Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Адлер Бруно Фридрихович, историк
- Диляра МИНГАЛЕЕВА
- 07 марта 2005 года
Профессор Казанского университета Бруно Адлер принадлежал к числу ярких представителей науки начала XX века.
Крупный ученый, специалист в области географии, этнографии, археологии, антропологии и музейного дела, видный педагог.
Бруно Фридрихович (Федорович) родился 26 октября 1874 года в городе Воронеже. После окончания Воронежской гимназии в 1893 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Своими способностями обратил на себя внимание заведующего кафедрой географии и антропологии, профессора Д.Н.Анучина, который стал его учителем и наставником, привил любовь к географии, этнографии, музейному делу.
В 1899 году Адлер заканчивает университет с дипломом первой степени и едет для усовершенствования знаний в Лейпцигский университет. Работает в местном этнографическом музее, знакомится с другими подобными музеями Западной Европы. В 1901-м возвращается в Россию. В 1911-м его избирают на должность профессора кафедры географии и этнографии Казанского университета.
Появлению Адлера в Казани предшествовала довольно сложная интрига. На вакантную должность был объявлен конкурс. Два первых претендента были отвергнуты: ботаник Талиев – как «не специалист», географ Берг – из-за национальной принадлежности. В сложившейся ситуации выбор пал на Б.Ф.Адлера.
Он имел блестящее образование, широкий круг научных интересов, вполне соответствующих профилю кафедры, и значительный опыт педагогической работы. С приездом Адлера круг читаемых курсов был значительно расширен, увеличилось число преподавателей, стали больше уделять внимание практическим занятиям.
Студенты выполняли геодезические и гидрографические работы, принимали участие в археологических раскопках в Займище. Кабинеты пополнялись наглядными пособиями.
Много сил было потрачено на изготовление уникальной демонстрационной карты для лекционной аудитории. На пробковой основе создали физическую карту мира шириной 176 см и длиной 450 см. Нужные точки, рубежи, линии отмечались на ней при помощи булавок, флажков и мела.
Адлер создал лучший в России университетский музей археологии и этнографии. В нем были объединены все этнографические коллекции Казанского университета. Он сформулировал основные задачи географического и этнографического изучения Среднего Поволжья, и Татарской АССР в частности. В числе первых поднял ряд проблем, связанных с охраной природы и разумным использованием ее ресурсов.
В 1918 году Бруно Федоровича избирают председателем Общества археологии, истории и этнографии. Он становится деканом этнографического факультета Северно-Восточного археологического и этнографического института, созданного в Казани в первый год советской власти, с 1919 года возглавляет Казанский городской музей.
При нем музей становится не просто хранилищем ценностей, а научным центром. Усилилось внимание к истории и культуре местного края. Были открыты выставки «Старая Казань», искусства, этнографии и истории народов Востока, усилился приток новых материалов. Адлер являлся одним из наиболее выдающимся этнографов-музееведов страны.
Образование Татарской АССР внесло коррективы в его научную деятельность: по заказу Наркомпроса он пишет характеристику природных условий республики.
Время, когда кафедру географии и этнографии возглавлял Адлер, представляло наиболее яркую страницу этнографического образования в Казанском университете. С его отъездом в феврале 1922 года в длительную зарубежную командировку, из которой он в Казань уже не вернулся, этнография здесь прекратила свое существование и как наука, и как специализация.
Ее возрождение произошло позднее, усилиями учеников тех, кто учился у Адлера. В самом начале 30-х годов научная, педагогическая и общественная деятельность Адлера подверглась резкой критике. Он был объявлен буржуазным ученым, его труды были переданы забвению.
Точная дата его смерти не известна.