Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Безумству храбрых поем мы песню…

Юсеф Маврикиевич Древницкий был первым, кто совершил в Казани прыжок с парашютом с воздушного шара.

О предстоящем полете написала газета «Казанский телеграф»:

«8 сентября 1895 года состоится полет и прыжок с воздушного шара с парашютом известного русского воздухоплавателя Ю.М. Древницкого. Его полеты повсеместно пользуются громадным успехом. У нас состоится только один полет, так как воздухоплаватель приглашен на целый ряд полетов в разных городах России…»

После полета эта же газета сообщала:

«…С высоты 5000 футов (фут – 30 см) Древницкий спустился на парашюте-зонтике в Панаевском саду (ныне на этом месте стадион «Динамо»). Воздушный шар Древницкого был пошит из 2600 аршин полотна (1 аршин – 71 см), имел диаметр в 28 аршин, весил 7 пудов (1 пуд – 16 кг), поднимал 15 пудов. К трапеции шара в нижней его части был подвешен парашют-зонтик диаметром 14 аршин розового полотна. Аэронавт висел в 38 аршинах от сопла».

Родился Юсеф Древницкий в Польше в 1867 году, а вся его жизнь прошла в России. Готовился к деятельности юриста, а стал парашютистом и всю жизнь посвятил этому новому и крайне опасному делу. Прыгал он с воздушного шара, наполнявшегося перед полетом горячим воздухом и дымом.

Древницкий не случайно выбрал именно «допотопный» воздушный шар (монгольфьер). Такой шар можно было наполнять где угодно, и подготовка полета на нем обходилась дешевле. Взлетная площадка устраивалась обычно в городских садах, на ипподромах. Совершив два-три прыжка, Древницкий, перекочевывал в другой город. Но иногда отважный парашютист совершал по десять и больше прыжков, прыгая почти ежедневно.

Вход на взлетную площадку был платным. Но это не приносило Древницкому доходов. К тому же большинство зрителей предпочитало собираться за садовой оградой и на близлежащих улицах, оттуда и полет, и прыжок с парашютом были прекрасно видны. Нередко собранных денег не хватало даже на то, чтобы расплатиться с хозяином сада.

Часа за два до полета начиналось наполнение воздушного шара. Полотняную оболочку подвешивали над печью к середине веревки, протянутой между двумя высокими столбами. Вверх кирпичной печи был затянут густой проволочной сеткой, предохранявшей полотно от искр. Помощник Древницкого забирался внутрь оболочки и разжигал в печи огонь. Два десятка солдат, стоя на коленях, прижимали края воздушного шара к земле время от времени. Древницкий приказывал помощнику: «Сильнее пламя!». И новая порция ржаной соломы отправлялась в печь.

Воздушный шар постепенно полнел и, наконец, принимал форму гигантской груши объемом 1500 кубических метров. Шар снимали с печи и относили в сторону. Под шаром, к трапеции, цепляли парашют. Это был воздухоплавательный парашют, конструкция которого складывалась в течение многих десятилетий. Его купол (довольно большой площади – около 60 кв.м.) был сшит из розового или голубого шелка. Двадцать строп от купола шли к металлическому кольцу. К этому же кольцу крепились два прочных шнура, которые Древницкий перед полетом пристегивал к своему поясу.

Внутри парашюта проходила стропа, соединенная с замком. С его помощью купол парашюта прикреплялся к шару. На этой же стропе висел легкий деревянный обруч диаметром около метра. Он немного приоткрывал купол и тем самым помогал парашюту быстрее наполняться воздухом.

Древницкий не поднимался выше 600 метров. Потянув за центральную стропу, он отделялся с парашютом от шара. Через две-три секунды парашют раскрывался, а покинутый воздушный шар переворачивался и падал, оставляя за собой шлейф дыма.

Полная риска жизнь Древницкого несла с собой массу приключений, иногда он бывал на грани гибели. Не раз его воздушный шар, стоивший немалые деньги, воспламенялся во время наполнения и сгорал. Это случилось в 1909 году на стартовом столе в Казани, когда в один миг сгорел шар стоимостью в 700 рублей!

Тогда Древницкий осел в Казани на всю зиму, пока шили новый шар. «Летун» даже затеял выпуск новой газеты «Волжский вечер». Редакция размещалась на Рыбнорядской улице (ныне ул.Пушкина), в доме Марусова (ныне разрушен).

Бывало, воздушный шар сгорал в воздухе. Случалось ему спускаться на воду, на крыши домов, на деревья и трамвайные провода.

К 1910 году у Древницкого насчитывалось более четырехсот прыжков с парашютом – цифра и в наши дни солидная. В то время это был мировой рекорд.

Когда летом 1912 года он побывал в Казани последний раз, у него уже была пятая сотня таких полетов.

В сентябре 1910 года в Петербурге состоялся большой праздник воздухоплавания, где произошло ужасное событие. У летчика Л.М. Мациевича разрушился в воздухе летательный аппарат «Фарман». Маленькая черная фигура авиатора выпала из самолета и полетела вниз, опережая падавшую машину.

Гибель капитана Мациевича ясно показала, что авиаторам необходимо иметь средства спасения при катастрофах. Прыжки Древницкого, казалось бы, подсказывали: это должен быть парашют. Ответ на этот вопрос, как известно, нашел россиянин Глеб Евгеньевич Котельников. Он вспоминал, что именно гибель Мациевича подтолкнула его к изобретению авиационного ранцевого парашюта. Через несколько дней после трагедии, разыгравшейся над Петербургом, он сказал репортеру «Петербургской газеты»: «Применение парашюта к аэроплану – моя заветная мечта».

Котельников, по своей основной профессии актер, уже на следующий год осуществил свою заветную мечту – изобрел для летчиков надежное спасательное средство в случае аварии самолета, назвав парашют РК-1 (Русский – Котельниковский первая модель).

Он подал заявку на патент 27 сентября (по старому стилю) 1911 года и 6 июня 1912 года удачно испытал свой парашют.

Древницкий тоже работал над конструкцией авиационного парашюта. Газеты писали, что его проект рассматривался в Севастопольской авиационной школе и был одобрен. Осенью 1913 года в Одессе он демонстрировал управляемый парашют, позволявший в какой-то мере маневрировать в воздухе и, следовательно, выбирать место приземления.

Первая мировая война положила конец полетам отважного аэронавта. В 1917 году он тяжело заболел и незадолго до Октябрьской революции скончался.

Юзеф Маврикиевич был образованным человеком. Вторым его призванием была журналистика. Одно время он работал как профессиональный журналист в киевских, казанских и московских газетах. Его воспоминания о приключениях в воздухе, опубликованные во многих российских газетах, читаются с захватывающим интересом.

Старейший русский летчик Б.И. Россинский знал Древницкого и впервые увидел его полеты еще в начале ХХ века. Он писал:

«На меня эти эксперименты произвели неизгладимое впечатление. Это он дал мне толчок быть летающим человеком… Он горел на своем любимом деле и, несмотря на получаемые увечья, не бросал его, как и мы, энтузиасты того времени».