Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Сентябрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1978 – У парадного входа в Ленинский сад открыт памятник Александру Михайловичу Бутлерову, великому химику-органику, создавшему известную всему миру научную школу

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанские корни французского художника Рината Анимаева

Сегодня у нас есть возможность рассказать о Ринате Анимаеве, члене Союза художников Франции, который входит в десятку лучших французских мастеров современного искусства.

Ему позировали Рудольф Нуреев, Лев Гумилев, множество других интересных личностей, на встречу с которыми, считает Ринат, ему всегда везет. Еще в допарижское время − в Москве, на Таганке, он рисовал Владимира Высоцкого. В Москве он встречался с нашим соотечественником из Англии, поэтом Равилем Бухараевым.

По происхождению Ринат Анимаев − татарин из Таджикистана, родился в городе Душанбе 24 марта 1955 года. В сентябре 2015 года впервые состоялась выставка его работ в Казани.

О творчестве художника, его жизни, семье и об удивительной семейной тайне, которую для него раскрыла судьба, рассказывает вице-президент Ассоциации «Культурный мост Россия – Франция» Лия Пронэр.

 

Уходят люди в вечность мирозданья,

сменяются столетья и года.

Приходит к нам однажды осознанье,

что всё взаимосвязано всегда.

Лариса Конина

 

Как художник из Парижа нашел в Казани свою сестру

Кто бы мог представить, что состоявшаяся в столице Татарстана выставка поможет приоткрыть завесу над тайной жизни отца художника. Это стало невероятным открытием для семьи Рината. Но начну рассказ по порядку.

Дело в том, что после экспозиции в Казани картины художника в декабре были перевезены в Москву, на выставку в культурный центр «Дома на Патриарших». Именно на выставке в российской столице на свою электронную почту Ринат получил письмо от Амины Араслановой, жительницы города Казани. В нем она с теплом отозвалась о его работах и спросила его, нет ли у художника родственников в Казани?

Она сообщила, что знакома с Дамирой Алиевной Анимаевой и попросила Рината связаться с ней. По ее словам, этой скромной женщине 82 года, и всю жизнь она живет в Казани. Ринат не сразу смог сообразить, кто эта женщина, так как история его фамилии, по рассказам отца, связана с Узбекистаном. Однако единство фамилий заставило задуматься.

Между ними завязалась переписка: вопросы, ответы, звонки, и очередное письмо от Амины Араслановой, уже с фотографией родителей Дамиры, не оставило никаких сомнений. С фотографии на него смотрел молодой, красивый мужчина, которого он, правда, не помнил и не знал − его отец Анимаев Мансур.

Дамира оказалась не просто однофамилицей, а родной сестрой по отцу. Оставалось неясным, почему в Татарстане их отца звали Али, а в Узбекистане – Мансуром. Значит, у отца была какая-то тайна, которую он унес с собой.

Обратимся к истории нашего героя. Ринат был седьмым ребенком в многодетной семье. Его отец – Мансур Исхакович Анимаев был художником, мать – Салима Усманова-Анимаева занималась воспитанием детей. Вот как сам Ринат впоследствии вспоминал свое детство:

«Семья у нас была большая и жизнь интересная. Всему находилось место − и справедливости, и наградам, и спорам, но всегда мои родители были добры и никогда не было место тайнам и скандалам».

Разве мог Ринат предполагать, что 50 лет спустя он откроет для себя одну из тайн своего отца, и это произойдет благодаря персональной выставке в России, в Татарстане.

Позвольте немного отступить от сюжета нашего рассказа, чтобы написать, почему выставка приехала в Казань.

С Ринатом мы познакомились благодаря дружной татарской диаспоре, которая существует в Париже давно. Судьба разбросала татарский народ по всему миру, но где бы мы не проживали, мы всегда стараемся сохранить свое духовное и культурное наследие, историю своей нации и своего народа. Так и здесь, в Париже, в далекой загранице, мы живем как большая дружная семья: татарские встречи, национальные праздники, концерты.

В октябре 2015 года в посольстве России в Париже состоялась встреча, организованная руководством Всемирного конгресса татар. Это было значимое событие для всех татарских диаспор, живущим за рубежом, оно способствовало добрым знакомствам, обмену мыслями, новыми идеями. Ринат представил в посольстве 60 своих работ и подарил участникам встречи свои книги.

Идея проведения выставки в Казани возникла у меня сразу же после моего первого посещения этого города. Мое знакомство с Татарстаном состоялось отнюдь не случайно, теперь я это прекрасно осознаю. Летом я была приглашена в Казань для участия в памятном вечере, посвященном годовщине смерти Высоцкого. В рамках этого события мы с моей творческой группой показали короткометражный фильм «Париж по местам Высоцкого», который сняли совместно с оператором Николаем Головихиным при участии Рустема Валиахметова, директора Музея социалистического быта в Казани.

Именно тогда я открыла для себя этот замечательный город, соприкоснулась с гостеприимством татарского народа. Казань не могла не впечатлить своей таинственной историей и архитектурой, уютом улиц. Именно здесь я познакомилась со многими людьми, которые в дальнейшем и помогли в осуществлении проекта − открытии персональной выставки Рината Анимаева.

Ринат очень давно мечтал провести свою выставку в Казани, на родине своих предков. Он мне и раньше часто об этом рассказывал, говорил, что есть у него заветная мечта − приехать в Казань со своими работами и познакомиться с родиной своего отца.

Он был в Казани всего один раз, в конце 1981 года. Будучи студентом художественного института имени В.И. Сурикова вместе с друзьями они приехали на празднование 100-летия Николая Ивановича Фешина − живописца, графика, скульптора, представителя импрессионизма и модерна, родившегоcя в Казани.

Выставка с работами мастера состоялась в Музее изобразительных искусств Татарстана. Та памятная поездка в Казань подарила ему встречи со многими выпускниками Казанской художественной школы, с которыми он продолжил свое общение и в Москве, и за рубежом. Тогда он увез с собой не только теплые воспоминания о посещении, о гостеприимстве татарского народа – у него появилась мечта вернуться в этот город еще раз.

В те 80-е годы Ринат еще не знал, как сложится его дальнейшая жизнь, с чем ему придется столкнуться, какие сюрпризы приготовит судьба…И вдруг спустя десятки лет он снова в Казани со своими работами.

К большому сожалению, он не смог лично представить свои работы: у него на период проведения выставки в Казани были уже заключены другие контракты с галереями во Франции. Так я стала его представителем на его выставках в России. Мы вместе с ним работали над проектом, которые назвали «Четыре сезона». Вместе отобрали из его персональной коллекции 100 любимых работ – и выставка отправилась в путешествие.

Вопреки всем непредвиденным обстоятельствам, с которыми нам пришлось столкнуться, благодаря огромной поддержке всех, кто принимал активное участие в подготовке, выставка состоялась, и уже сейчас можно свидетельствовать ее успех.

На протяжении двух месяцев каждый житель Казани мог бесплатно посетить персональную выставку работ мастера, которая разместилась в двух залах в одном из самых красивых зданий на площади Свободы, в городской Ратуше.

Теперь пришло время вернуться к нашей истории и рассказать о нежданной – негаданной встрече с родным человеком.

Как  Дамира Анимаева осталась без отца

25 января 1933 года в семье Али и Сары Анимаевых родилась вторая девочка, которую назвали Дамирой. В нынешнем году ей исполнится 83 года, и только сейчас она обрела семью, хотя всю жизнь думала, что осталась одна. Из воспоминаний своего детства она помнит, как отца арестовали. Первый раз это случилось в 1934 году, в этот период он работал в исполкоме города Казани. После ареста его быстро освободили, а через 2 года он был снова арестован и сразу отправлен в тюрьму, а потом приговорен к расстрелу.

Почему и за что? − ее семья так никогда не получила ответ на этот вопрос. Время было суровое, только одно объяснение было в письме − по политическим мотивам.

В скором времени брак между ее родителями был расторгнут, и теперь уже понятно почему. В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 год. Сколько советских граждан им подверглось, сколько семей распалось, сколько судеб сломлено. Не обошло горе стороной и семью Анимаева. Так Сара, ее мать, осталась одна с двумя маленькими детьми на руках.

Ринат Анимаев. Портрет матери

На протяжении всей своей жизни Дамира думала, что ее отца нет в живых. Она жила с мамой и сестрой. О своем детстве без слез не вспоминает.

Очередное горе обрушилось на их семью − от болезни умерла ее старшая сестра в возрасте 16 лет, сразу после окончания войны. Дамира в один день становится взрослой Оставшись с мамой вдвоем, они жили вместе и были неразлучны и в горе, и в радости.

Дамира так и не устроила свою личную жизнь: вначале была учеба, потом работа, потом забота о маме. Каждый раз, рассматривая семейный альбом, она вспоминала о своем отце и о счастливом времени, проведенном вместе с ним.

Как бы сложилась ее судьба, если бы не арест отца, если бы не развод родителей, не война? Теперь уже не перевернуть эту страницу ее жизни и не изменить ее судьбу.

История ее отца уводит нас в историю его корней. Его отец Исхак, фамилию он не помнит, был муфтием в Казани и в 1918 году был расстрелян большевиками. Троих детей − самого Али вместе с братом и сестру Сару – добрым людям удалось спрятать, а затем вывезти в Узбекистан. Именно отсюда и пошла история фамилии Анимаев (в переводе «ани» − мама, «май» − масло).

В приемной семье, где оказались все дети муфтия, когда садились за обеденный стол, первое, что произносили ребята, была фраза – «Ани, май бир» («Мама, дай масла»). Это мы знаем из рассказа самого Рината Анимаева. Так вот, при получении документов приемные родители и дали детям эту фамилию, чтобы ничто не напоминало им о трагедии их родных родителей.

Анимаев Али вырос в Узбекистане, но родина его тянула, и в свои восемнадцать лет он предлагает своему брату и сестре вернуться в Казань. Уже с этого момента начинается новый этап в его жизни. Уже под другой фамилией и с другим именем Анимаев Али возвращается на родину. Он находит работу, поступает учиться и встречает свою первую любовь.

Все было бы в его жизни по-другому, если бы не 30-40-е годы, время, оставившее непоправимый, тяжкий след во многих сердцах и жестоко разрушившее многие судьбы.

После отбывания срока Анимаев Али был освобожден, это случилось уже перед началом Великой Отечественной войны. Но в Казань он больше никогда не вернется. Будет призван на фронт, а после окончания войны с медалями и орденами за отвагу вернется туда, где прошли его детство и юность.

Вернувшись на свою вторую родину, в Узбекистан, он снова берет себе имя Мансур, которое ему было дано при рождении, и начинает жизнь с нового листа.

Ринат Анимаев. Портрет отца

В Узбекистане он работу не нашел и переехал в столицу Таджикистана – Душанбе. Там познакомился с Салимой, тихой, скромной девушкой, которая в 30-е годы тоже переехала в Таджикистан из Татарстана со своими двумя сестрами Махирой и Зинаидой. Она оказалась по национальности татаркой и даже землячкой − родилась в деревне Давлеканово недалеко от Чистополя.

В свои 26 лет Салима Усманова уже была вдовой, оставшись с двумя детьми на руках –Минсулой и Юлдус: муж погиб на фронте. Они поженились. В совместном браке родилось еще пятеро: две девочки Гульсум и Мила – и три мальчика − Эдуард, Анвар, самого младшего назвали Ринатом.

Чтобы прокормить свою семью, Мансур много работал, заведовал художественными мастерскими, работал оформителем и много рисовал. Отец всегда мечтал быть свободным художником.

Ринат вспоминает побеленные стены, завешанные его работами. Говорят, он был самобытным мастером и знатоком. Готовил краски по своим рецептам на основе пигментов, которые собирал в горах и растирал на хлопковом масле. Рамы для своих картин тоже изготовлял сам.

Как Ринат стал художником

У Рината сохранился натюрморт, написанный отцом в 1949 году: это кусок черного хлеба и два помидора – как напоминание о трудном времени жизни. Ему хорошо запомнилось две работы отца − это летний пейзаж средней полосы, облака, уводящие зрителя в неведомую даль, с двух сторон лес стеной, манящий своей завораживающей темнотой и скрывающий тайны прошлого, ручей среди камней с прозрачной водой – как представление о прекрасном неизведанном будущем.

Другой пейзаж – зимний: на нем изображен мокрый снег, сани, избушка с дымком в трубе – как представление о Родине, о мире. Вдали, за лесом, теплый мерцающий закат – как мечта о счастливом будущем.

Картины для художника − это отражение всей глубины его души, пространства, которое его окружает, это образ, пойманный на определенном этапе прожитого времени и застывший на холсте. Это нечто магическое, волшебное таинство неизвестного, цвета красок, толщины линий или просто непрочитанная книга.

Все, что он видел в картинах отца и привело Рината Анимаева к профессии художника, которой он учился почти 17 лет. В художественную школу поступил в 10 лет, уже после смерти отца. После окончания школы в 1972 поступил в художественное училище Душанбе, затем с 1978 по1984 год − учеба в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.

Уже в студенческие годы стал участвовать в персональных выставках. В 1986 году вступил в Союз художников СССР.

С 1989 года Ринат живет и работает во Франции. Ему позировали многие знаменитые люди, с которыми, как он считает, сводит сама судьба. Его кисти принадлежат портреты Олжеса Сулейманова, Александра Солженицина, Рудольфа Нуриева, Льва Гумилева, Людмилы Гурченко, Владимира Высоцкого.

Спустя годы сама судьба раскрывает ему тайну отца и дает возможность встретиться с родным людям.

Обретение семьи

Когда все прояснилось, первое желание Дамиры, конечно, было встретиться с родственниками, и она, не откладывая, берет билет и приезжает в Москву, где живут два брата Рината − Эдуард, Анвар и сестра Гульсум, а также его два сына – Тимур и Мансур, внучка, племянники. Дамира едет на встречу со своей большой семьей.

На Казанском вокзале ее встретили родные, она сразу попросила, чтобы ее повезли на выставку.

«От волнения и радости она не могла говорить, у нее даже голос пропал», − вспоминает сестра Рината Гульсум.

В культурном центре «Дома на Патриарших» их тепло встретили, и она очень долго молча рассматривала картины Рината, потом сказала, что чувствует его душу, его характер, а то тепло, которое исходит от его работ, переносит ее в воспоминания детства.

Дальше была экскурсия по Москве, теплый семейный ужин со всеми родственниками, знакомство с Ринатом по скайпу, разговоры об отце, о ее жизни, о жизни братьев и сестер, просмотр фотографий. Пришло понимание того, что у нее теперь есть семья – и жизнь продолжается.

Жизнь − не черновик, ее невозможно переписать, а тем более прожить заново. Так цените каждый день в своей жизни, он прекрасен. События, которые происходят в нашей жизни, сами по себе нейтральные. Это мы сами раскрашиваем их в определенный цвет.

Давайте же раскрасим нашу жизнь яркими цветными красками, как на картинах Рината Анимаева.

Мы растём, взрослеем, жизнь нас разбрасывает по разным уголкам земли, но свою малую родину, о которой остаются только тёплые сокровенные воспоминания, мы никогда не забываем и чтим до последних дней жизни.

Ринат Анимаев и я лично, выражаем сердечную благодарность, говорим огромное человеческое спасибо и шлем низкий поклон, всем кто нам помогал и поддержал наш проект в Казани и в Москве.

Выражаем признательность Мэрии Казани в лице Метшина Ильсура Раисовича, директору ратуши Латфуллиной Дине Анваровне, Комитету содействия развитию туризма в лице Лодвиговой Евгении Анатольевны, руководству «Булгар Банка».

За возможность организации экспозиции в Москве хотелось бы сердечно поблагодарить полномочного представителя Республики Татарстан в Москве, заместителя премьер-министра республики Ахметшина Равиля Калимулловича, директора «Дома на Патриарших» Халиуллина Ильдара Умяровича, участника татарской диаспоры Бельгии Ситдиковой Зайнап Рахимовны, Казанское управление Горьковской железной дороги в лице Кондратьева Александра Михайловича, членов Совета татарской молодежи Москвы в лице Валитовой Динары.

Париж 2016