Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Но верим мы за нас живущих, Молиться будет он и там…»
- 30 августа 2016 года
Епископ Павел (в миру Петр Дмитриевич Флеринский) не был официально Казанским епархиальным архиереем или временно управляющим епархией. Но в 1938-1940 годах он был единственным архиереем на территории Татарской АССР, находившимся на свободе.
Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у церкви Ярославских чудотворцев, открытой в 1796 году. Это священнослужители и общественные деятели, имеющие несомненные заслуги перед церковью и городом.
За алтарем церкви погребены три архипастыря: епископ Павел (Флеринский), архиепископ Сергий (Королев) и епископ Иустин (Мальцев). Все трое узнали, что такое безбожие советской эпохи, но, по счастью, остались живы. Расскажем о них с помощью Анатолия Михайловича Елдашева, известного казанского краеведа, знатока истории православия в нашем крае, Евгения Васильевича Липакова, научного сотрудника Института истории и Института Татарской энциклопедии Академии наук РТ, руководителя отдела по канонизации святых Казанской епархии, и других источников.
Сегодня наш рассказ о епископе Павле.
Епископ Павел (в миру Петр Дмитриевич Флеринский) родился 29 июня 1879 года в селе Федоровка Ставропольского уезда Самарской губернии в семье псаломщика. Духовное образование получил в Самарской духовной семинарии (год выпуска – 1893). Два года работал учителем церковно-приходской школы в Самаре, в 1895 году, после вступления в брак, был рукоположен во священника, служил в селах Тарасовка, Александровка и с 1910 года – в селе Большая Глушица Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачевский район Саратовской области).
В 1909 году в Степном Заволжье была эпидемия холеры, но отец Петр, незадолго до этого побывавший на противоэпидемических курсах в Самаре, так организовал санитарно-профилактические меры, что заболело лишь несколько человек, в том числе сам священник и двое его детей, а умер только первый заболевший – младший сын о. Петра.
В 1910 году, одновременно с переводом в село Большая Глушица, иерей Петр Флеринский был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Вскоре его жена ослепла в результате трахомы и вылечилась только после поездки в столицу и встречи с праведным Иоанном Кронштадтским, который предсказал отцу Петру архиерейский сан. В 1920 году супруга скончалась, из пятерых детей только старшая дочь была взрослой.
В мае 1926 года, после смерти митрополита Тихона (Оболенского), епископ Павел (Флеринский) был официально назначен временно управляющим Уральской епархией. 30 декабря 1927 года указом заместителя Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) Павел был назначен епископом Котельничским, викарием Вятской епархии, но так и не покинул родных краев, а 27 марта 1928 года, по ходатайству его самого и многочисленным просьбам верующих был оставлен епископом Пугачевским. В июне 1928 года он вернулся в Пугачев, где жил в крайней бедности в сторожке при храме, но продолжал управлять Уральской епархией и помогать семьям арестованных священников.
10 января 1931 года он был арестован, а 30 апреля решением Тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю был приговорен по статье 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) к пяти годам лагерей. Срок заключения он отбывал в поселке Усть-Кулом Коми края, на реке Вычегде, где шестью годами раньше находился в ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). Основной работой заключенных была заготовка леса. Епископ Павел трудился на общих работах, но последние месяцы заключения из-за болезни сердца провел в больнице.
После освобождения в мае 1936 года епископ Павел с разрешения властей поселился в Казани у старшей дочери. Он был уже тяжело болен и не служил, но посещал казанские храмы, переписывался с духовными детьми.
Епископ Павел не был официально Казанским епархиальным архиереем или временно управляющим епархией. Но в 1938-1940 годах он был единственным архиереем на территории Татарской АССР, находившимся на свободе и бывшим в юрисдикции Московского патриархата, и решал многие церковно-судебные ситуации, отвечал на вопросы верующих.
В 1936 году своим устным распоряжением заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Павла временно управляющим Куйбышевской епархией, эти обязанности он исполнял до осени 1939 года.
В Казани же в 1936 году еще действовали пять «сергиевских» храмов и действовало епархиальное управление. Но в течение 1937 года все храмы, кроме церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище и расположенного недалеко от нее деревянного храма Серафима Саровского, были закрыты, в декабре был арестован последний правящий архиепископ Никон (Пурлевский), и владыка Павел (Флеринский) остался единственным проживавшим в Казанской епархии на свободе архиереем. В начале 1938 года закрылась и была снесена и деревянная церковь Серафима Саровского, и теперь владыка Павел посещал только церковь Ярославских чудотворцев.
Скончался владыка Павел 14 октября 1940 года от кровоизлияния в мозг и был похоронен в пятидесяти метрах от алтаря своего последнего храма, на I пешеходной аллее, справа от главной аллеи. Можно предположить, что похороны у самого алтаря были бы восприняты властями как «антисоветская демонстрация». По захоронению его дочери Марии Петровны Флеринской, скончавшейся в 1957 году и похороненной рядом с отцом, можно видеть, где он нашел упокоение в 1940 году.
Захоронение дочери епископа Павла справа
Долгие десятилетия на могиле епископа Павла стоял простой деревянный крест. 1 июня 2004 года его мощи были перенесены с I пешеходной аллеи ближе к церкви. К захоронению лучше пройти с главной аллеи, за надмогильными памятниками купцов Хохряковых, которые хорошо видны с левой стороны.
В эксгумации участвовал священник Петропавловского собора о. Юлиан (Епифанов).
На могильном камне начертано духовное стихотворение монахини Марии – его дочери Марии Петровны:
«Сосуд любви и чистой веры,
Долго и ярко он горел,
Живой любви являл примеры
Великий труженик Божиих дел.
Носитель Божией благодати,
Сиял он долго над землей,
И не могли враги и тати
Путь очернить его святой.
Как лучший дар земли убогой,
Из мира скорби, горьких слез,
На небеса к Престолу Бога,
Он сердце чистое вознес.
В слезах, смятенье дум гнетущих,
Невыразимо тяжко нам,
Но верим мы за нас живущих,
Молиться будет он и там».
Новый надмогильный памятник был сооружен на пожертвования, собранные общиной храма Ярославских чудотворцев.