мечтала о сыне, и поэтому рождение дочери стало для нее большим разочарованием. Она с первого взгляда невзлюбила Надежду и почти не обращала на нее внимания, поручая заботу о младенце горничной или многочисленным кормилицам.

Хрупкая девочка отличалась излишней крикливостью, и однажды обезумевшая мать выбросила ее в окно кареты на ходу. Ребенка, всего в крови, подняли гусары и отдали подоспевшему отцу.

Позднее Дурова рассказывала в своих «Записках кавалерист-девицы» о том, что отец поклялся никогда не отдавать ее во власть жены и решил сам заняться воспитанием маленькой Надежды. Но сделать это было непросто – полковые дела требовали постоянного внимания, поэтому Андрей Васильевич вверил дочь заботам пожилого гусара Астахова. Тот целыми днями развлекал свою подопечную, размахивая саблей, в конюшне сажал ее на лошадь, давал поиграть пистолетами. Каждый вечер девочка засыпала под музыку полкового оркестра.

Зал детства в Музее Надежды Дуровой

Надя росла. Воспитание Астахова давало о себе знать – она обожала лошадей, блеск сабель и могла целыми днями маршировать по дому и командовать во все горло: «Эскадрон! Направо, заезжай! С места, марш-марш!». Подобное поведение веселило окружающих, а мать злилась, бранила Надежду и заставляла ее рукодельничать.

Первая любовь, что случилась у неё в юности в Малороссии, где юная Наденька находилась на «перевоспитании» у своей строгой и излишне набожной бабки по материнской линии, оборвалась по воле взрослых. Она была влюблена в сына помещицы, имение которой находилось по соседству. Прознав про это, бабушка сильно разгневалась: поведение внучки не соответствовало её пуританским представлениям. Девушку вернули в Сарапул, в родительский дом. Много лет спустя, вспоминая эту историю, Надежда Андреевна написала, что кавалериста Надежды Дуровой могло и не быть. Была бы просто счастливая замужняя женщина.

Портрет в экспозиции Музея Надежды Дуровой в Елабуге

Ее выдали замуж восемнадцатилетней за судебного заседателя Василия Степановича Чернова, в браке с которым она прожила более двух лет, родила сына Иван. Она бросила его с ребёнком на руках, влюбившись в казачьего есаула. В 1806 году в возрасте 23 лет Надежда Дурова тайно покинула родительский дом и присоединились к казачьему полку.

Командиру части Надежда назвалась дворянином Александром Дуровым, бежавшим из дома на войну. В казачий полк Надежду Андреевну не взяли, однако пообещали довести в город Гродно, где полным ходом шло формирование армии для похода против Наполеона. Оказавшись в Гродно, Надежда Дурова под именем Александра Соколова вступила в Коннопольский уланский полк. В его составе Дурова приняла боевое крещение при Гутштадте, в Западной Пруссии, была участницей сражения под Фридландом, всюду проявляя героизм и храбрость.

Дурова ни разу не пожалела о своем выборе:

 «Я люблю воинское ремесло со дня моего рождения, – писала она в те дни, – я считаю звание воина благороднейшим из всех и единственным, в котором нельзя предполагать никаких пороков, потому что неустрашимость есть первое и необходимое качество воина; с неустрашимостью неразлучно величие души, и при соединении этих двух великих достоинств нет места порокам или низким страстям».

Между тем в армии потихоньку стал распространяться слух о существовании женщины-офицера. Надежда писала:

 «Все говорят об этом, но никто ничего не знает; все считают возможным, но никто не верит; мне не один раз уже рассказывали собственную мою историю со всеми возможными искажениями: один описывал меня красавицею, другой уродом, третий старухою, четвертый давал мне гигантский рост и зверскую наружность. Судя по этим описаниям, я могла б быть уверенною, что никогда ничьи подозрения не остановятся на мне, если б не одно обстоятельство: мне полагалось носить усы, а их нет и, разумеется, не будет... Часто уже смеются мне, говоря: «А что, брат, когда мы дождемся твоих усов? Уж не лапландец ли ты?».

Слух о смелой девушке, переодетой в мужскую военную форму, дошел до Александра 1, который распорядился найти Александра Соколова. 31 декабря 1807 года Дурова была представлена царю. Она убедила его разрешить ей продолжить службу в армии. Царь согласился, присвоив ей фамилию Александров.

Восковая фигура Надежды Дуровой в полный рост в экспозиции елабужском музея

Отечественную войну 1812 года Дурова встретила в чине корнета Литовского уланского полка, но вскоре за боевые заслуги была произведена в поручики – ее храбрость не знала границ. Надежда Дурова слыла столь отличным офицером, что была удостоена чести быть адъютантом Михаила Кутузова, пока не получила серьезное ранение в битве при Бородино. Кутузов отправил ее домой до полного выздоровления. Весной 1813 года Дурова возвратилась в действующую армию.

В 1816 году Дурова, будучи штаб-ротмистром и Георгиевским кавалером Александровым, вышла по личной просьбе в отставку. Но с военными манерами она уже никогда не расставалась и не признавала женской одежды.

Несколько лет Надежда Андреевна прожила в Петербурге, потом гостила у родственников в Малороссии. Последние годы своей жизни, более 30-ти лет, Дурова провела в городе Елабуге. Она приехала сюда с братом, назначенным городничим. Именно в Елабуге она написала свои знаменитые «Записки Александрова». Позднее они издавались под названием «Записки кавалерист-левицы» не только на русском, но и на других языках.

Боевые подвиги бесстрашной «кавалерист-девицы» были отмечены Георгиевским крестом. Это первая женщина – офицер в вооруженных силах России. Она стала и одной из первых русских писательниц. Ее перу принадлежит более 10-ти романов, повестей, и рассказов. Но главным ее произведением по праву считаются знаменитые «Записки...», повествующие о героической жизни автора, видных деятелях 1812 года, ее боевых друзьях.

О её трудах восторженно отзывались В.Г. Белинский и А.С. Пушкин. Последний, прочитав «Записки кавалерист-девицы» в рукописях, предположил, что они найдут широкий отклик у читателей, и не ошибся. Поддержка великого поэта подвигла Надежду Дурову на создание новых произведений. В 1840 году её сочинения были изданы в четырех томах. Одна из главных тем Дуровой – раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом мужчины и женщины. На примере своей жизни эту разницу она преодолела.

Народная героиня скончалась на 83-м году жизни и с воинскими почестями была похоронена на Троицком кладбище в Елабуге. В этом городе сохранилось 2/3 части дома, в котором она жила, от остального остался фундамент. Остатки разобрали и на этом месте построили новый дом по рисункам из книги Александра Сакса, посещавшего Елабугу в 1901 году.

В 1993 году здесь был открыт музей. Его работники поддерживают отношения с родственницами Надежды Андреевны, живущими в Париже. Это правнучки брата Дуровой – Надежда и Татьяна.

Как рассказала Марине Сельсковой (АЛ-ИНФОРМ) заведующая музеем Фарида Валитова, за 2004 год музей приобрел много новых экспонатов. Это предметы быта XVIII века, мебель, старинные вещи и книги, купленные в антикварных салонах и у частных лиц. Один миллион рублей были выделены из федерального и республиканского бюджетов на реконструкцию музея.

Замена экспозиции была вызвана тем, что большинство прежних экспонатов принадлежали музею истории Санкт-Петербурга и были предоставлены на временное хранение. Мемориальных вещей в музее-усадьбе нет, их не удалось найти.

Поздний портрет Надежды Дуровой

Среди наиболее интересных приобретений – столик для рукоделия, оригинальный и дорогой шкаф-конторка для посуды, письменные приборы, подсвечники, шкатулки, серебряные чернильницы, посуда известных производителей XIX века.

Проект художественного решения экспозиции разработал местный художник Рабис Саляхов, который ранее занимался интерьером музея истории города. После реконструкции в музее  пять залов: детство, военная служба, литературная деятельность, елабужский период жизни и зал памяти, где подводятся итоги экскурсии.

Посетители снова увидели военную форму трех полков, в которых служила Дурова: рядового конно-польского полка, корнета Мариупольского гусарского полка и поручика Литовского уланского полка. Это новоделы, как их называют музейные работники, т.е. одежда, сшитая современными мастерами по подобию старинных костюмов.

Мемориал Надежды Дуровой в Елабуге

  Большинство снимков  с информационного портала «Все дома России» - http://www.vsedomarossii.ru/