Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Уроженец Казани Михаил Рощин
- 02 октября 2010 года
Первого октября 2010 года, на 78-м году жизни, в Москве скончался известный писатель и драматург Михаил Рощин. Как сообщили в семье покойного корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС, писатель умер от сердечного приступа по дороге в больницу.
Рощин родился 10 февраля 1933 года в Казани в семье Михаила Наумовича Гибельмана (1908) и Клавдии Тарасовны Ефимовой-Тюркиной (1911).
Довоенное детство Михаила Рощина прошло в Севастополе, в Крыму. Оно было счастливым и незабываемым. Наверное, поэтому он до сих пор так близко к сердцу принимает все, что там происходит.
Другие впечатления детских лет были не столь радужными: война, эвакуация, эшелон, бомбежки навсегда оставили свой жестокий след в памяти. Когда сейчас затевается спор, кого считать ветераном войны, а кого – нет, Рощин горячо доказывает, что даже ребенок, находившийся тогда в утробе матери, – участник войны.
Спустя много времени, уже зрелым мужчиной, он напишет одну из своих лучших пьес под названием «Эшелон» (1975), где попытается воссоздать эти детские впечатления и рассказать о женщинах, которые с достоинством вынесли на своих плечах все тяготы войны.
«Будь проклята война – наш звездный час!» – с болью восклицает автор этой пьесы, обошедшей многие сцены мира. Ее ставили во МХАТе и в «Современнике», в Хьюстоне и в Будапеште... – так написано о Рощине на сайте http://www.biograph.ru/bank/roschin.htm.
В 1943 году семья будущего писателя перебралась в Москву, откуда родом была его мать. После окончания школы он учился в вечернем Ленинском педагогическом институте, в 1953 году поступил в Литературный институт имени Горького.
«Когда мальчику было 16 лет, умер отец, оставив мать с тремя детьми. Все круто переменилось, и после окончания школы Рощин пошел работать фрезеровщиком на завод – он, старший, должен помогать матери, которую любил и боготворил всегда. Она была незаурядной женщиной, душой настоящего московского дома, куда постоянно с удовольствием приходили все – и уже знаменитые, и еще безвестные приятели сына. До конца своих дней с нежностью вспоминал ее Олег Ефремов, любил заскочить на огонек (благо Таганка рядом) и спеть для нее свою новую песню Владимир Высоцкий – впоследствии также друзья уже ставшего писателем Рощина.
В конце 1-го курса женился на любимице всего института Наталье Лаврентьевой, которая училась на выпускном курсе, и они решили уехать из Москвы работать в провинцию. М. Рощин перевелся на заочное отделение, и они оба стали литсотрудниками районной газеты небольшого приволжского города Камышина Сталинградской области, где строился в то время текстильный комбинат.
Он всегда про себя знал, что будет писателем. Никогда не хотел стать ни летчиком, ни моряком, что было странно для севастопольского мальчика. Делал себя сам, очень рано начал всерьез читать, и читал много, запоем, учась писательству. С детства часто болел, что, как полагают, тоже порой формирует писателя.
Еще работая на заводе, опубликовал в газете «Московский комсомолец» свой первый рассказ, конечно, робкий и беспомощный, но принесший столько радости и давший уверенность в себе. В Камышине в 1956 году вышел первый сборник рассказов Рощина «В маленьком городе». После публикации в 1957 году в журнале «Знамя» очерка о Братске Рощина взяли на работу в этот журнал.
Он много ездит по стране, печатается. В 1960-1963 годах он редактор отдела прозы легендарного в ту пору «Нового мира», которым руководил А. Твардовский, С 1965 по 1967 год заведует отделом литературы в редакции новаторского журнала «РТ» («Радио и телевидение»). В 1966 году становится членом Союза писателей СССР.
В 1963 году Рощин написал пьесу «Седьмой подвиг Геракла», которая из-за цензурных препятствий поставлена впервые была лишь 25 лет, в 1988 году, на сцене «Современника-2» Михаилом Ефремовым. В свое время собирался ставить эту пьесу Ефремов-старший в бытность свою в «Современнике». Что же пугало строгих цензоров в этой комедии на мифологический сюжет? В ней рассказывалось о том, как Геракл пришел в якобы процветающую, благополучную страну Авгия – Элиду, провонявшую, однако, дерьмом никогда не чищенных авгиевых конюшен, в страну, где все подчинила себе богиня лжи Ата.
Не ставилась и вторая пьеса – «Дружина», написанная в 1965 году. В центре событий – захватившие в маленьком южном городке власть дружинники, своего рода «отряд особого назначения», который подменил собой милицию, унижает людей, диктует свои нормы поведения. Присвоенная власть опьяняет и дает ощущение вседозволенности. Изо всех сил ей пытаются противостоять молодые герои пьесы, приехавшие в город. Но косвенно эта ржа разъедает и их души, склоняет к тому или иному внутреннему компромиссу.
«Дружина» до сих пор так и не увидела света рампы.
Правда, в 2000 году обе пьесы были опубликованы в двухтомнике избранных произведений Рощина, выпущенном издательством «Пик».
Ощутить себя автором театральным позволила ему только третья пьеса – сказка «Радуга зимой». В 1968 году ее поставил в Ленинградском ТЮЗе З. Корогодский. В ряды ведущих драматургов страны Рощина вывела пьеса «Валентин и Валентина», написанная в 1971 году. В московском «Современнике» режиссером спектакля стал Валерий Фокин , в ленинградском БДТ – Георгий Товстоногов, в МХАТе к ней обратился Олег Ефремов. Впоследствии пьеса обошла сцены десятков театров.
Спектакль «Валентин и Валентина» был и в репертуаре Казанского Большого драматического театра. Славу Рощина упрочил «Эшелон», премьера которого состоялась в московском «Современнике», где ее поставила Галина Волчек . Свою постановку в МХАТе представил зрителям и Анатолий Эфрос.
Завершаем большой цитатой из очерка на сайте Международного Объединенного Биографического Центра, заменив у глаголов время с настоящего на прошедший:
Вообще Рощина ставили много. Шутка ли сказать: 5 пьес шло только на сцене «Современника», 5 пьес – на мхатовской сцене. Он сотрудничал с лучшими режиссерами – это О. Ефремов, А. Эфрос, Г. Волчек, В. Фокин, Р. Виктюк, В. Плучек, Г. Товстоногов, З. Корогодский. В его пьесах переиграли почти все выдающиеся актеры страны, многим из них они принесли известность.
Стоит только назвать таких актеров, как А. Калягин, Е. Евстигнеев. В. Невинный, К. Райкин, В. Гафт, А. Миронов, А. Папанов, А. Вертинская, М. Неелова, Т. Лаврова, А. Покровская, О. Волкова, Е. Васильева, М. Зудина, и в памяти всплывают созданные ими ярчайшие образы.
Персонажи пьес Рощина отличались удивительной достоверностью, подлинностью без бытовизма, умением истово любить и так же страстно ненавидеть. Они жили и продолжают жить в обществе. Зачастую не зная того, люди в реальной жизни разговаривают репликами из пьес Михаила Рощина. Широко ставились помимо названных и пьесы «Спешите делать добро», «Ремонт», «Муж и жена снимут комнату», «Перламутровая Зинаида», «Галоши счастья», не говоря уже о многочисленных инсценировках и авторизованных переводах. Дважды выходили отдельными изданиями сборники драматических произведений Рощина: «Пьесы» (М.: Искусство, 1980) и «Спешите делать добро» (М.: Советский писатель, 1984).
Будучи по-настоящему театральным автором Михаил Рощин, конечно, не мог не быть женатым на известных актрисах – и Лидия Савченко, и Екатерина Васильева оставили заметный след в его жизни. Однако получилось так, что Рощин-драматург несколько затмил Рощина-прозаика. Он всегда продолжал писать повести и рассказы, и его книги «С утра до ночи» (1968), «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Южная ветка» (1982), «Чертово колесо в Кобулети» (1984), «Полоса» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988), «Избранное» (1988), несмотря на немалые в ту пору тиражи, мгновенно расходились, становясь библиографической редкостью. Большинство из них посвящены молодым героям, становлению личности человека, вступлению в жизнь, конфликтам с далеко не идеальной действительностью и конечно же любви.
Рощин потрясающе тонко пишет о любви, продолжая бунинскую традицию в русской литературе. Будучи сам человеком влюбчивым и внушавшим это чувство, Рощин и в своей прозе раскрывает собственный восторг перед жизнью, жажду любви, преклонение перед женщиной. А с каким пониманием русской природы и с каким упоением русским языком написаны многие его рассказы! Стоит вспомнить хотя бы «Бунин в Ялте», «Синдром Сушкина», «Сад», «Июль», «Раиска».
Его проза привлекает кинематографистов, известны экранизации его повестей «Роковая ошибка» (режиссер Н. Хубов), «Шура и Просвирняк» (режиссер Н. Досталь). В 1978 году, когда М. Рощин летел на премьеру своей пьесы «Эшелон» в Хьюстон, где ее ставила Г. Волчек, ему в самолете стало плохо, и вместо премьеры он очутился на операционном столе. Операцию на сердце ему делал сам знаменитый доктор Дебейки.
Несмотря на то и дело одолевающие его хвори, Рощин был человеком деятельным и неуспокоенным. Вместе с А. Казанцевым он с 1993 года, когда один за другим закрывались подобные печатные издания, стали издавать журнал «Драматург», а в 1998 году создали Центр драматургии и режиссуры, снискавший популярность у публики и театрального люда как место, где находит пристанище все новое и неординарное.
Рощин был одним из организаторов и на протяжении многих лет руководителем семинара молодых драматургов «Фестиваль в Любимовке». Регулярно вел мастер-класс на ежегодном Форуме молодых писателей России, проводимом Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. И самое главное – продолжал основное дело своей жизни – писал, не потеряв вкус к этому занятию.
В 2000 году он закончил новую пьесу «Серебряный век», которая была поставлена в Театре имени Моссовета и вошла в одноименный 2-й том избранных произведений писателя, выпущенных издательством «Пик». Первый том – «Сад непрерывного цветения» – включает рассказы и дневниковые записи писателя, так называемые «Блоки». Повести же вышли в другом издательстве под обложкой «Избранное» (М.: Терра, 1999), а затем «Роковая ошибка» (М.: Олимп, 2002) и «Моя самая платоническая любовь» (М.: АСТ, 2004).
И еще одно знаменательное событие: появление в серии «Жизнь замечательных людей» книги «Иван Бунин» (М.: Молодая гвардия, 2000), которую, как говорил сам Рощин, он «писал один год и всю жизнь». Своеобразие ее в том, что это не просто еще одно жизнеописание, это книга писателя о писателе, о творчестве, секретах ремесла, о бесконечно дорогой им обоим России.
На выходе и собрание сочинений Михаила Рощина, 5 томов, с трудом вмещающих его пьесы, статьи, прозу". М.М. Рощин награжден орденом «Знак Почета» (1984), он лауреат премии имени К.С. Станиславского (1999), премии Правительства Москвы (2002), премии имени академика А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (2003). Национальный комитет общественных наград РФ наградил Михаила Рощина орденом Петра Великого I степени «за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства» (2006).
Михаил Михайлович Рощин был членом Союза писателей Москвы, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России.