Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанский университет: Соединить усилия «всех местных культурных людей»

В 2003 году году исполнилось 125 лет с момента создания прославленного Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.

В конце ХIX – начале ХХ века это научное содружество было одним из лидирующих европейских центров по изучению истории, археологии и этнографии восточных народов России. Эмпирические наблюдения и теоретические исследования о материальной и духовной культуре татар, чувашей, мордвы, удмурт были знамением своего времени и вводили историю народов Поволжья в орбиту мировой науки. Многие из тех, кто входил в общество, а среди них была как университетская профессура, так и простые любители местной старины, знали несколько восточных языков, в том числе свободно общались по-татарски.

После закрытия знаменитого Восточного разряда именно здесь нашли свое развитие богатые традиции знаменитой Казанской востоковедческой школы, у истоков которой стояли такие корифеи, как В.В.Радлов, А.К.Казем-Бек, И.Ф.Готвальд, И.Н.Березин.

В первые годы своего существования общество быстро завоевало международное признание и авторитет. Не случайно труды многих ученых – Н.Катанова, Ш.Ахмерова, К.Насыри и многих других – переводились на иностранные языки, их изучали в университетах Германии, Франции, Англии, Голландии и других стран. Не случайно библиотеки и музеи более 50 стран, в частности, Ватикана, Бельгии, Австрии, Норвегии, Турции, США, а также около 150 научно-исследовательских учреждений России проявляли активный интерес к деятельности Казанского общества и осуществляли регулярный обмен литературой.

Огромная коллекция от каменного до железного века, собранная членами общества, легла в основу археологического и этнографического музеев Казанского университета, отдельные коллекции хранятся в Национальном музее РТ и его филиалах и даже в Эрмитаже. Память о былой славе хранят теперь архивы, в фондах которых – протоколы заседаний, отчеты и 34 тома уникального научного наследия, представленного в журнале «Известия».

В честь 125-летия общества в Национальном музее РТ прошла конференция «Общество археологии, истории и этнографии: вехи истории».

Начало истории

Волго-Камский регион с центром в Казани издавна являлся источником огромного интереса для европейский и азиатских путешественников, этнографов, ученых.

«Казань, со своими татарами, чувашами, черемисами, – писал немецкий историк и этнограф П.Томас, – уже давно возбуждала мое любопытство. Я твердо решил себе не покидать России, не посетив этой обширной губернии, столь интересной в столь многих отношениях».

На страницах университетских изданий, таких, как газета «Казанские известия», журналы «Казанский вестник» и «Заволжский муравей», публиковались материалы по этнографии с описанием истории инородцев. Среди них можно отметить труды профессоров И.Ф.Эрдмана, И.А.Износкова, местных историков и краеведов М.С.Рыбушкина, Н.К.Баженова, Н.Я.Агафонов. Профессор В.А.Сбоев опубликовал в «Казанских губернских ведомостях» цикл статей, которые вышли в 1851 году отдельной книгой – «Исследования об инородцах Казанской губернии».

Особо следует выделить работы по этнографии казанских татар Карла Фукса, профессора медицинского факультета Казанского университета, в, частности, его монографию «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении» (1844). В 1877 году крупным событием в научной жизни университета и Поволжья стал организованный под патронажем графа Уварова IV археологический съезд, в котором принимали участие ученые из Российских академий наук Москвы и Петербурга, Императорского Общества истории древностей российских, Русского географического общества, Московского археологического общества.

Выступавшие на съезде делегаты от Казанского университета – Д.А.Корсаков, С.М.Шпилевский и другие – обосновали необходимость создания общества для изучения Поволжья и Приуралья. Многие важные исторические документы находились в личном владении у населения Казанской губернии: собрать, обработать, ввести их в круг исторических источников было одной из важных задач.

«Мысль о необходимости учреждения в Казани ученого общества для изучения местного края в его прошедшем и настоящем, – читаем в годовом отчете о состоянии и деятельности общества за 1878 год, – далеко не новая и вполне естественная, в видах огромного значения нашего края. Эта мысль неоднократно высказывалась любителями местной старины – но, к сожалению, до самого последнего времени не получала фактического осуществления. IV археологический съезд <…> разом поставил на твердую почву вопрос об учреждении в Казани подобного общества».

Особый интерес вызвала выставка, устроенная в залах Казанского университета, на которой были представлены археологические экспонаты из Билярского и Булгарского городищ, книги по изучению инородцев Казанского края, рукописи на восточных языках, коллекции старинных монет, большая этнографическая карта Казанской губернии, национальные костюмы. В рамках съезда проводились также публичные чтения. Вот что об этом писал один из организаторов выставки – профессор И.Смирнов: «Даже знаменитая своей апатией казанская публика посчитала, что в стремлениях людей, начинавших копаться в местной старине, есть нечто нечуждое и для нее, она с невиданным усердием посещала лекции».

Ученое братство

На археологическом съезде были сформулированы задачи исследования местного края, направления поисков источников, которые заключались в «изучении прошедшего и настоящего русского и инородческого населения в территориях бывших Булгарско-Хазарского и Казанско-Астраханских царств, с прилежащими к ней местностями». Был решен ряд организационных вопросов.

Предполагалось создать три самостоятельных отделения – археологии, истории, этнографии, при каждом – музей и кабинет для обработки и хранения исторических источников.

Первый Устав был утвержден министром народного просвещения 18 марта 1878 года. Эту дата по старому стилю можно считать днем рождения общества. Первым его председателем был избран Петр Дмитриевич Шестаков – попечитель Казанского учебного округа.

К моменту создания общество насчитывало около сорока членов-учредителей. В основном это была интеллектуальная элита – профессора Казанского университета, которые, помимо своих прямых научных обязанностей, проводили археологические экспедиции для изучения материальных памятников Волжской Булгарии, изучали письменные источники, публиковали путевые заметки, статьи, фундаментальные исследования. Среди них – профессор русской истории И.А.Фирсов; доктор кафедры минералогии, президент Казанского общества естествоиспытателей А.А.Штукенберг; основатель Казанской педиатрической школы, организатор Общества казанских врачей, профессор Н.А.Толмачев (им описаны предметы, найденные в Ананьевском могильнике); профессор-медик Н.Ф.Высоцкий; основатель Казанской школы сравнительного языкознания И.А.Бодуэн де Куртенэ; профессор русской словестности Н.Н.Булич; доктор государственного права, профессор С.М.Шпилевский, перу которого принадлежат многочисленные работы по археологии и истории Казани и Казанской губернии, в частности, фундаментальное исследование «Древние города и булгаро-татарские памятники в Казанской губернии», не потерявшее своей актуальности и в наше время; профессор всеобщей истории И.Н.Смирнов, капитальные историко-этнографические труды которого («Черемисы», «Вотяки», «Мордва», «Пермяки») получили известность далеко за пределами России.

Почетными членами избирались лица, прославившиеся своими научными исследованиями. Среди них – И.Забелин, председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, Леон де Рони, сенатор Франции, председатель Парижского этнографического общества, профессор словесности Парижского университета Альфред Рамбо и другие/

Расцвет этнографии и краеведения связан с именем Николая Федоровича Катанова, который состоял действительным членом Общества археологии, истории и этнографии 28 лет (1894-1922), из них 16 лет (1898-1914) в качестве председателя. За это время в члены общества было принято 423 человека. Катанов активно привлекал к работе в татарских просветителей – К.Насыри, Г.Ахмарова, Г.Ильясова. По свидетельству известного татарского ученого-книговеда А.Каримуллина, в библиографических и каталогических описаниях Катанова фигурируют семь тысяч названий книг на русском, восточных и европейских языках.

Вторая ученая степень доктора сравнительного языкознания ученому была присуждена без защиты. Не случайно современники называли его «лингвистической энциклопедией

Однако при всей «звездности» общество стремилось быть доступным для людей самого различного служебного и сословного уровней, поэтому в его состав входили преподаватели, инспекторы гимназий, народных училищ, духовных семинарий, сельские учителя, студенты, священнослужители, чиновники, помещики и состоятельные горожане. Организаторы выступали с публичными лекциями, разъясняя простым горожанам смысл, цели и практическую значимость этнографической деятельности.

«...И врач, и судья, и учитель должны знать наперед среду, в которую идут», поэтому «нужно тщательно изучить местный край, его природу и человека, нужны соединенные усилия всех местных культурных людей...»

Особенно много «посторонней публики» было на торжественных годичных заседаниях Общества археологии, истории и этнографии.

«Известия»

В первый же год существования (1878) был создан печатный орган общества – «Известия», который явился своего рода «коллективной летописью истории края». За время существования общества вышло в свет тридцать четыре тома. На страницах «Известий» публиковали свои работы профессора университета С.Шпилевский, И.Смирнов, Н.Катанов, Н.Никольский, В.Магницкий, Ш.Насыров, Г.Ильясов, Г.Ахмаров, К.Фаизханов, и многие другие.

В трудах нашли отражение отчеты археологических, антропологических, этнографических экспедиций, программы для собирания сведений об инородцах: историко-этнографические очерки, произведения народного творчества, словари, научные исследования по вопросам археологии, истории и этнографии восточной части России, библиографические списки, переводные работы. Ценность опубликованных материалов заключалась в том, что большинство их авторов добывали сведения при непосредственном «погружении» в бытовую среду изучаемого народа.

В целом во всех работах, напечатанных в «Известиях», давалось представление об истории, быте и культуре поволжских народов, высказывались мысли об их происхождении, о культурно-бытовых взаимосвязях в процессе совместной трудовой жизни.

Фиксация этого огромного массива наблюдений, по словам современного этнографа профессора Евгения Прокопьевича Бусыгина, имела очень важное значение, так как многие элементы традиционной материальной и духовной культуры в то время находились на стадии исчезновения и уже в начале ХХ века стали недоступными для изучения традиционными этнографическими методами.

Как и многие краеведческие общества, Общество археологии, истории и этнографии было закрыто в 1931 году. История последних десятилетий существования остается до сих пор неизвестной, так как материалы архивов долгое время были не доступны для изучения.

В 1962 году ученые Казани предприняли попытку возрождения общества, однако его деятельность не получила развития.

Софья Файзи

«Казанские истории», №16-16, 2003 год