Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1881 – Родился Николай Иванович Фешин. Закончил Казанское художественное училище в 1901 году. С 1909 утвержден Академией художеств в должности преподавателя этого училища

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Мирза Махмутов: «Культура – это благо незримое»

Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан.

Это один из основоположников теории и практики проблемного обучения, арабист и тюрколог, автор огромного количества работ по педагогике, общественный деятель и организатор образования. Академик Российской академии образования и Академии наук Татарстана, академик-секретарь отделения социальных, экономических и правовых наук АНТ, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор. Человек энциклопедического ума и исключительной эрудиции.

Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар Лямбирского района Мордовии. Он получил два образования – среднее специальное и высшее: окончил Иркутское военное авиатехническое училище и Московский военный институт иностранных языков.

В период с 1944 по 1956 год Мирза Исмаилович служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После завершения военной службы работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете.

С 1958 года Мирза Исмаилович более 20 лет работал министром просвещения Республики Татарстан, 20 лет был депутатом Верховного Совета республики. Он создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 18 лет оставался его директором. Одним из первых наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани.

М. Махмутов является автором огромного количества научных трудов как в области педагогики, так и в областях исламоведения и арабистики. Разработки и открытия М. Махмутова нашли отражение на страницах более 450-ти научных трудов и статей.

В круг его научных интересов входили также исследования по методологии педагогики и дидактики, вопросы развития национальной школы, лексикология арабского, татарского, русского языков и лексикография. Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, академик Мирза Исмаилович Махмутов – один из основоположников проблемного обучения, знаменитый в Татарстане арабист и тюрколог.

Он работал главным научным сотрудником Института социально-экономических и правовых наук, Академии наук Республики Татарстан, являлся руководителем российско-американской программы обучения в республике, научным консультантом Татарско-американского регионального института (ТАРИ), академиком-секретарём отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан. Мирза Исмаилович был экспертом ЮНЕСКО, членом созданного при ЮНЕСКО Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности. Принимал участие в таких крупных международных конгрессах, как международные конференции ЮНЕСКО в Таиланде, Александрии, Японии, конференции афро-азиатской солидарности на Кипре, III Европейском конгрессе по профессиональному образованию, конференции в Сиэтле (США).

Талантливый учёный, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, Мирза Исмаилович Махмутов разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса, создал новую систему (структуру и методы) современного урока. Серьезное внимание в своих научных исследованиях он уделял проблеме реформирования профессионального образования.

М. Махмутов выделял в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Формирование творческого мышления изначально ставилось специфической целью проблемного обучения.

По некоторым данным в современном российском школьном образовании до 75% учебных предметов направлены на развитие левого полушария, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения.

Среди 520 книг, статей, словарей особое место занимает «Арабско-татарско-русский словарь заимствований», который сохранил для поколений богатую лексику старого татарского языка. «Школьный русско-татарский словарь» на 19 тыс. слов был главным лексическим инструментом повышения качества усвоения русского языка татарами. В большом пласте иноязычных заимствований русского, и особенно татарского языков определенное место занимают слова и словосочетания, вышедшие из арабского языка.

Мирза Исмаилович отмечал, что этот слой заимствований имеет многовековую историю, он встречается не только в литературном, но и в разговорном языке татарского и русского населения, воспринимающего эту лексику как свою. Благодаря словарю преподаватели имеют возможность широко использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка, тем самым предложив обучающимся интересную альтернативу простой зубрежке слов.

Важной сферой деятельности Мирзы Махмутова стала его работа на кафедре филологии и страноведения Российского исламского университета, которая была организована им в начале 2004 года. Под руководством Мирзы Исмаиловича был подготовлен целый учебно-методический комплекс по изучению арабского языка, который начал создаваться с 2001 года. Данный комплекс содержит учебники различных уровней обучения, словарь синонимов и антонимов, аудиоматериалы и направлен на развитие мышления обучаемых и поднятие их творческого потенциала.

М. Махмутов – один из организаторов инновационного учреждения образования высшей школы.  Многие выпускники Татарско-американского регионального института работают как в системе образования, так и в других сферах.

Образование в данном вузе строилось в соответствии с американской системой. М.И. Махмутов уже со студенческой скамьи приобщал студентов к исследовательской деятельности, к науке. Студенты изучали татарский язык, арабский, активная работа проводилась по духовно-нравственному воспитанию. В последние 10 лет область интересов ученого расширилась в сферу политологии, социальной экономики, исламоведения, инновационных процессов в образовании.

За 10 лет им опубликовано более 100 работ по проблемам развития интеллектуального потенциала общества, анализу менталитета и развитию мышления россиян, татар. Ряд научных трудов Мирзы Исмаиловича переведён и издан на испанском, немецком, эстонском, узбекском и других языках.

Академик АНТ РАО, М. Махмутов остро откликался на все проблемы современности, публикуя в газетах и журналах статьи о языке, формировании национального самосознания, развитии национального образования, истоках терроризма, влиянии Запада и Востока на формирование ментальности россиян. Ученый отмечал, что в «условиях идеологического вакуума идет поиск новых идей объединения народов России.

Важнейшей идеей, по мнению ученого, может быть идея патриотизма и национального самосознания. Российский патриотизм должен воспитываться на основе общего исторического прошлого не только русских, а россиян, их совместно пролитой крови при защите России как единой родины, их совместного труда по созданию и развитию современного государства. Не следует игнорировать тот факт, что Россия – евразийское государство, она преемница Золотой Орды и четырех других татарских государств».

В последние годы академик М. Махмутов вернулся к любимой тематике Востока: «Пророк Мухаммад» – книга для российских школ. И, наконец, уникальная книга «Мир ислама», которая открыла глаза на многое как филологам-арабистам, так и историкам. Она соединила историю и современность, открыла мир Востока для молодежи и взрослых. Это настоящая энциклопедия истории, культуры и образования более чем 50 стран, проповедующих ислам.

Ученый подчеркивал, что ныне идет четвертая мировая война между Западом и Востоком, у большей части населения Запада нет объективных представлений об истории мусульманских стран и их культуре.

Особый интерес вызывал материал о проблемах просвещения в Средние века, а также развития мусульманской науки, что особенно актуально в связи с поиском мусульманскими учеными своей научно-религиозной идентичности в русле модернизации высшего образования. Ученый шаг за шагом исследуя вопросы развития мусульманских стран и роль религии ислам, искал причины, почему мусульманские страны отстают от европейских.

В учебном пособии автор дал оригинальную интерпретацию истории и современного ислама с учетом проблем глобализации, модернизации исламского общества. В предисловии Мирза Махмутов написал: «Почему в сознании значительной части студенчества и образованной публики не формируется положительное отношение к миру ислама?

Причин много. Одна из них – глобализация экономики и культуры – породила конфликтную ситуацию в мире. У большей части населения Запада нет объективного представления об истории мусульманских стран и их сегодняшнем состоянии…». Это отклик ученого на возрастающий в обществе интерес к мусульманской культуре. Мирза Махмутов часто критиковал эту отсталость и недостаточное использование прогрессивных средств западного образования.

В книге «Мир ислама» он особо выделил тунисскую систему образования, которая является прототипом французской системы. Поле сравнений у Мирзы Махмутова было достаточно широким, так как он посетил многие восточные и западные страны. Его лозунгом стал взаимный диалог культур. Именно в этом Мирза Махмутов видел выход из создавшейся ситуации неравенства взглядов. Он любил говорить: «Культура – это благо незримое».

При поддержке Мирзы Исмаиловича в ТАРИ, а потом и в Российском исламском университете (РИУ), открытом в Казани, стали проводится дни арабской культуры. Целью таких дней для академика Махмутова был не столько экскурс в историю, хотя и этому выделялось достаточно времени, сколько освещение традиций, обычаев и культурных особенностей арабо-мусульманского мира.

М. Махмутов вместе со своими учениками активно разрабатывал вопросы взаимосвязи экономики и интеллектуального потенциала общества, а также вопросы соотношения религиозного и светского знания в системе образования. Он понимал, что основу становления личности должны составлять духовные ценности.

За большой вклад в развитие отечественного образования Мирза Исмаилович Махмутов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, имеет почётный знак «За заслуги в развитии профессионально-технического образования» и почётный диплом американской Ассоциации общинных колледжей. Мирза Исмаилович – лауреат премии имени Н.К. Крупской за книгу «Школьный русско-татарский словарь» и лауреат премии АПН СССР за книгу «Современный урок. Вопросы теории».

Личность М. Махмутова неординарная. Он всегда занимал активную жизненную позицию, неустанно занимался общественной деятельностью. В Российской академии образования к М. Махмутову относились с большим уважением как к аксакалу, новатору, борцу, победителю в деле развития российского образования.

Умный, высокий, статный мужчина, с военной выправкой и густой шевелюрой, красивыми правильными чертами лица, глубоким взглядом, улыбкой и бархатным голосом. Таким будут помнить М. Махмутова в Москве и во всех уголках нашей страны. Его книги по теории и практике проблемного обучения, переведенные на десятки языков мира, прославили не только автора, но и научную педагогическую школу Татарстана и России. Три поколения учеников, студентов, аспирантов, учителей воспитаны на этих книгах.

Имя академика Российской академии образования (в прошлом – Академии педагогических наук СССР) Мирзы Махмутова пользуется в Татарстане огромным авторитетом. Достаточно сказать, что первые Махмутовские чтения прошли при жизни ученого, до начала вторых он не дожил лишь два месяца. С 20018 года в Татарстане присуждается Премия республики имени М. Махмутова.

Главная награда М. Махмутова – это всероссийское, мировое признание вклада ученого в науку и образование, уважение педагогов, любовь народа.

Подготовлено на основе реферата студентки Л. Давлетхановой

«Жизнь и деятельность Махмутова Мирзы Исмаиловича»

Читайте в "Казанских историях" - Мирза Махмутов: «Язык – это инструмент, который помогает познать культуру народа»