Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген

Среди святых защитников нашего Отечества священномученик Патриарх Московский и всея Руси Гермоген стоит в одном ряду с князем Александром Невским и преподобным Сергием Радонежским.

Таково мнение автора статьи «Адамант веры», размещенной в Интернете.

1 марта 2012 года исполнилось 400 лет со дня мученической кончины Патриарха Московского и всея России Гермогена. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя в районе Крылатское Москвы. Это будет первый храм в честь священномученика.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова летописец так писал о Патриархе Гермогене (Ермоген):

«Один среди врагов неистовых и гнусных изменников, великий святитель Божий в темной келье сиял добродетелью, как лучезарное светило Отечества, готовое угаснуть, но уже воспламенив в народе жизнь и ревность к великому делу».

Современники же называли его «адамантом веры». Главный подвиг своей жизни – твердое противостояние воцарению над Россией иностранного государя. Вдохновенную проповедь освобождения страны от иноземных захватчиков Патриарх Гермоген совершил уже в глубокой старости. За свои слова он поплатился мученической смертью. Но перед этим была долгая и славная жизнь, которая сама по себе осталась бы в истории Русской православной церкви и России. В памяти православных людей отец Гермоген навсегда останется человеком исключительной духовной силы.

  Пастырь Казанский

Родился Ермолай (таково было мирское имя святителя) около 1530 года в семье донских казаков. По другим сведениям, родственниками Ермолая были князья Голицыны или Шуйские. Его юношество и зрелые годы проходили на фоне могучих исторических сдвигов: царствование Ивана IV, опричнина, покорение Астрахани и Казани, Ливонская война, воцарение Бориса Годунова и кровавая трагедия в Угличе…

В какой-то степени Ермолаю было проще – он жил далеко от столичных хитросплетений. Еще подростком ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь в кремле, где познакомился со святителем Варсонофием. Его служение началось приходским священником при Гостинодворской церкви святителя Николая (она до сих пор не возвращена верующим, в здании располагается республиканское архивное управление).

По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». Доподлинно известно, что после чуда 8 июля 1579 года с явлением Казанской иконы Божией Матери Бог судил именно ему первому «взять от земли» святой образ, показать его собравшимся горожанам и потом торжественно, с крестным ходом, перенести в ближайший Никольский храм. В год обретения иконы он служил в только что созданной Казанской епархии.

В 1594 году он написал «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях», переизданное в 2005 в честь 450-летия Казанской епархии и 1000-летия Казани при содействии Фонда поддержки общественных организаций Казани. Будучи уже митрополитом, отец Гермоген составил службу Божией Матери в честь Ее иконы Казанской, написал тропарь «Заступнице Усердная»:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Вся дальнейшая жизнь Святителя Гермогена и даже его мученическая гибель были связаны с казанским образом. Предполагают, что в 1587 году, после смерти супруги, имени которой история не сохранила, казанский батюшка приехал в Москву, где в Чудовом монастыре принял постриг под созвучным именем Гермогена (Ермогена). Этот монастырь впоследствии был назван им обетным.

Последующее церковное возвышение казанского священника поражает стремительностью. 13 мая 1589 года владыка Гермоген был посвящен в епископа, и в том же году новоизбранный Патриарх Иов возвел его в сан митрополита Казанского и Астраханского. Став пастырем обширной паствы, немалую часть которой составляли новообращенные из местных народов, окруженные мусульманским и языческим большинством, святитель Гермоген сделал все, чтобы обращение не было формальным и Православие укрепилось в этом крае.

Он стал инициатором восстановления древней церковной службы апостолу Андрею Первозванному на основе полного перевода ее с греческого на церковнославянский язык. Он создал современную редакцию «Повести о Петре и Февронии, Муромских чудотворцах». Уже будучи Патриархом, в самый разгар смуты, охватившей страну, Гермоген методично продолжал исправление церковно-богослужебных книг, начатое еще преподобным Максимом Греком. Первосвятитель лично «свидетельствует» новый печатный перевод Евангелия, сборник Четьих-Миней.

Под наблюдением Патриарха в Москве, захваченной поляками, делаются новые станки для печатания богослужебных книг, строится новое здание типографии взамен старого, погибшего в пожаре 1611 года.

Его просветительское наследие велико и разнообразно. И все-таки не эти высокие труды сделали имя патриарха Гермогена духовным знаменем в роковой для России час.

 Смута – шаг к гибели Государства Российского

Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. Историки до сих пор спорят об истоках великой русской Смуты начала XVII века. Среди ее глубинных причин одни называют создание Иваном Грозным опричной «антисистемы» внутри государства, другие говорят об истощении царства войнами с Литвой и о двух страшных засухах при Борисе Годунове. Третьи указывают на главную причину – умаление нравственных ориентиров и национального единства, вызванное недостойным поведением тогдашней государственной элиты.

Когда первый Лжедмитрий со своей польской свитой победным маршем прошествовал к столице и воссел на троне московских царей, Казанский митрополит Гермоген молчал. Скорее всего, подобно большинству русских людей, верил вначале, что человек, пришедший из Польши, – на самом деле сын Ивана Грозного. Но когда псевдо-Дмитрий собрался сделать русской царицей католичку Марину Мнишек, святитель Гермоген не смог смолчать. Самозванец решил «облагодетельствовать» видного митрополита, назначив его на крупную государственную должность в Боярскую думу, нареченную на польский манер «сенатом».

Но вместо благодарности строптивый Казанский митрополит на пару с епископом Коломенским Иосифом осмелился письменно настаивать на обязательном крещении будущей русской царицы в православие. Обозленный царь приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение. Приказ исполнить не успели: через день Лжедмитрий был свергнут заговорщиками во главе с князем Василием Шуйским и убит.

Вскоре боярские соратники на Лобном месте «выкликнули» Шуйского царем. Василий Шуйский долго колебался в выборе нового патриарха. Прямой и даже крутой нрав Гермогена в вопросах веры был известен ему. Но понимал он и другое: шаткой власти «боярского царя» нужна была мощная легитимная подпора в лице принципиального и популярного в народе священника.

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В это время ему было более 70 лет. И вскоре вразумляющий, обличающий голос Патриарха вновь услыхала вся страна.

Когда Лжедимитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушине, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал:

«Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...».

Патриарх Гермоген противостоял изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, искоренить Православие. Он рассылал послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал всем объединиться и подняться на защиту веры и Отечества. Когда в Москве начался страшный голод, первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на самоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов.

Многотысячный отряд осадил лавру в сентябре 1608 года. Жестокая блокада монастыря длилась больше года, но результата не принесла, и в январе 1610 года интервенты с позором отступили.

По благословению Патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Поляки многократно посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы тот приказал распустить ополчение, угрожая смертной казнью. Святитель же твердо отвечал:

«Вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру!».

Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и думать лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру».

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриарха была явлена свыше: при вскрытии в 1652 году раки с мощами святителя они оказались нетленными. Через 40 лет после смерти Патриарх лежал как живой...

В 1654 году рака была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Русская православная церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

  Использованные источники: http://www.patriarchia.ru/db/text/547832.html http://bibliotekar.ru/zhizneopisaniya/63.htm http://www.foma.ru/article/index.php?news=6922 

Гульнара ФАИЗОВА, студентка Института социальных технологий КНИТУ-КАИ

Производственная практика в «Казанских историях» в 2012