Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Владимир Петляков: погиб в самолете собственной конструкции

Знаменитый авиаконструктор Владимир Петляков погиб 12 января 1942 года.  Самолет Пе-2, на котором он следовал из Казани в Москву, загорелся и упал в Горьковской области. 

Как это случилось? И что происходило в последние дни жизни Владимира Михайловича Петлякова? Мы нашли несколько версий гибели знаменитого авиаконструктора.

В декабре 1941 года В.М. Петлякова взволновали дошедшие из Москвы слухи о том, что возможна переориентация завода №22 имени Горбунова на выпуск новой машины, созданной А.Н. Туполевым, знаменитого впоследствии ТУ-2.  Слухи не были лишены оснований. Петляков послал шифровку наркому авиационной промышленности А. Шахурину с просьбой разрешить выезд в Москву для личного доклада. Он готов был доложить предложения по дальнейшему совершенствованию своего самолета Пе-2, который выпускался на заводе с первых месяцев войны.

9 января 1942 года Петляков вел производственное совещание, на котором обсуждались задачи по совершенствованию самолета. Во время совещания раздался звонок из Москвы: ему была назначена встреча с наркомом. Утром Петлякова снова вызвали к телефону, и секретарь наркома сообщил, что Шахурин требует срочного приезда.

В таких случаях Петлякову обычно предоставляли заводской самолет. Однако в тот день он был  приготовлен для полета в Сталинград. В этой сложной ситуации Петляков заявил: «Полечу на боевом самолете».

Главный инженер завода С. Лещенко предложил  использовать принятую, по его словам, без единого замечания машину №905. Однако директор завода Карпов, с которым Петляков поздним вечером обсуждал детали поездки, отказался предоставить эту машину, заявив, что ее еще не принял  военпред. Военпред Кутузов сообщил, что есть две готовые машины для 2-го авиационного полка дальней разведки Главного командования РККА, за которыми уже приехали экипажи. Они должны были 11 января  вылететь на подмосковный военный аэродром Монино.  Старшим группы был заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Ф. Овечкин.

Известный казанский историк Б. Султанбеков в своем очерке называет имена других членов экипажа. Это штурман – младший лейтенант М. Гундоров, стрелок-радист, сержант В. Скребнев, а также прикомандированный к ним воентехник 2-го ранга И. Орехов, обязанный помочь экипажу принять машины. Присутствие в самолете Орехова после падения самолета подтверждено не было. 

По настоянию заместителя Александра Михайловича Изаксона, летевшего в Москву вместе с Петляковым, были запрошены у старшего военпреда данные о командирах экипажей. Информация была обнадеживающая – пилоты опытные, не раз выполняли боевые задания, а Овечкин имел более 500 часов налета на Пе-2. Тем не менее, Петлякову предложили выехать поездом. Он ответил  категорическим отказом, хотя знал, в каких непростых условиях собиралась  машина, на которой ему предстояло лететь.

Самолет под номером 14/11 доделывали в конце декабря. Плановое задание года было под угрозой – в срочном порядке его направили на испытательный стенд, где проверялась бензосистема. Там превысили норму давления, из-за чего разорвало все 5 бензобаков. Меняли их ночью, и уже 31 декабря, в 3 часа 15 минут, самолет осмотрели военные приемщики, которые  обнаружили 13 дефектов по группе электрооборудования и аэронавигации.  Их быстро исправили. За несколько часов до боя курантов была принята винтомоторная группа – и самолет попал в план 1941 года.

...12 января в 13.20 на летном поле появились Петляков и Изаксон.  В 13.45 два самолета один за другим поднялись в небо.

Легендарные "пешки"

Летевший в машине 12-11 Изаксон потом вспоминал, что его внимание привлекла бурная жестикуляция стрелка-радиста, но слов он не понял. Только на земле узнал, что тот показывал: машина Овечкина отвернула от курса и, объятая пламенем, ушла налево. По одним сведениям, машина упала в поле, по другим – в лесу. Авиакатастрофу видели многие жители деревни Мамешево, первыми – мальчишки, работавшие на току.

Михаилу Федоровичу Клопову в тот год было тринадцать лет. Он вспоминает:

«До сих пор помню обгорелые трупы летчиков. Они были в меховых комбинезонах, а рядом лежало кровавое месиво, из которого торчала нога в сапоге. Потом я узнал, что это и был авиаконструктор...»

По злой иронии судьбы Петляков погиб в самолете собственной конструкции. Через несколько дней в Казани состоялись похороны экипажа. Был на них и прилетевший из Омска А.Н. Туполев. В ушах участников траурной церемонии долго еще звучал его рыдающий возглас над могилой: «Что же ты наделал, Володька!».

Естественно, в эти минуты о том, что у двух авиаконструкторов был конфликт интересов, никто не вспоминал. Даже сегодня те, у кого есть на этот счет важная информация, отказываются ее озвучивать публично.

Владимира Петлякова и экипаж похоронили на Арском кладбище. Четыре могилы через год были объединены общей оградой.  В середине - высокое надгробие Петлякова, по трем углам - надгробия членов экипажа.

Когда устанавливали современный мемориальный комплекс Владимира Петлякова, на стеле оказалось только одно имя авиаконструктора. Хотя под массивным гранитным памятником были еще три могилы. Мы не знаем, когда и почему это произошло. 

Документы свидетельствуют, что прорабатывалось несколько версий происшедшего – от технической неполадки самолета до диверсии и вредительства. Была даже версия о нападении вражеского самолета.

Одной из первых была выдвинута версия о том, что авиакатастрофа произошла из-за плохих погодных условий. Однако очевидцы происшествия утверждали, что погода была морозная и ясная.

Возможной причиной падения самолета называли пожар, возникший на борту самолета, но судмедэксперты не нашли окиси углерода в телах погибших.

Одна из возможных причин – обстрел самолета зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну, но она не нашла документального подтверждения, тем не менее,  исключить ее полностью не стали. Время ведь было военное…

Самой распространенной считается версия об отказе двигателя по причине возгорания. Рассекреченное дело о расследовании причин авиакатастрофы, случившейся 12 января 1942 года, содержит протоколы допросов рабочих, инженеров, конструкторов и военных приемщиков.

Судебно-медицинская экспертиза при вскрытии тела Ф. Овечкина обнаружила... пистолетную пулю. Баллистики дали заключение, что «пуля не имеет следов нарезки от ствола и покинула гильзу в результате разрыва патрона из-за высокой температуры». Эксперты установили, что летчик и штурман имели прижизненные ожоги.

В акте комиссии было отмечено, что очаг пожара на самолете №14/11 находился на внутренней поверхности правого крыла, на правой части центроплана имелись следы пожара. Возможная причина этого – подтекание бензина.

 Летчики называли машину авиаконструктора В.М.Петлякова «пешкой». Во  время войны эта "пещка" стала ферзем.

Памятное надгробие В. Петлякова на Арском кладбище

Материалы изучала Вероника ЛАРИОНОВА

Производственная практика 2008 года

 

 Личные вещи В. Петлякова в экспозиции музея КАИ

 

ПОСТСКРИПТУМ

Краеведу Ильдару Валееву удалось уточнить состав экипажа, с которым летел Владимир Петляков. Он привел их имена в своей книге о летчиках казанского авиазавода: летчик - старший  лейтенант Ф.А. Овечкин, штурман - лейтенант М.И. Гундоров, стрелок-радист - сержант В.Д. Скребнев.