Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Четыре имени из многих тысяч народных депутатов
- 21 февраля 2006 года
Сегодня распространено мнение, что советы в СССР как органы представительной власти были всего лишь ширмой. Настоящей властью была власть Коммунистической партии. Трудно с этим спорить – КПСС, действительно, была всесильна. Но это не дает нам право забывать о людях, которые работали в Советах.
Прежде всего о руководителях Верховного Совета Татарской АССР. Напомним четыре имени – и при желании без особого труда можно найти в истории республики конкретный след от деятельности каждого.
Первым Председателем Президиума Верховного Совета ТАССР был Гали Афзалетдинович Динмухаметов.
Он возглавил Совет в 1937г. В Татарской энциклопедии о Гали Динмухаметове – всего несколько строк. На партийной и государственной работе – с 1920г., в 1926-1930гг. – 1-й секретарь Татаро-Башкирского бюро при ЦК ВКП(б). Он возглавлял первый парламент ТАССР, избранный гражданами республики путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на четыре года. Один депутат представлял 20 тысяч избирателей.
Верховный Совет принял Конституцию республики, избирал, учреждал и контролировал работу Верховного суда, Совета Народных Комиссаров, следил за соблюдением законов СССР, РСФСР и ТАССР на территории республики.
Президиум выступал тогда как самостоятельный высший коллегиальный орган государственной власти, наделенный собственной компетенцией. Он имел право оперативно решать многие неотложные вопросы государственного руководства, издавать указы и толковать законы республики, проводить референдумы, но во всей своей деятельности был подотчетен Верховному Совету.
Салих Галимханович Батыев возглавлял Президиум дольше всех – с 1960 по 1983 г.
Он пришел на советскую работу после Совета министров и Татарского обкома партии. Булат Султанбеков назвал очерк о нем «Политический долгожитель».
В жизни Батыева было много сложных моментов, были взлеты и падения. И человек он был неоднозначный. Мог бы стать первым человеком в республике, но попал в Верховный Совет. Не очень авторитетный орган власти сам по себе, в пору его работы там стал авторитетным в силу значимости руководителя Президиума.
Как пишет Б.Султанбеков, он любил, когда его называли президентом. Первый секретарь Татарского обкома КПСС Ф.Табеев стремился сохранять хорошие деловые отношения с бывшим «наследным принцем» (только интриги помешали ему занять место первого секретаря обкома партии), а через него - со старым номенклатурным слоем, в поддержке которого он нуждался.
Конечно, работа в Верховном Совете, где сессии проходили два раза в год, не соответствовала его политическому темпераменту. Но он находил, чем заняться - активно выступал в печати, написал вместе с талантливым историком М.Абдуллиным книгу, посвященную разоблачению Султан-Галиева и буржуазных фальсификаторов истории.
Следует отметить роль Батыева в возвращении доброго имени поэту Мусе Джалилю. Он сумел по-новому осмыслить некоторые события из жизни страны прошлых лет, впервые в СССР подписал акт проверки правомерности содержания граждан, признанных невменяемыми, в тюремной психиатрической больнице.
В 60-70-е годы интенсивно развивалось законодательство республики. Принимаются такие нормативные акты, как закон о бюджетных правах ТАССР и местных Советов депутатов трудящихся, законы о порядке отзыва депутатов Верховного Совета ТАССР и депутатов районного, городского, сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся. С 1957г. Верховный Совет самостоятельно утверждал годовые планы экономического и социального развития ТАССР, составленные на основе директив из Москвы, с 1971г. планы стали пятилетними.
В 60-х – начале 80-х годов были предприняты меры для активизации деятельности Советов всех уровней. Им были переданы некоторые полномочия партийных органов. Конституция 1977 г. подчеркнула принцип верховенства Советов депутатов трудящихся – теперь они назывались Советами народных депутатов. Выполняя решения съездов КПСС о необходимости усиления контроля Советов за работой исполнительных органов, Верховный Совет ТАССР на своих сессиях рассматривал отчеты о работе Совета министров республики.
Новая Конституция ТАССР, принятая в 1978 г., несколько расширила полномочия автономной республики, что отразилось и на компетенции ее Верховного Совета. В частности, Верховный Совет получил право окончательного принятия Основного закона республики и внесения в нее изменений, самостоятельного решения ряда территориальных вопросов.
Анвар Бадретдинович Багаутдинов, ныне покойный, возглавлял Президиум Верховного Совета с 1983 по 1985г., в 1985-1990 гг. был заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.
Республика тогда имела возможность участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и СССР, через высшие органы государственной власти и управления. Так, в Совет Национальностей Верховного Совета СССР было избрано 11 депутатов от ТАССР. В состав Президиума Верховного Совета РСФСР в качестве заместителя Председателя входил представитель ТАССР – Председатель Президиума Верховного Совета.
ТАССР в лице ее высших органов государственной власти принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР.
Шамиль Асгатович Мустаевстал Председателем Президиума Верховного Совета ТАССР в 1986 г.
Имел за плечами большую школу профсоюзной и партийной работы, финансовой деятельности (был министром финансов). Имелась и депутатская практика – входил в Верховный Совет ТАССР в 1967-1980 гг.
Ш.Мустаев представил в распоряжение редакции ксерокопии некоторых документов о своей депутатской деятельности, в частности, заметку из газеты «Правда» за 1986 г., в которой сообщается о том, что на заседании Президиума Верховного Совета СССР он выступил с докладом по вопросу о работе Советов народных депутатов Татарской АССР «по совершенствованию стиля и методов своей деятельности в свете решений XXVII съезда КПСС». На заседании выступал и первый секретарь Татарского обкома КПСС Г.Усманов.
Текст выступления Ш.Мустаева на сессии Верховного Совета РСФСР одиннадцатого созыва в 1989г. свидетельствует о том, что республиканский парламент жил в ногу со временем. Шамиль Асгатович сообщил коллегам, что Верховный Совет обсуждал этот вопрос на своей сессии и счел необходимым приостановить строительство промышленных объектов АЭС, обратиться с предложением в Верховный Совет СССР и Совет министров СССР.
На сессии ВС РТ 8 декабря 1989г. парламент республики намеревался вновь вернуться к этому вопросу, заслушав представителей Совета министров республики о проводимой работе по возможному перепрофилированию станции. Как известно, этот вопрос был закрыт в 1990 г. принятием постановления Верховного Совета, Председателем которого тогда был М.Шаймиев. Строительство Татарской АЭС было прекращено.
Материал подготовлен по книге «История Татарстана. XX век (Б.Султанбеков, Л.Харисова, А.Галямова). Использован Татарский энциклопедический словарь
«Казанские истории», №1-6, 2006 год