Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лихачев Андрей Федорович, казанский краевед

Село Полянки в Татарстане знаменито прежде всего тем, что 4 (16) июля 1832 года здесь родился Андрей Федорович Лихачев, который занимает особое место среди многих ученых и деятелей культуры, связанных с Казанью.

Одно из самых красивейших сел Спасского района – Полянки. Оно и впрямь раскинулось на живописных ягодных полянках, на высоком волжском берегу. От райцентра Болгар до Полянок – 25 километров. Причем, основная часть пути приходится на проселочную дорогу. Но не стоит жалеть времени на посещение Полянок. Особенно летом, когда село утопает в зелени, а с крутого берега открывается чудный вид на Волгу. Зимой же Полянки чем-то неуловимо напоминают знаменитый гоголевский хутор близ Диканьки: такие же утопающие в белых сугробах крестьянские домики, узкие тропочки меж ними и абсолютно идентичный с Диканьским желтый месяц в хороводе озорных звезд.

Имя Андрея Федоровича Лихачева прежде всего ассоциируется с богатейшей коллекцией, включающей в себя художественные полотна русских и европейских живописцев и орудия каменного века, серебряные и золотые булгарские украшения и бронзовое оружие ананьинского времени, предметы быта народов Поволжья и египетские древности. Однако значение деятельности А.Ф.Лихачева определяется не только его собранием, но и в значительной степени трудами в области археологии и истории, этнографии и нумизматики.

Андрей Федорович Лихачев по происхождению принадлежал к незнатному, но древнему польскому роду, который в свое время выдвинул двух дипломатов и ряд замечательных книголюбов и библиофилов. В 1426 году к великому князю Василию Темному прибыл из Польши вельможа Олег Богуславович Лиховец. После крещения он получил русские чины и новое имя – Алексей Лихачев. Андрей Федорович Лихачев – далекий предок того самого Лихачева.

Полянки стали родовым поместьем Лихачевых в 1770 году. Сохранилось предание о восстании Пугачева, которое затронуло и родовое поместье Лихачевых. В 1774 году пугачевцы наведались в Полянки, сожгли помещичью усадьбу. Сам барин – Александр Логинович Лихачев – был в ту пору в отъезде, а его молодую беременную жену с годовалой дочкой на руках крестьяне, якобы, спрятали где-то на берегу Волги. Там она родила сына Семена, дедушку Андрея Федоровича.

Вернувшийся барин отстроил новый дом, еще краше прежнего, с парадным крыльцом, с колоннами. Огромный барский сад, испещренный тенистыми аллеями, украшали уютные беседки и ажурные мостики. На досуге барин увлекался чтением книг, собрал великолепную библиотеку. А вот сына Семена книги не прельщали, он любил кутить и тратить деньги, поэтому отцовскую библиотеку не приумножил. К счастью, сын Семена – Федор оказался не таким.

Федор Семенович Лихачев начал карьеру как военный, а после выхода в отставку все свободное время стал отдавать коллекционированию древнего оружия. Мать, Глафира Ивановна происходившая из рода Панаевых, известного в Казани своей любовью к изящным искусствам, и приходилось близкой родственницей двух известным поэтам Панаевым. У Андрея было три брата – Иван, Борис, Петр и Логин, а также сестра Екатерина.

По свидетельству одного из биографов, он Андрей Лихачев от природы отличался слабым здоровьем и был очень замкнутым человеком с мягким характером. В имении благодаря стараниям матери Андрей Федорович получил первоначальное образование. В 1848 году Лихачев поступает в Казанский университет на физико-математический факультет пол разряду естественных наук. В этот период жизни он, по-видимому, еще не определил своих интересов – писал стихи, занимался живописью, много читал. Трудно установить, когда Лихачев обратился к занятиям по археологии и нумизматике, но вероятно, его интерес к коллекционированию и изучению древностей возник со знакомства с коллекциями отца и деда.

Во многом возникновению такого увлечения способствовало местоположение села Полянки, которое находилось всего в 20 км от знаменитых Булгар. Постоянные находки там древних монет и вещей, особенно богатые в 50-х годах XIX века, легкость их приобретения, возможность самому осмотреть древние развалины – все эти обстоятельства не могли не вызвать интерес у юноши, в роду у которого древности издавна собирались и ценились. Изделия из драгоценных металлов скупались у крестьян за бесценок, как лом, и в большинстве шли в переплавку. Лихачев, понимая большую ценность древних изделий, не жалел денег на их покупку у старьевщиков, антикваров.

Дом Лихачевых в Полянках

После окончания университета в 1853 году Андрей Лихачев был принят на службу в канцелярию казанского губернатора, но пробыл там недолго. Уже через 5 лет он вышел в отставку и с этого времени всецело занялся коллекционированием древностей. Вскоре стал известен как собиратель древностей. Биографы имели все основания полагать, что через руки Андрея Федоровича прошли едва ли не все замечательные и интересные находки того времени. Благодаря столь обширным и постоянным сборам его коллекция стала быстро расти, и постепенно забава состоятельного любителя стала превращаться в планомерную научную деятельность. Интересы А.Лихачева окончательно определились в сторону изучения древностей Среднего Поволжья и восточной нумизматики. Лихачев не был академическим ученым, он знал историю не только по учебникам. Однажды он сам лично организовал археологические раскопки в селе Полянки.

В 60-70-х годах XIX века он предпринял несколько поездок в Германию, Францию и главным образом Италию. В эти годы он уже вел переписку со многими учеными России. Приходили ему письма и из Европы, в основном от тех лиц, которые приезжали в Казань для осмотра богатейшей коллекции.

Начало активной научной деятельности Лихачева связано с вступлением его в члены Русского археологического общества, а позднее – в члены Московского общества. Именно с этого времени он стал печатать свои статьи и сообщения в научных изданиях, участвовать в работе всероссийских съездов археологов.

В 1878 году при Казанском университете было организовано Общество археологии, истории и этнографии. Андрей Федорович Лихачев принял деятельное участие в его создании и вошел как член-основатель в совет общества, вместе с такими учеными, как П.А.Пономарев, А.А.Штукенбекер, Н.Ф.Высоцкий. Лихачев вел исследования по проблемам древней истории и археологии Поволжья и на 2-й всероссийский археологический съезд представил обширный доклад «Бытовые памятники Великой Булгарии», в котором он познакомил участников съезда с археологическими материалами Среднего Поволжья. Этим исследованием открылась серия его трудов, посвященных собственно археологии.

Обширность собранной Лихачевым коллекции, глубокий анализ предметов, широкая эрудиция и строгая научность исследований обратили на него общее внимание и выдвинули в ряд авторитетных ученых России.

Андрей Федорович Лихачев, занимаясь собранием булгарских древностей и составив значительную коллекцию, внес большой вклад в разработку вопросов истории Волжской Булгарии, в концепцию происхождения татарского народа. Аналитическое исследование предметов каменного века и первый систематический обзор культуры бронзового века местного края представлены в многочисленных трудах ученого, к сожалению, большей частью неопубликованных. Его перу принадлежали такие исследования, как: «Бытовые памятники Великой Булгарии», «Скифский след на Билярской почве», «Таблицы древнейших филиграней», «О находке татарского динара в 1888 году» и многие другие.

Уже после смерти Андрея Лихачева его дар передал городу его старший брат – адмирал Иван Федорович Лихачев. Герой-моряк, хотя и родился в Полянках, никогда не жил в Казани, но тем не менее стал почетным гражданином нашего города. В прошлом году ему исполнилось бы 175 лет.

В 1880-90-е годы Иван Лихачев проявил серьезный интерес к музейному делу. Адмирал особое внимание уделял провинциальным музеям, полагая, что они должны просвещать широкие слои населения, воспитывать патриотов. В одном из писем графине П.Уваровой он писал о том, что все самые лучшие музейные ценности берут себе столичные музеи, оставляя провинциальным второстепенные экспонаты. Именно в эти годы Лихачев-старший загорелся идеей о создании общедоступного музея в родной Казани. Эта мысль пришла к нему, видимо, после того, как он получил известие о смерти в августе 1890 года своего младшего брата – известного казанского краеведа. Иван Федорович был хорошо знаком с коллекцией, даже помогал ее собирать. Переписка братьев свидетельствует, что именно Андрей Федорович способствовал увлечению брата историей, археологией. После смерти младшего брата адмирала не могла не беспокоить судьба его знаменитых коллекций. Приехав весной 1891 года в Казань, И.Лихачев сразу же пригласил к себе казанского голову – Сергея Викторовича Дьяченко и сообщил ему о желании купить у вдовы своего брата его коллекции, чтобы передать их в дар городу и этим увековечить имя Андрея Федоровича Лихачева.

С.Дьяченко был человеком прогрессивных взглядов, снискавшим уважением своей многогранной деятельностью по благоустройству города. Е тому времени вопрос о создании городского музея уже дискутировался в научных обществах и местной печати. Предложение Ивана Федоровича пришлось как нельзя кстати, и в лице городского головы он нашел одного из энтузиастов этого дела.

Коллекции Андрея Лихачева составила основу открытого в Казани в 1895 году городского общедоступного музея (сейчас Национальный музей Республики Татарстан). В них было 14,5 тысячи экспонатов по археологии и этнографии, около 25 тысяч монет и медалей (булгарских, золотоордынских, греческих, римских, персидских), а также большое количество редких старинных книг и рукописей, картин Рембрандта, Тициана, Мурильо, Брюллова, Айвазовского, Шишкина и других художников, изделия из стекла и фарфора.

Казанские газеты того времени горячо приветствовали дар адмирала Лихачева, сообщая, что он готов заплатить за коллекции брата 200 тысяч рублей золотом.

Однако вдова Андрея Федоровича– Раиса Ивановна Лихачева, урожденная Тромимова, несмотря на то, что осталась после смерти мужа одна с четырьмя детьми на руках, старшему из которых было лишь 13, согласилась уступить коллекции всего лишь за 30 тысяч рублей. После этого все заботы о коллекциях брата до открытия музея И.Лихачев взял на себя.

 

Вице-адмирал Российского флота Иван Федорович Лихачев. С портрета второй половины XIX века

Благородный поступок И.Лихачева казанцы оценили очень высоко. Именно за этот дар городская Дума избрала его почетным гражданином Казани. Его имя было увековечено на одной из мраморных досок, прибитых у входа в городской музей в день его открытия – 5 апреля 1895 года.

Лихачев и Дьяченко совместно выработали условия передачи собрания. Иван Лихачев сделал запись о том, что коллекция Андрея Федоровича должна «... на вечные времена составлять отдельное целое под названием «Музей Лихачева» и никогда не смешиваться с другими отделами его». Дважды это условие было нарушено – в 1919 году, в пору революционных преобразований в крае, и в конце 60-х годов при передаче художественной коллекции А.Лихачева в фонды вновь созданного Музея изобразительного искусства ТАССР. Так что обширные коллекции А.Лихачева находятся сейчас в двух музеях: – Национальном и Музее изобразительных искусств РТ.

В отличие от научных, общественно-политические взгляды Андрея Лихачева известны гораздо меньше. В связи с этим стоит вспомнить, что в круг его знакомств входили представители революционно-демократического крыла, такие, как Н.А.Некрасов и И.В.Панаев, издававшие журнал «Современник», писатель Д.В.Григорович, чьи повести носят антикрепостнический характер, художник В.Г.Перов, картины которого обличают крепостническую Россию, передвижник И.И.Шишкин, художник-реалист Л.Каменев, также родом из Казани. С таким широким кругом знакомств, видимо, Андрей Федорович Лихачев не мог находиться в стороне от прогрессивных общественных и научных процессов, поэтому научные выводы ученого находят подтверждение в современных исследованиях.

После революции поместье Лихачевых ждала печальная судьба – оно было разграблено, разворовано, уничтожено. Сейчас от былого величия и красоты барского дома, от огромного сада ничего не осталось. Когда подъезжаешь к Полянкам и села еще не видно, взору открывается верхушка старой церкви, и вскоре она предстает во всей красе.

Это церковь Покрова Пресвятой Богородицы, памятник зодчества ХVIII века. К сожалению, храм уже много лет бездействует, никто за ним не ухаживает, и он медленно, но неуклонно разрушается.

Покровскую церковь на крутом берегу Волги возвел на свои средства местный помещик Логин Иванович Лихачев. Престолы в храме посвящены Святителю и Чудотворцу Николаю и преподобному Федору Студиту. Очень интересна трехъярусная колокольня с оригинальным входом – он идет с улицы и расположен в угловой части придела.

Когда-то в храме было многолюдно, жизнь здесь била ключом. Но с той поры много воды утекло. Все пришло в запустение. А тут еще одна беда подкатила – волжский берег интенсивно разрушается, великая река все ближе подбирается к храму. Берег нужно укреплять, иначе последствия непредсказуемы. Вопрос – где взять деньги? – долгое время тревожил жителей Полянок, которые мечтали восстановить свой храм, возобновить в нем религиозные службы. И вот дело сдвинулось с места. 17 октября 2001 года Покровская церковь в Полянках была освящена. Храм решено восстановить. Правда, денег требуется очень много, все сразу не потянуть. Предполагалось отстроить хотя бы одно крыло и начать вести службы уже весной 2002 года, что казалось вполне реально. Верующие жители Полянок с нетерпением ждали этого события.

В церковной ограде находятся склепы владельцев села Полянки – помещиков Лихачевых, слывших у местных крестьян добрыми. Среди этих фамильных захоронений – и могила выдающегося ученого, историка, этнографа, археолога, нумизмата, сотрудника Императорского Русского Археологического общества Андрея Федоровича Лихачева.

До недавнего времени, пока могилу не огородили, найти ее в хаотических зарослях высокой травы было трудно. Между тем, этот великий человек заслужил гораздо больших почестей, чем скромная ограда.

Несколько лет назад в Казани было принято решение о сооружении на могиле А.Ф. Лихачева в Полянках надгробного обелиска, обсужден проект памятника. Но как это у нас в последнее время часто бывает, подвела финансовая сторона. Дело застопорилось. Не открыт по объективным причинам в Национальном музее РТ, как было обещано, и мемориальный зал-музей Лихачева с материалами о его жизни и деятельности. Правда, на фасаде здания музея над его центральным входом воссоздан вензель «А. Л.» Когда будете в музее на площади Первого Мая, обратите на этот вензель внимание…

 При подготовке публикации использованы статьи

Людмилы КАРТАШЕВОЙ, корреспондента газеты «Республика Татарстан»,

Светланы ИЗМАЙЛОВОЙ, заведующей отделом Национального музея РТ,

Гульчачак НАЗИПОВОЙ, заместителя генерального директора этого музея.

«Казанские истории» № 15-16, 2002 год