Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Герой своего времени поэт Гавриил Каменев
- 09 сентября 2009 года
Гавриил Петрович Каменев (1772-1803) – русский поэт, чье творчество стоит у истоков романтизма, прозаик и переводчик. Несмотря на знатное происхождение, прекрасное воспитание и образование, судьба его сложилась трагично.
Он умер в возрасте тридцати двух лет, а последние годы жизни были связаны с постоянным ожиданием и предчувствием приближающейся смерти.
Поэт принадлежал к роду татарского мурзы Макула, крещенного Иваном IV вскоре после покорения Казани. Гавриил Каменев потерял родителей, когда был еще ребенком. Он сначала прошел домашнее обучение грамоте; в отрочестве, в середине 1780-х, был помещен в лучший частный пансион Казани, где воспитывался вместе с дворянскими детьми. По социальному статусу, имущественному уровню, деловым занятиям, родственным и многим личным связям он принадлежал к купеческой среде, тогда как мировосприятие и личностные качества тяготели к дворянской культуре и соответствующему образу жизни.
Из пансиона Каменев вынес знание западноевропейских и русской литератур, свободное владение немецким языком, любовь к чтению и литературному творчеству.
Получив образование, Каменев занял место, достойное его фамилии и весьма крупного унаследованного состояния. В 1790-х годах он избирался сначала ратманом, а затем бургомистром городового магистрата; был купцом первой гильдии. В 1800-м году получил звание коммерции советника. Каменев владел в Казани значительной недвижимостью – домами, лавками, амбарами; имел большой денежный капитал.
У биографов поэта впоследствии не вызывало сомнений, что он тяготился торговой деятельностью. Но, так или иначе, Каменев до последних лет жизни продолжал вести дела – сам и через доверенных лиц. Он был одним из самых богатых людей Казани.
В развитии интеллектуально-духовных стремлений Каменева и реализации его литературного таланта большую роль сыграла возвышенная дружба с чиновником, литератором и масоном Саввой Андреевичем Москотильниковым (1768-1852). Москотильников был незаурядным человеком: родился в Ярославле в небогатой купеческой семье, но с юности стал служить чиновником и с годами сделал карьеру (в 1845 г. по чину получил дворянство).
Основным литературным трудом Москотильникова, настоящим призванием, которому были отданы годы внутренней жизни, стала работа над новым переводом поэмы итальянского поэта Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Это произведение пользовалось большой популярностью, особенно в масонской среде. Перевод Москотильникова, начатый им еще в конце XVIII века, был опубликован в Москве двумя изданиями в 1819 и 1821 годах.
Художественная натура, воспитание, склонности делали Гавриила Каменева во многом чуждым собственному сословию. Каменев пережил любовную драму. Он был влюблен в дочь казанского врача-немца, однако женился на пензенской дворянке М.А. Подладчиковой. К сожалению, этот брак оказался неудачным. Свой след оставило «легкомыслие юности» – Каменев отдал дань кутежам и другим неумеренным забавам, рассыпая «полной горстью нажитое отцом» и растрачивая здоровье. В последние годы жизни он вспоминал об этом с горечью, сравнивал себя с библейским блудным сыном.
Что касается творческой деятельности поэта, то можно сказать, что в этой сфере наиболее полно реализовался его личностный потенциал. Он зарекомендовал себя в российских литературных кругах рубежа XVIII – XIX столетий как талантливый поэт и переводчик. Творчество Каменева опиралось на литературные образцы и во многом – на личные события и чувства. Сама жизнь поэта «выстраивалась» как сюжет художественного произведения, в котором он выступал автором и героем одновременно. Художественный мир и душевное состояние Каменева со временем приобретали постоянный «флер» меланхолии, черты трагизма, масонской мистики, «кладбищенского» настроения. Смерть была постоянным предметом его мыслей и чувств, одним из ключевых поэтических образов.
Наиболее известным произведением Каменева в XIX веке был «Громвал» (опубликован посмертно в 1804 г.). Жанр этого поэтического сочинения определяется исследователями по-разному: как один из первых опытов романтической баллады в русской поэзии, как богатырская поэма и пр. В сюжете «Громвала» поэт использовал мотивы казанской легенды о Зиланте.
Значимыми событиями стали три его поездки в Москву и Петербург. Однако здоровье ухудшалось, приступы болезни воспринимались как предвестие смерти. Каменев все чаще бывал в роще на кладбище Кизического монастыря, где был похоронен его отец. Сам Каменев видел здесь свое последнее пристанище. Это любимое место прогулок и размышлений «в тени сосновой темной рощи» было для Каменева источником вдохновения и мистического притяжения, где он уходил в свой реально-воображаемый мир. Роща-кладбище как место действия и литературный образ присутствует в нескольких произведениях – в повести «Инна», прозаическом «отрывке» «Сон», одноименном стихотворении, а также в письмах Каменева.
Здесь же, на кладбище, им было написано последнее стихотворение, найденное после смерти в кармане сюртука. Оно было опубликовано в Периодическом издании ВОЛСНХ в 1804 г. под названием «Вечер 14 июня 1801 года» (другой вариант названия – «Хижицы»).
Творчество Каменева знал и высоко оценил А.С. Пушкин. Первая биографическая статья о Каменеве была опубликована в 1845 году казанцем Н.И. Второвым в петербургском альманахе «Вчера и сегодня», она предваряла публикацию писем Каменева Москотильникову.
Как личность, Каменев воплотил многие черты своего поколения и своего периода, конца XVIII – начала XIX столетия, времени яркого, хотя и оставшегося в тени между «золотым веком» Екатерины Великой и прославленной эпохой 1812 года, между Державиным и Пушкиным. Но конечно мы легко можем провести параллель с современной действительностью и тем образом жизни, который ведет современная молодежь. Мы спешим взять т жизни как можно больше, хотим успеть все и «сейчас» для нас гораздо важнее, чем «завтра».
Гавриил Петрович Каменев в годы юности тоже жил одним днем, а позже, пресытившись бесконечными кутежами, повзрослев, завязав дружбу с интересными людьми, начал осмысливать не только свое существование, но и судьбу страны, стал размышлять о будущем, о вечном, в его творчестве присутствуют и пророческие мотивы. Свою близкую кончину поэт отчетливо предчувствовал.
Возможно, развитие русской литературы происходило несколько иначе. А с другой стороны, это судьба одаренного человека – вспыхнуть, сиять несколько мгновений, даря свой свет, талант, меняя образ мыслей людей, чтобы потом погаснуть, но остаться в памяти, в истории, в литературе.
Евгения Молчанова
Производственная практика в редакции 2009 года
Постскриптум: По мнению известного исследователя творчества Г. Каменева, дата его рождения, которая включена во все его биографии, неверная. Как оказалось, специалисты, внимательно изучив метрику рождения поэта, сделали вывод, что Гавриил Петрович Каменев родился не 3 (14) февраля 1772-го, как считалось ранее, а 9 (20) марта 1773 года. Таким образом, его и без того короткая жизнь (Каменев скончался 26 июля (7 августа) 1803 года, прожив чуть более 30 лет) становится ещё на год короче.